ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Георгия на Псковской горе

3.3
Церковь Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской,  Варварка ул., д. 12, строение 1, построена в 1657 г. Колокольня и трапезная в 1818 г. В архитектуре присутствуют стили «Русское узорочье» и псевдоготика.
+ -

В эпоху Ивана Калиты рядом с Кремлем активно развивался Посад (территория Китай-города), который превратился в Великий Посад. Тогда же и установилась основная планировка улиц, включавшая Никольскую, Ильинку и Варварку. Эти три улицы сохранились до сегодняшнего времени. Если выйти из метро «Китай-город» к выходу в сторону Зарядья, то мы выйдем как раз у бывших ворот стены Китай-города, которые носили название Варварские, а в переходе у выхода видна часть сохранившегося фундамента. Идя в сторону Кремля, мы впереди и слева от себя увидим пятиглавый храм под изысканными золотыми крестами. Храм красивой архитектуры, но и весьма разнохарактерной. Это церковь Георгия Победоносца. Место это называется «что на Псковской горе». В разные времена ее упоминают как «на Варварском крестце у тюрем», «что на Варварской улице», «что на пяти улицах Трегубова». Название «у тюрем» происходит от Государева тюремного двора на восточной стороне улицы в ХVII веке.
Название «на Псковской горе» появилось в начале ХVI века (1510 г.) вследствие упразднения вольности Пскова и переселения «лучших людей» в Москву, в Великий Посад. Хотя зодчие из Пскова появились в столице и раньше. В 1489 г. ими был возведен Благовещенский собор Московского Кремля.
Дошедшее до нас здание храма было возведено в 1657 г. Архитектура самой церкви является ярким примером московской архитектуры середины ХVII века, «золотого периода русской самобытности» и стиля «русского узорочья». Основным признаком этого стиля является то, что кубический объем храма представляет собой «четверик», поставленный на высокий подклет. Такие подклеты были характерны еще в раннемосковском зодчестве, а здесь его необходимость объяснялась довольно крутым склоном, «горкой», спускающейся к Москва-реке. Поэтому мы можем увидеть два разных фасада. Один – не очень высокий со стороны улицы Варварки. Другой – высокий за счет подклета, откроется нам, если спустимся по лестнице вниз. Подклеты использовались для церковных и хозяйственных нужд.  Храм бесстолпный, с сомкнутым сводом. Четверик венчают оставшиеся после перестройки кровли два яруса московских килевидных кокошников. А классически было три яруса. Нижние закомары заложены кирпичом, и вместо красивого лоткового свода с позакомарным покрытием мы видим упрощенное четырехскатное покрытие. Храм пятиглавый. Центральный барабан чуть крупнее. Все барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясками и завершаются куполами луковичной формы. На апсиде и южном фасаде храма воссозданы каменные наличники на маленьких оконцах из наборных колонок и с килевидным завершением.
На этом московский колорит ХVII века заканчивается, так как перестроенная трапезная и колокольня выполнены в псевдоготическом стиле. Они относятся к началу ХIХ века и скрадывают объемы московской архитектуры. Правда, некоторые элементы стиля совпадают со стилистикой «Русского узорочья». Завершение наличников окон в формах «пламенеющей» готики вполне подходят к килевидным кокошникам.  Четырехъярусная колокольня, квадратная в плане, имеет рустованный первый ярус. Последний выполнен в виде уменьшенного арочного восьмерика с арками стрельчатой формы и пирамидками и заканчивается изящным ребристым барабаном с маленькой главкой и упрощенным крестом. Колокол на колокольне отсутствует.  Существующая раскраска храма, состоящая из белого и красного цветов, соответствует традиционным цветам московской архитектуры, возводимой из красного кирпича и белого известнякового камня.
Особую красоту придают надглавные кресты, выполненные в традиции ХVII века, ажурные, ромбовидной формы, заканчивающиеся на концах трилистниками, а также сиянием в центре в виде 12 лучей и полукруглой цатой в основании креста. Следует сказать, что далеко не всегда даже при хорошей реставрации храмовой архитектуры воссоздавались такие кресты.
Храм пережил пожар 1812 года. После него в 1818 г. на средства купца П.Ф.Соловьева была возведена колокольня. К 1827 г. завершили трапезную и Георгиевский придел. В 1838 г. главный храм соединили с колокольней с помощью застекленной каменной галереи. После революции 1917 года в церкви был склад. В 1979 г. здание передали в ВООПИиК для проведения выставок. В 1991 г. храм вернули верующим.
Так как строения храма использовались не по назначению, понадобилась серьезная реставрация интерьеров и фасада. Внутри были укреплены стены и оконные проемы. Фактически заново были выполнены росписи, изготовлен иконостас, подобраны иконы и киоты. Восстановлены каменные детали наличников и кокошников. Храм получил новое цветовое решение - все постройки покрашены в красный и белый цвета. Реставрацию проводила Мастерская Моспроекта - 2 ООО "РСК Архитектурное наследие". Она закончилась в 2013 г.
Является памятником федерального значения.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Ивановский монастырь

Ивановский монастырь

Малый Ивановский пер., 2

Два самых известных эпизода его истории связаны с женщинами: Салтычихой и Досифеей.

3.31
Дома
Спасская башня

Спасская башня

Кремлевская стена

Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку в Кремле располагалась церковь Фрола и Лавра. Указом от 16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно.

3.97
Дома
Пассаж К.С.Попова - Джамгаровых

Пассаж К.С.Попова - Джамгаровых

Ул. Кузнецкий Мост, д. 12/3, стр. 1

Именно была устроена первая московская ручная телефонная станция на 800 номеров.

3.2
Дома
Гостиница «Метрополь»

Гостиница «Метрополь»

Театральный проезд, д. 2

Грандиозное сооружение, в создании которого участвовали Мамонтов, Врубель, Андреев, Коровин, Поленов, Кекушев, пережило пожар, революционный штурм, советскую эпоху и вошло в новый век отелем категории 5 звезд.

3.83
Дома
Палаты Гурьевых

Палаты Гурьевых

Потаповский пер., д. 6

Дом в Потаповском переулке имеет длинную и очень интересную историю.

3.54
Дома
Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина

Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина

Неглинная ул., д. 6/2

Балет и драма – такова была начальная специализация училища.

3.75
Дома
Усадьба Толстых-Мещерских

Усадьба Толстых-Мещерских

Ул. Покровка, д. 3/7, стр. 1а

Уже во второй половине XIX века усадьба превратилась в доходное владение.

3.44
Дома
Палаты Сверчковых

Палаты Сверчковых

Сверчков переулок, д.8 стр. 3

Палаты XVII века.

3.91
Дома
Дом жилой, XVII-XIX вв.

Дом жилой, XVII-XIX вв.

Старосадский пер., д. 9, стр. 1

В Старосадском переулке, д. 9, стр. 1 расположено кирпичное здание, выходящее фасадом в переулок, хорошо известное всем исследователям истории Москвы, любимая многими «Историчка» - Государственная публичная историческая библиотека.

3.79
Дома
Дом с атлантами

Дом с атлантами

Солянка ул., д. 7, стр. 1

Здание представляет историко-культурную ценность как образец экспериментального для своего времени доходного элитного малоквартирного дома, у которого было самое современное техническое оснащение.

3.59
Памятники
Памятник М.С. Щепкину

Памятник М.С. Щепкину

Пушечная ул., д. 2/6 (у здания Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина)

Михаил Семенович Щепкин (1788—1863) — русский актер, один из основоположников русской актерской школы.

3.3