ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Георгия на Псковской горе

3.3
Церковь Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской,  Варварка ул., д. 12, строение 1, построена в 1657 г. Колокольня и трапезная в 1818 г. В архитектуре присутствуют стили «Русское узорочье» и псевдоготика.
+ -

В эпоху Ивана Калиты рядом с Кремлем активно развивался Посад (территория Китай-города), который превратился в Великий Посад. Тогда же и установилась основная планировка улиц, включавшая Никольскую, Ильинку и Варварку. Эти три улицы сохранились до сегодняшнего времени. Если выйти из метро «Китай-город» к выходу в сторону Зарядья, то мы выйдем как раз у бывших ворот стены Китай-города, которые носили название Варварские, а в переходе у выхода видна часть сохранившегося фундамента. Идя в сторону Кремля, мы впереди и слева от себя увидим пятиглавый храм под изысканными золотыми крестами. Храм красивой архитектуры, но и весьма разнохарактерной. Это церковь Георгия Победоносца. Место это называется «что на Псковской горе». В разные времена ее упоминают как «на Варварском крестце у тюрем», «что на Варварской улице», «что на пяти улицах Трегубова». Название «у тюрем» происходит от Государева тюремного двора на восточной стороне улицы в ХVII веке.
Название «на Псковской горе» появилось в начале ХVI века (1510 г.) вследствие упразднения вольности Пскова и переселения «лучших людей» в Москву, в Великий Посад. Хотя зодчие из Пскова появились в столице и раньше. В 1489 г. ими был возведен Благовещенский собор Московского Кремля.
Дошедшее до нас здание храма было возведено в 1657 г. Архитектура самой церкви является ярким примером московской архитектуры середины ХVII века, «золотого периода русской самобытности» и стиля «русского узорочья». Основным признаком этого стиля является то, что кубический объем храма представляет собой «четверик», поставленный на высокий подклет. Такие подклеты были характерны еще в раннемосковском зодчестве, а здесь его необходимость объяснялась довольно крутым склоном, «горкой», спускающейся к Москва-реке. Поэтому мы можем увидеть два разных фасада. Один – не очень высокий со стороны улицы Варварки. Другой – высокий за счет подклета, откроется нам, если спустимся по лестнице вниз. Подклеты использовались для церковных и хозяйственных нужд.  Храм бесстолпный, с сомкнутым сводом. Четверик венчают оставшиеся после перестройки кровли два яруса московских килевидных кокошников. А классически было три яруса. Нижние закомары заложены кирпичом, и вместо красивого лоткового свода с позакомарным покрытием мы видим упрощенное четырехскатное покрытие. Храм пятиглавый. Центральный барабан чуть крупнее. Все барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясками и завершаются куполами луковичной формы. На апсиде и южном фасаде храма воссозданы каменные наличники на маленьких оконцах из наборных колонок и с килевидным завершением.
На этом московский колорит ХVII века заканчивается, так как перестроенная трапезная и колокольня выполнены в псевдоготическом стиле. Они относятся к началу ХIХ века и скрадывают объемы московской архитектуры. Правда, некоторые элементы стиля совпадают со стилистикой «Русского узорочья». Завершение наличников окон в формах «пламенеющей» готики вполне подходят к килевидным кокошникам.  Четырехъярусная колокольня, квадратная в плане, имеет рустованный первый ярус. Последний выполнен в виде уменьшенного арочного восьмерика с арками стрельчатой формы и пирамидками и заканчивается изящным ребристым барабаном с маленькой главкой и упрощенным крестом. Колокол на колокольне отсутствует.  Существующая раскраска храма, состоящая из белого и красного цветов, соответствует традиционным цветам московской архитектуры, возводимой из красного кирпича и белого известнякового камня.
Особую красоту придают надглавные кресты, выполненные в традиции ХVII века, ажурные, ромбовидной формы, заканчивающиеся на концах трилистниками, а также сиянием в центре в виде 12 лучей и полукруглой цатой в основании креста. Следует сказать, что далеко не всегда даже при хорошей реставрации храмовой архитектуры воссоздавались такие кресты.
Храм пережил пожар 1812 года. После него в 1818 г. на средства купца П.Ф.Соловьева была возведена колокольня. К 1827 г. завершили трапезную и Георгиевский придел. В 1838 г. главный храм соединили с колокольней с помощью застекленной каменной галереи. После революции 1917 года в церкви был склад. В 1979 г. здание передали в ВООПИиК для проведения выставок. В 1991 г. храм вернули верующим.
Так как строения храма использовались не по назначению, понадобилась серьезная реставрация интерьеров и фасада. Внутри были укреплены стены и оконные проемы. Фактически заново были выполнены росписи, изготовлен иконостас, подобраны иконы и киоты. Восстановлены каменные детали наличников и кокошников. Храм получил новое цветовое решение - все постройки покрашены в красный и белый цвета. Реставрацию проводила Мастерская Моспроекта - 2 ООО "РСК Архитектурное наследие". Она закончилась в 2013 г.
Является памятником федерального значения.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Пассаж К.С.Попова - Джамгаровых

Пассаж К.С.Попова - Джамгаровых

Ул. Кузнецкий Мост, д. 12/3, стр. 1

Именно была устроена первая московская ручная телефонная станция на 800 номеров.

3.2
Дома
Палаты Сверчковых

Палаты Сверчковых

Сверчков переулок, д.8 стр. 3

Палаты XVII века.

3.96
Дома
Усадьба Толстых-Мещерских

Усадьба Толстых-Мещерских

Ул. Покровка, д. 3/7, стр. 1а

Уже во второй половине XIX века усадьба превратилась в доходное владение.

3.44
Дома
Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина

Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина

Неглинная ул., д. 6/2

Балет и драма – такова была начальная специализация училища.

3.75
Дома
Дом жилой, XVII-XIX вв.

Дом жилой, XVII-XIX вв.

Старосадский пер., д. 9, стр. 1

В Старосадском переулке, д. 9, стр. 1 расположено кирпичное здание, выходящее фасадом в переулок, хорошо известное всем исследователям истории Москвы, любимая многими «Историчка» - Государственная публичная историческая библиотека.

3.79
Дома
Гостиница «Метрополь»

Гостиница «Метрополь»

Театральный проезд, д. 2

Грандиозное сооружение, в создании которого участвовали Мамонтов, Врубель, Андреев, Коровин, Поленов, Кекушев, пережило пожар, революционный штурм, советскую эпоху и вошло в новый век отелем категории 5 звезд.

3.83
Дома
Спасская башня

Спасская башня

Кремлевская стена

Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку в Кремле располагалась церковь Фрола и Лавра. Указом от 16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно.

3.97
Музеи
Музей советских игровых автоматов

Музей советских игровых автоматов

Музей советских игровых автоматов в Москве расположен в центре города, на одной из старейших его улиц – Кузнецком Мосту. Летом 2015 года музей открыл двери в историческом здании пассажа К. С. Попова.

Музей работает как машина времени – он возвращает посетителей в счастливое детство. Экспозиция музея насчитывает более 50 игровых автоматов, среди которых такие легенды, как: «Морской бой», «Городки», «Снайпер», «Магистраль» и многие редкие экспонаты. Вы сможете вновь запустить их с помощью 15-копеечных монет и вдоволь наиграться, а также принять участие в экскурсии, увидеть, как устроены автоматы изнутри, узнать их непростую историю.

(Нет голосов)
Дома
Палаты Гурьевых

Палаты Гурьевых

Потаповский пер., д. 6

Дом в Потаповском переулке имеет длинную и очень интересную историю.

3.54
Дома
Ивановский монастырь

Ивановский монастырь

Малый Ивановский пер., 2

Два самых известных эпизода его истории связаны с женщинами: Салтычихой и Досифеей.

3.24
Дома
Дом с атлантами

Дом с атлантами

Солянка ул., д. 7, стр. 1

Здание представляет историко-культурную ценность как образец экспериментального для своего времени доходного элитного малоквартирного дома, у которого было самое современное техническое оснащение.

3.44
Памятники
Памятник М.С. Щепкину

Памятник М.С. Щепкину

Пушечная ул., д. 2/6 (у здания Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина)

Михаил Семенович Щепкин (1788—1863) — русский актер, один из основоположников русской актерской школы.

3.3