Церковь Знамения на Шереметьевом дворе имеет долгую и насыщенную историю. Первая деревянная церковь, построенная на этом месте, находилась во владении бояр Романовых, и датируется началом XVII века. Около 1655 года была возведена Каменная церковь. А в конце 1680-х — начале 1690-х годов, когда участок перешёл в собственность князей Нарышкиных, здесь построили новый храм, сохранившийся до наших дней.
Новая церковь была построена по заказу Льва Кирилловича Нарышкина, сына Кирилла Полуэктовича Нарышкина, тестя царя Алексея Михайловича. Она стала одной из первых московских церквей, выполненных в стиле нарышкинского барокко. Зарождение этого стиля было тесно связано с влиятельным родом Нарышкиных, его характеризует сочетание древнерусских архитектурных традиций и элементов западноевропейского барокко.
Архитектура храма уникальна: зодчий Яков Бухвостов, предположительно автор проекта, применил новую структуру церковного здания. Традиционный четверик первого яруса был увенчан тремя последовательно уменьшающимися восьмериками, последний из которых украшен луковичной главой. Церковь окружена открытой папертью в виде террасы-гульбища, что придаёт зданию выразительный и монументальный вид. Звонница встроена в центральную часть храма. Для того времени такое решение было новаторским и дало начало типу храмов под названием «под колоколы».
В середине XVIII века церковь вошла в состав усадьбы, принадлежавшей Екатерине Ивановне Нарышкиной, жене Кирилла Григорьевича Разумовского, последнего гетмана Левобережной Украины. В это время церковь была соединена галереей с главным домом усадьбы, известным позже как дворец К. Г. Разумовского.
После того, как в 1799 году владение купил граф Николай Петрович Шереметев, церковь стали называть Шереметьевской.
События Отечественной войны 1812 года оставили значительный след в истории храма. В ходе пожара церковь была сильно повреждена, но к 1847 году была восстановлена архитектором А. Г. Григорьевым. В ходе реставрации также были внесены изменения: объединены приделы с центральным алтарём, устроена новая солея, полы были заменены на каменные. Именно с этого времени храм стал не только домовым, но и приходским.
В советский период церковь была закрыта и использовалась для хозяйственных нужд, в частности как столовая и кухня ЦКБ. Такое использование привело к значительным утратам. Паперть и часть трапезной были разрушены, а элементы архитектурного декора нижнего яруса сбиты.
В 1950-е и 1970-е гг. в храме проводилась частичная реставрация, однако здание оказалось застроено со всех сторон и фактически лишилось своего прежнего величественного облика.
Истинное возрождение церкви началось в 2004 году, когда после длительного перерыва здесь вновь прошло богослужение. Этот момент стал отправной точкой для возвращения храма Русской православной церкви. Реставрационные работы, которые продолжались два года, были проведены под руководством главного архитектора Е. Г. Одинец. В ходе реставрации были восстановлены утраченные архитектурные элементы, в том числе барабан с главой над трапезной, дверные и оконные проёмы, первоначальная планировка подклета. Гульбище и другие исторические элементы были также возвращены, разобраны пристройки и надстройки.
Качественная и высококлассная реставрация храма была отмечена на ряде конкурсов. Усилиями многих специалистов были возвращены утраченные архитектурные элементы. В 2011 году проект реставрации стал лауреатом конкурса «Московская реставрация».

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.