Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Чистопрудный бульвар

Чистопрудный бульвар — пример пространства, где пруд стал основой городской планировки.Узнайте, как эта особенность определяла развитие территории на разных этапах её истории.     Чистопрудный бульвар сформировался на месте запруды реки Рачки, вдоль стены Белого города. Первоначально здесь находились скотобойни, а пруды назывались Погаными. В начале XVIII века Александр Меншиков привёл территорию в порядок, и водоёмы получили название Чистых прудов. В 1820-е годы, в ходе восстановительных работ после пожара 1812 года, был устроен бульвар — самый крупный по площади участок Бульварного кольца. Он быстро стал популярным местом прогулок и катания на лодках и коньках. В XIX–XX веках прежние усадебные владения вдоль бульвара постепенно превращались в городские учреждения. Значительную роль сыграло владение Московского почтамта, где располагались мастерские, отделения связи, Общество любителей художеств и позднее ведомственные службы. В конце XIX века здесь был построен трёхэтажный дом в «кирпичном» стиле, затем приспособленный под жильё и учреждения. Особое место на бульвар занимает театр «Современник», расположившийся в бывшем кинотеатре «Колизей». Литературная традиция связала бульвар с именами Телешова, Эйзенштейна, Грибоедова и Юрия Нагибина. Сегодня Чистопрудный бульвар остаётся одним из самых узнаваемых участков Бульварного кольца, соединяя исторические пласты старой Москвы и современную городскую жизнь.

Чистопрудный бульвар
Чистопрудный бульвар
Чистопрудный бульвар
Тургеневская, Чистые пруды

Чистопрудный бульвар — пример пространства, где пруд стал основой городской планировки.
Узнайте, как эта особенность определяла развитие территории на разных этапах её истории.

   

Чистопрудный бульвар сформировался на месте запруды реки Рачки, вдоль стены Белого города. Первоначально здесь находились скотобойни, а пруды назывались Погаными. В начале XVIII века Александр Меншиков привёл территорию в порядок, и водоёмы получили название Чистых прудов. В 1820-е годы, в ходе восстановительных работ после пожара 1812 года, был устроен бульвар — самый крупный по площади участок Бульварного кольца. Он быстро стал популярным местом прогулок и катания на лодках и коньках.

В XIX–XX веках прежние усадебные владения вдоль бульвара постепенно превращались в городские учреждения. Значительную роль сыграло владение Московского почтамта, где располагались мастерские, отделения связи, Общество любителей художеств и позднее ведомственные службы. В конце XIX века здесь был построен трёхэтажный дом в «кирпичном» стиле, затем приспособленный под жильё и учреждения.

Особое место на бульвар занимает театр «Современник», расположившийся в бывшем кинотеатре «Колизей». Литературная традиция связала бульвар с именами Телешова, Эйзенштейна, Грибоедова и Юрия Нагибина.

Сегодня Чистопрудный бульвар остаётся одним из самых узнаваемых участков Бульварного кольца, соединяя исторические пласты старой Москвы и современную городскую жизнь.

5.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Вид территории:
Улицы и бульвары
От Поганых к Чистым: река Рачка и предместья Белого города

Чистопрудный бульвар расположен в Басманном районе Центрального административного округа Москвы, между площадями Мясницкие Ворота и Покровские Ворота. Его протяжённость составляет 822 метра, нумерация домов ведётся от Мясницких ворот. Главная доминанта бульвара — Чистые пруды, которые, несмотря на привычное множественное число, сегодня представляют собой один водоём.

Основой для прудов стала запруда небольшой реки Рачки, протекавшей вдоль стены Белого города. Рачка начиналась в Поганой луже, далее шла по Колпачному и Подкопаевскому переулкам, пересекала Подколокольный переулок и улицу Солянку и впадала в Москву-реку немного выше устья Яузы. Сейчас река заключена в трубу, но её русло и пруды определили характер всей местности.

В XVI веке за Мясницкими воротами находились бойни — «Животинный двор», позднее «Государев боевой двор». Мясные отходы сбрасывались в ближайшее болото и пруды, образовавшиеся из запруды Рачки. Отходы разлагались, и вода издавала зловоние, отсюда название — Поганые пруды. Мясная торговля дала имя Мясницкой улице, а Костянский переулок обязан своим названием костям, которые мясники сваливали именно туда.

Во время правления Петра I движение по улицам, проходившим через Мясницкие и Покровские ворота, стало особенно оживлённым. Одна дорога вела к дворцовому селу Преображенское и Немецкой слободе, другая — от Ильинских ворот — к дворцовым сёлам Рубцово, Семёновское, Измайлово. Между этими трассами, под защитой стены Белого города, находилась Гавриловская патриаршая слобода с церковью, домами, садами и огородами прихожан.

Царедворцы быстро оценили удобство и выгодное положение этих земель. Александр Данилович Меншиков начал скупать дворы у жителей Гавриловской слободы, разбил здесь сады, привёл в порядок пруды и запретил загрязнять их. С этого времени Поганые пруды стали Чистыми. В доме переводчика Посольского приказа Андрея Кревета, рядом с построенной Меншиковым церковью Архангела Гавриил, первоначально размещалась основанная Петром I Школа математических и навигацких наук. Так территория у будущего бульвара рано оказалась связана и с царской инициативой, и с развитием образования.

Формирование Чистопрудного бульвара в XIX веке

Чистопрудный бульвар был устроен в 1820-х годах, когда на восстановление Москвы после пожара 1812 года были выделены значительные средства. Широкая зелёная полоса, идущая вдоль пруда, стала частью Бульварного кольца. По площади Чистопрудный — крупнейший среди бульваров кольца и второй по протяжённости после Тверского.

Планировка бульвара включает широкую главную аллею и более тихую боковую, отделённую газоном с группами деревьев и кустарников. Обе аллеи сходятся у расширенной площадки у воды, превращая пруд в естественный центр композиции. Вход на зелёную часть бульвара оформлен гранитным барьером со светильниками и каменными скамьями. За ним возвышается памятник А.С. Грибоедову, открытый в 1959 году (скульптор А.А. Мануйлов, архитектор А.А. Заварзин).

Уже в первой трети XIX века Чистые пруды стали популярным местом отдыха. Пруды с давних пор служили излюбленным местом катания на лодках, а зимой — на коньках. Автор путеводителя по Москве 1831 года приглашал читателя посетить бульвар, чтобы «полюбоваться здесь катанием на коньках на манер английский или петербургский».

Застройка по обеим сторонам Чистопрудного бульвара в первые десятилетия его существования была преимущественно дворянской. Тот же путеводитель 1831 года отмечал: «По обе стороны возвышаются такие домы, которые бы показались предкам нашим за нечто необыкновенное: необразованный ум их не мог бы никогда представить себе таких соразмерных каменных палат». Архивные данные, однако, не подтверждают наличия здесь особенно крупных или особо ценных в архитектурном отношении усадеб; «соразмерность» зданий была нормой классицизма. По богатству и представительству Чистопрудный бульвар уступал Тверскому и Никитскому, но уверенно входил в круг престижных московских адресов.

К середине XIX века крупные усадьбы стали меняться. Барские дома переходили к купечеству, чиновничеству, мещанам. На бульваре появляются многоэтажные доходные дома, формирующие то непрерывную, то расчленённую фронтальную застройку вдоль зелёной зоны. Вместе с изменением социального состава жителей меняется и повседневная жизнь вокруг пруда: к прогулкам и катанию добавляются торговля, ремёсла, городские службы.

От усадеб к учреждениям: почтамт, медицина, просвещение, издательства

Характерные для Чистопрудного бульвара процессы особенно хорошо прослеживаются на примере крупных владений, примыкающих к прудам. Одно из них — участок Московского городского почтамта. В конце 1820-х – начале 1830-х годов к угловому почтамтскому владению со стороны Чистых прудов начали пристраивать кузнечные мастерские, сараи для экипажей и почтовых карет, двор был обнесён железной оградой. В 1840–1850-х годах по проектам архитекторов А. Кавоса и Г. Боссе строятся более удобные помещения для обслуживания посетителей, над позднее здания надстраиваются до шести этажей.

В одном из дворовых флигелей в 1860-х годах разместилось Общество любителей художеств под председательством А.С. Уварова. Здесь проходили выставки картин и публичные художественные чтения; свои произведения читали А.Н. Островский, А.Н. Плещеев, А.Ф. Писемский, А.А. Фет, А.Н. Майков. Бульвар, таким образом, становится не только прогулочной зоной, но и местом сосредоточения культурной жизни.

В 1895 году по проекту архитектора А. Попова был заложен трёхэтажный дом при Московском почтамте, выходящий фасадом на Чистопрудный бульвар. Его оформили в «кирпичном» стиле с использованием мотивов древнерусского зодчества: колонн, капителей, ромбовидных вставок, кокошников. Первоначально кирпич не штукатурили, позднее стали красить. В этом здании разместился «Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства». Во дворе в 1913 году действовала ветеринарная лечебница А.А. Петрова, после 1917 года дом был приспособлен под учреждения и квартиры. В 1922 году здесь работало «Трудовое объединение химчистки» — артель «Гамма», а в одной из квартир в 1929 году жил А.В. Свешников, тогда хормейстер Второго МХАТа. Затем здание заняла ведомственная поликлиника Московского почтамта.

Другой крупный участок связан с Гавриловской слободой и именами ряда известных владельцев. С середины XVI века территория входила в состав патриаршего владения, затем здесь жили штаб-лекарь Иван Мартынович Крейзель и видный врач Вильгельм (Василий Михайлович) Рихтер, автор трёхтомной «Истории медицины в России». После Отечественной войны 1812 года, в 1817 году, владение приобретает графиня Елизавета Фёдоровна Мусина-Пушкина. Современники называли её дом дворцом.

К середине XIX века усадьба переходит к другим владельцам и постепенно меняет функцию. В 1870-е годы в доме открываются «Пневматическая лечебница» с постоянными кроватями и «Водолечебница» доктора Виктора Степановича Богословского. В 1891 году владение приобретает Общество Московской-Киевско-Воронежской железной дороги, по проектам Д. Чичагова и С. Соколова дом перестраивается и в 1896 году надстраивается, здесь располагаются Управление Московского центрального радиоузла и факультеты Московского института инженеров транспорта.

В 1925 году здание передано Народному комиссариату просвещения РСФСР. В Наркомпросе в это время работали А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, Н.К. Крупская. В секторе науки действовали естественно-научная, социально-экономическая, педагогическая, научно-художественная, краеведческая группы, комитет по изучению мордовской культуры, экспертная комиссия по улучшению быта учёных (ЦЕКУБУ) под председательством М.Н. Покровского и при участии О.Н. Шмидта. Здесь издавались журналы «На путях к новой школе», «Коммунистическое просвещение», «Что читать деревне», «Красный библиотекарь», «Будь готов», «Клуб», «Советское искусство», работало Всероссийское общество охраны природы. В этом доме возникла библиотека по вопросам педагогики, впоследствии ставшая основой Центральной педагогической библиотеки имени К.Д. Ушинского.

В 1930-е годы здесь размещалось Всероссийское Бетховенское общество, клубный зал Наркомпроса вмещал около 300 человек. Дом связан с именем М.А. Булгакова, который бывал здесь по литературным и театральным делам; в романе «Мастер и Маргарита» упомянута «Акустическая комиссия», якобы находившаяся в этом здании. В 1934 году Наркомпрос посетил Герберт Уэллс. На фасаде установлены мемориальные доски Н.К. Крупской (1959) и А.В. Луначарскому (1986).

Ещё один крупный блок владений связан с фамилиями Походяшиных, Кашкиных и Пашковых. С середины XVIII века здесь располагались несколько участков с садами и прудами. Владельцы — от дворцового служителя Василия Думашева и армянского купца Арона Израилевича Израилева до генерал-губернатора Евгения Петровича Кашкина и его потомков, в числе которых был декабрист Сергей Николаевич Кашкин. В начале XIX века объединённое владение переходит к Аграфене Алексеевне Дурасовой, затем — к её родственникам Пашковым.

В 1789–1792 годах для Пашковых был выстроен главный дом в стиле классицизма с колонными портиками и проездом в центре, разбит новый сад, благоустроен пруд. Дом Пашковых славился гостеприимством, здесь проходили масленичные «санные катания», бывали А.С. Пушкин и его современники. Постепенно, однако, постоянные застолья и карточная игра привели к разорению; владение было передано в казну, а затем приспособлено под казённую запасную аптеку. К середине XIX века появляется окружное инженерное управление, а позже — многоэтажная застройка по линии бульвара. На месте садового пруда к столетию Бородинского сражения было построено деревянное здание панорамы «Бородинская битва» художника Франца Рубо; после его разборки в 1920-е годы территория застраивается многоэтажными домами и административными зданиями.

Другая часть бывшей усадебной территории связана с семьёй Тупицыных, занимавшейся мучной торговлей и носившей звание потомственных почётных граждан. В 1871–1873 годах по проекту архитектора Августа Егоровича Вебера здесь возникли двух- и трёхэтажные корпуса, позднее надстроенные. В начале XX века на этих участках располагались Российское телеграфное ведомство, лечебное заведение Карла Эрнста, Акционерное общество Моргана, доставлявшее графит. Здесь же жил артист Александр Герасименко и купец Рудольф Левинсон. Его сын Николай (1888–1966) стал известным историком-москвоведом, археологом и пушкинистом, участвовал в обследовании усадеб, работал в Историческом музее, одним из авторов книги «Пушкинская Москва».

Таким образом, на протяжении XIX–XX веков бывшие дворянские усадьбы вдоль Чистопрудного бульвара последовательно превращались в учреждения связи, образования, здравоохранения и издательского дела. В 1930 году в глубине одного из участков был построен пятиэтажный корпус типографии, в 1950-е годы надстроенный и объединённый с новым зданием. Здесь размещалось издательство «Московский рабочий», выпускавшее литературу по москвоведению и популярные серии «Биография московского дома», «Биография московского памятника», а также журналы «Городское хозяйство Москвы» и «Архитектура и строительство Москвы».

Бульвар XX–XXI веков: пруд, транспорт, публичное пространство

В XX веке облик Чистопрудного бульвара продолжал меняться, но его центральная роль сохранялась за прудом и прилегающими аллеями. В 1960 году берега пруда были укреплены камнем, а в 1966 году — бетоном. Пруд, обсаженный липами, обнимают две узкие аллеи, сходящиеся в конце бульвара.

В январе 1966 года у воды открылось двухэтажное стеклянное кафе, ставшее заметным элементом нового городского быта. В 1982 году здание перестроили, а в 2000-е годы на его месте сформировался современный комплекс «Белый лебедь». В 2006 году рядом с ним был установлен памятник Абаю Кунанбаеву и сооружён фонтан, что подчеркнуло статус Чистых прудов как общественного пространства, открытого для различных культурных акцентов.

У начала бульвара еще недавно заканчивались трамвайные пути, которые раньше проходили по всему Бульварному кольцу. Связь бульвара с транспортной системой города, как и в петровское время, остаётся важной чертой: Чистые пруды продолжают быть узлом пересечения пешеходных маршрутов и городских транспортных потоков.

В застройке бульвара XX век оставил заметные следы. Здесь можно увидеть здания периода советского авангарда и раннего «большого сталинского стиля», а также примеры послевоенных надстроек над дореволюционными домами. Наиболее известным общественным зданием нечётной стороны бульвара стал театр «Современник», занимающий бывший кинотеатр «Колизей».

«Колизей» был построен в 1913 году по заказу купца Александра Гуськова архитектором Романом Клейном. В его облике сочетаются черты неоклассицизма и мотивы античной архитектуры. В фойе был устроен зимний сад. В 1924–1932 годах здесь работал Первый рабочий театр Пролеткульта, затем — Московский драматический театр ВЦСПС под руководством режиссёра Алексея Дикого. В 1970 году кинотеатр закрыли, а спустя четыре года в здание переехал театр «Современник».

К 2016 году физический износ конструкций и инженерных систем оказался значительным. Для сохранения театра и приспособления его к современным требованиям была проведена масштабная реставрация: укреплён фундамент и плиты зрительного зала, восстановлена кирпичная кладка, заменены перекрытия, выполнена гидроизоляция, обновлена кровля, смонтировано современное сценическое и инженерное оборудование. Реставраторы вернули зданию исторический облик, восстановив лепнину, карнизы, входную группу. В вечернее время театр подсвечивается, становясь одной из визуальных доминант бульвара.

Литературные и культурные ассоциации Чистых прудов

Чистопрудный бульвар многократно упоминается в русской литературе. В дореволюционной прозе он присутствует у Писемского, Лескова, Боборыкина. Период НЭПа на бульваре отражён в рассказе В. Катаева «Ножи». Бульвару посвящена книга Юрия Нагибина «Чистые пруды». 

О прудах написано немало стихотворений современных авторов, что поддерживает и развивает литературный образ этого места.

Культурный слой бульвара складывается не только из художественных произведений, но и из биографий людей, связанных с домами вдоль аллей. В одном из зданий жил и проводил свои «телешовские среды» писатель Н.Д. Телешов; в той же части бульвара в квартире № 2 в 1920–1934 годах жил режиссёр Сергей Эйзенштейн, что отмечено мемориальной доской. В домах, примыкающих к бульвару, работали издательства, редакции журналов, художественные и просветительские общества, здесь читали свои произведения драматурги и поэты, обсуждались вопросы новой школы и городского благоустройства.

Памятник А.С. Грибоедову у начала зелёной полосы напоминает и о литературной традиции, и о смене идейных акцентов. На этом месте в 1918 году, в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды, был установлен памятник Михаилу Бакунину работы скульптора М. Ковалева. Исполненный в абстрактно-футуристической манере, он вызвал резкое неприятие современников: по воспоминаниям, от ещё не полностью освобождённого от лесов монумента шарахались лошади извозчиков, в газетах появлялись статьи с заголовками вроде «Уберите чучело!». Памятник вскоре демонтировали. Спустя десятилетия на этом же месте появился памятник Грибоедову, чьё творчество связывает старую усадебную Москву и городскую культуру XIX века.

Бульвар как зеркало городской истории

История Чистопрудного бульвара — это путь от Поганых прудов у городской стены Белого города до одного из самых узнаваемых участков Бульварного кольца. Здесь переплелись следы скотобоен и патриарших слобод, петровских реформ и дворянских усадеб, купеческих доходных домов и государственных учреждений, учреждений связи, здравоохранения, образования и издательского дела.
Чистые пруды и сегодня остаются центром композиции, вокруг которого выстраиваются аллеи, дома, театры, памятники и маршруты. Менялись владельцы, фасады и этажность, появлялись трамваи, кафе, фонтаны и театральные огни, но главная линия истории оставалась прежней: это место, где городская жизнь, культура и память собираются вдоль воды, между Мясницкими и Покровскими воротами, в самом сердце бывшего Белого города.

Автор статьи: Ольга Греф
Поделитесь статьей с друзьями