Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Комсомольская площадь

Комсомольская площадь — место, где московская история соединяется с дорогами всей страны. Здесь величие трёх вокзалов создаёт неповторимый облик столицы, узнаваемый каждым путешественником.     Комсомольская площадь, долгое время называемая площадью трёх вокзалов, сформировалась вокруг Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов. Первоначально она носила название Каланчёвской по путевому дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой-каланчой. В 1933 году площадь переименовали в честь комсомольцев — строителей первой очереди метро. В XVII–XVIII веках здесь располагалось Каланчёвское поле — луга, болота, Красный пруд и ручей Ольховец. На его берегах находились путевой дворец и дворцовое Красное село, позже возник Новый полевой артиллерийский двор, надолго удержавший территорию от застройки. Эти места упоминаются в событиях Смутного времени, а в начале XVIII века на пруду проходили петровские праздничные фейерверки. После разрушения артиллерийского двора в 1812 году началось транспортное освоение района. В 1840–1850-х К.А. Тон построил Петербургский (Ленинградский) вокзал и здание таможни. В 1860-х появилось первое здание Ярославского вокзала, заменённое в 1902–1904 годах постройкой Ф.О. Шехтеля. В 1911–1926 годах по проекту А.В. Щусева был создан новый Казанский вокзал, ставший одной из архитектурных доминант площади. В 1930-е годы под площадью проложили первую линию метро и открыли станцию «Комсомольская», а в 1952 году — щусевский наземный вестибюль. Ансамбль дополнил построенный ранее Центральный дом культуры железнодорожников. Сегодня Комсомольская площадь остаётся крупнейшим транспортным узлом страны, сохраняя исторический облик, определённый Тоном, Шехтелем и Щусевым.

Комсомольская площадь
Комсомольская площадь

Комсомольская площадь — место, где московская история соединяется с дорогами всей страны. Здесь величие трёх вокзалов создаёт неповторимый облик столицы, узнаваемый каждым путешественником.

   

Комсомольская площадь, долгое время называемая площадью трёх вокзалов, сформировалась вокруг Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов. Первоначально она носила название Каланчёвской по путевому дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой-каланчой. В 1933 году площадь переименовали в честь комсомольцев — строителей первой очереди метро.

В XVII–XVIII веках здесь располагалось Каланчёвское поле — луга, болота, Красный пруд и ручей Ольховец. На его берегах находились путевой дворец и дворцовое Красное село, позже возник Новый полевой артиллерийский двор, надолго удержавший территорию от застройки. Эти места упоминаются в событиях Смутного времени, а в начале XVIII века на пруду проходили петровские праздничные фейерверки.

После разрушения артиллерийского двора в 1812 году началось транспортное освоение района. В 1840–1850-х К.А. Тон построил Петербургский (Ленинградский) вокзал и здание таможни. В 1860-х появилось первое здание Ярославского вокзала, заменённое в 1902–1904 годах постройкой Ф.О. Шехтеля. В 1911–1926 годах по проекту А.В. Щусева был создан новый Казанский вокзал, ставший одной из архитектурных доминант площади.

В 1930-е годы под площадью проложили первую линию метро и открыли станцию «Комсомольская», а в 1952 году — щусевский наземный вестибюль. Ансамбль дополнил построенный ранее Центральный дом культуры железнодорожников.

Сегодня Комсомольская площадь остаётся крупнейшим транспортным узлом страны, сохраняя исторический облик, определённый Тоном, Шехтелем и Щусевым.

Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Вид территории:
Площади
История названия

Комсомольская площадь (до 1933 года — Каланчёвская площадь) — площадь в Москве, на которой расположены три железнодорожных вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский. Именно поэтому она неофициально давно именуется «площадью трёх вокзалов». 

Согласно наиболее распространённому мнению, изначальное название площади — «Каланчёвская» — по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой — «каланчой». Каланчёвская площадь была переименована в «Комсомольскую» в 1933 году в честь комсомольцев — строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ. 

Каланчёвское поле в XVII—XVIII веках

В XVII веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле. С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 года как Великий, а впоследствии — как Красный. Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га). 

К югу из пруда вытекала речка Чечёра, через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки. На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.

На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля). Впоследствии, в конце XVII века, на западном берегу пруда — со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и ядер со стрельбищем. Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.

Красное село вошло в историю Смутного времени: 1 июня 1605 года там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722). Академик И. Е. Забелин в статье «Древности Москвы и их исследование» (1867) высказал предположение, что именно от празднеств в честь взятия Азова поле получило название, так как на нём были выстроены две вышки — «каланчи», копии азовских, которые показательно штурмовали русские солдаты.

При Екатерине II эта территория административно вошла в состав Москвы.

Каланчёвская площадь в XIX — XX веках

Артиллерийский двор сгорел и взорвался в 1812 году, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы.

С преобразованием транспортной системы империи поле оказалось выбранным для строительства Петербургско-Московской железной дороги. Указ Николая I от февраля 1842 года предписывал возвести пассажирские здания в обеих столицах; в Москве архитектор Константин А. Тон спроектировал Петербургский вокзал (ныне — Ленинградский). Двухэтажное здание в духе позднего классицизма, дополненное мотивами русского зодчества, возвели в 1844–1849 годах; 3 августа 1851-го на станцию прибыл первый рабочий поезд, а 1 ноября открылось регулярное движение. Одновременно по проекту Тона рядом построили здание Московской таможни, образовавшее с вокзалом единый ансамбль; тщательно рустованные фасады, коринфские пилястры и богатая дубовая дверь подчёркивали его официальный характер.

В 1862 году между таможней и Николаевским (тогда — Петербургским) вокзалом появилось первое, деревянное здание Ярославского вокзала, обслуживавшее дорогу до Сергиева Посада. В 1902–1904 годах Фёдор О. Шехтель заменил его новым сооружением в неорусском стиле модерн: выразительная арка входа, «теремная» кровля, керамические панно и башня с шатром придали зданию облик северной сказки. К началу XX века дорога протянулась до Архангельска, а пассажиропоток превратил вокзал в важнейший терминал страны.

Южная часть площади получила собственный железнодорожный узел в 1862–1864 годах, когда по проекту Михаила Ю. Левестама был построен Рязанский вокзал, вскоре ставший казанским. К началу XX века существовавшее одноэтажное здание уже не удовлетворяло потребностям Московско-Казанской железной дороги. Конкурс 1911 года выиграл Алексей В. Щусев: он развернул композицию к площади и объединил разнообразные объёмы принципом «хоромной» архитектуры. Башня с арочным порталом отсылает к Боровицкой башне Кремля и башне Сююмбике в Казани; шпиль венчает дракон Зилан — символ древнего герба Казани. Внутреннее убранство с мотивами русского барокко создавали художники Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиев. Строительство, начатое до Первой мировой войны, завершилось лишь в 1926 году; к тому времени был засыпан загрязнённый Красный пруд, а возведённый в 1912 году по проекту Щусева железнодорожный виадук связал пути всех трёх вокзалов.

Между Ленинградским и Ярославским вокзалами в 1933–1934 годах открытым способом прокладывался тоннель первой линии метро и строилась станция «Комсомольская» (архитектор Д. Н. Чечулин); 15 октября 1935 года она стала частью пускового участка. В 1952 году по проекту Щусева открылся вестибюль станции «Комсомольская-кольцевая», объединивший входы к обоим вокзалам. С 1932 года площадь официально носит имя комсомольцев — строителей метрополитена, хотя в обиходе закрепилось обозначение «Площадь трёх вокзалов». Сюда прибывали герои знаменитых советских кинолент, например, Нюра из фильма «Три тополя на Плющихе».

Застройку площади завершил Клуб Октябрьской революции, позже — Центральный дом культуры железнодорожников (1926), также созданный Щусевым. Двухъярусный зрительный зал на 1200 мест, цилиндрический объём и белокаменный декор перекликаются с формами Казанского вокзала и завершают ансамбль.

Современность

Сегодня Комсомольская площадь остаётся крупнейшим транспортным узлом страны: три вокзала и прилегающие линии принимают и отправляют десятки миллионов пассажиров ежегодно. Несмотря на реконструкции, разрушения отдельных депо и изменения внутренней планировки, архитектурное единство, заданное Тоном, Шехтелем и Щусевым, сохраняет исторический облик площади, без которого невозможно представить Москву и её железнодорожную историю.

Автор статьи: Ольга Греф