Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Архитектурные тайны: Путешествие в дополненной реальности

В приложении «Узнай Москву» появилась возможность удобно, подробно и обстоятельно изучить знаковые памятники прошлого и объекты архитектуры настоящего с помощью технологии дополненной реальности. Благодаря AR, знакомиться с культурным наследием города стало еще проще и увлекательнее. Заново открыть для себя Москву XVIII-XIX веков, окунувшись в эпоху двухвековой давности, можно прямо «здесь и сейчас». AR-технология позволяет – в буквальном смысле – заглянуть в глубь веков. При этом можно не только рассмотреть исторические памятники архитектуры, которые в свое время оказались утрачены, но и зрительно себе представить, как менялись те или иные архитектурные творения в разные годы. Технология дополненной реальности позволяет максимально точно и четко воссоздать практически любой объект, тем самым расширяя процесс восприятия и оценки привычной городской среды.

Архитектурные тайны: Путешествие в дополненной реальности
Архитектурные тайны: Путешествие в дополненной реальности
1 ч. 5 м.
5.4 км

В приложении «Узнай Москву» появилась возможность удобно, подробно и обстоятельно изучить знаковые памятники прошлого и объекты архитектуры настоящего с помощью технологии дополненной реальности. Благодаря AR, знакомиться с культурным наследием города стало еще проще и увлекательнее. Заново открыть для себя Москву XVIII-XIX веков, окунувшись в эпоху двухвековой давности, можно прямо «здесь и сейчас». AR-технология позволяет – в буквальном смысле – заглянуть в глубь веков. При этом можно не только рассмотреть исторические памятники архитектуры, которые в свое время оказались утрачены, но и зрительно себе представить, как менялись те или иные архитектурные творения в разные годы. Технология дополненной реальности позволяет максимально точно и четко воссоздать практически любой объект, тем самым расширяя процесс восприятия и оценки привычной городской среды.

4.50
Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Информация о маршруте

Новый маршрут, посвященный знаковым для Москвы историческим объектам, помогает взглянуть на знакомые достопримечательности под иным углом зрения, используя возможности дополненной реальности. Москвичи и гости столицы могут более детально изучить историю Сухаревой башни и Красных ворот, собственными глазами увидев, как бы они вписались в современный городской пейзаж сегодня, а также по-новому взглянуть на гостиницу «Метрополь», узнав самые важные подробности ее создания непосредственно «из первых уст», от человека-легенды, мецената Саввы Мамонтова, задумавшего строительство отеля в стиле модерн.

Маршрут, продолжительностью 60 минут, стартует у метро «Красные ворота», затем следует по Садовому кольцу до пересечения с улицей Сретенкой, где в свое время располагалась Сухарева башня. Далее, сделав короткую остановку у гостиницы «Метрополь», двигаемся в сторону Большого Москворецкого моста. Финальной точкой маршрута станет парк «Зарядье» – здесь можно посмотреть, как могла бы выглядеть восьмая непостроенная сталинская высотка.

Автор статьи: Валерия Пайкова, Ольга Кирьянова-Греф
Рекомендации
В путь!
Красные ворота
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1709
Адрес:
Мясницкая ул.
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Д.В. Ухтомский
Эпоха:
18 век
5.00
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута

Площадь Красные ворота, где находится одноименная станция метро – это важная историческое место столицы. Именно здесь ранее возвышалась величественная арка Красных ворот. Для того, чтобы максимально погрузиться в историю, отправляйтесь к выходу из метро № 1, встаньте лицом к Садово-Спасской улице, в приложении в карточке объекта нажмите на кнопку «Дополненная реальность», направьте камеру вашего смартфона на высотное здание у Красных ворот и следуйте простым подсказкам на экране.


История Красных ворот – , мы видим, как они переживали множество изменений. Первые триумфальные ворота, построенные в 1709 году для встречи победившего в Полтавской битве русского войска во главе с Петром I, были деревянными.


Вторая супруга Петра I, императрица Екатерина I, перед своей коронацией приказала заменить ворота хоть и на новые, но, как и прежде, деревянные. Всего спустя восемь лет ворота сгорели. Их практически «воскресили из пепла» в 1742 году, по случаю коронации младшей дочери Петра I и Екатерины I, императрицы Елизаветы Петровны. В 1748 году деревянные ворота вновь постигла трагическая участь: они тоже сгорели.


В 1753 году один из ярчайших представителей московского барокко - главный архитектор Москвы князь Дмитрий Васильевич Ухтомский – решил, наконец, вместо деревянных ворот, уже не раз сгоравших, построить новые, каменные. В 1757 году появились воистину великолепные Красные ворота, украшенные белым рельефом, декорированные лепниной, скульптурами и гербами 50 российских губерний.


По одной из версий, как раз благодаря красно-кирпичному цвету арка и получила свое название: «Красные ворота». Другая легенда гласит, что каменные ворота не были красными по цвету, зато были красивыми: в те времена «красный» означало «красивый». Возможно, название «Красных ворот» связано с географической особенностью локации: дорога, тянущаяся через арку, вела не куда-нибудь, а именно в Красное село.


В середине 1920-х годов случились два события. В 1926 году Красные ворота отреставрировали, а летом 1927 года их снесли. Событие произошло в ходе планового расширения Садового кольца в соответствии с утвержденным проектом перепланировки города.


Немногочисленные фрагменты Красных ворот, уникального памятника архитектуры, поместили в московские музеи. Трубящего ангела, венчавшего ворота, приютил Исторический музей, барочные фигурки играющих мальчиков хранятся в Музее архитектуры, а замковые камни с маскаронами попали на хранение в музей-заповедник "Коломенское".


Память о Красных воротах нашла свое отражение в «говорящей» топонимике Москвы. Новую станцию Сокольнической линии метро в 1935 году назвали «Красными Воротами». Позже станция и одноименная площадь на границе Красносельского и Басманного районов сменили свое название, став «Лермонтовскими». В 1986 году станции вернули ее прежнее имя, а площадь в 1992-м поделили пополам: территория внутри Садового кольца называется «Красными Воротами», в то время как часть снаружи названа в честь М.Ю. Лермонтова.

Далее двигайтесь по Садовому кольцу в сторону станции метро «Сухаревская», выход № 2.
Сухарева башня в AR
Архитектурный стиль:
Адрес:
ул. Сретенка и пересечение Садового кольца
Ближайшие станции метро:
Сухаревская
Архитекторы:
М.И Чоглоков
Эпоха:
18 век
5.00
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута

Для максимального погружения в историю встаньте лицом к Садовому кольцу, откройте страницу исторического объекта в приложении и нажмите кнопку «Дополненная реальность», далее следуйте простым указаниям.


Здание было построено по приказу Петра I, здесь изначально располагалась Школа математических и навигацких наук, затем – астрономическая обсерватория. В начале XIX века башня стала выполнять функции водонапорной, став частью первого городского водопровода.


Сооружение в стиле московского барокко было создано мастером живописи и архитектуры Михаилом Ивановичем Чоглоковым. Подробный рассказ о башне, а также соседнем Сухаревском рынке можно найти в книге В. А. Гиляровского «Москва и москвичи».


«Много легенд ходило о Сухаревой башне: и "колдун Брюс" делал там золото из свинца, и черная книга, написанная дьяволом, хранилась в ее тайниках. Сотни разных легенд – одна нелепее другой», - писал об этом месте знаменитый беллетрист.


Сухарева башня упоминается и в стихотворении Владимира Маяковского «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»: «Петя мчит, как мяч футбольный. Долетел, от шишек страшный, аж до Сухаревой башни».


Высота краснокирпичной башни, щедро украшенной балюстрадами и фризами, достигала 64 метров. Историк и москвовед С.М. Любецкий в 1880 году писал, что архитектура Сухаревой башни представляет собой симбиоз готики и европейского стиля, который в XVII столетии был в России «в особенном вкусе». Массивное сооружение венчал герб с орлом, ставшим ее ангелом-хранителем. Легенда гласит, что в 1812 году накануне вступления Наполеона в Москву ястреб якобы запутался в гербе Сухаревой башни, что стало предвестником скорого изгнания французов из Москвы.


Как предполагают историки, Сухарева башня была названа в честь полководца стрелецкого полка Лаврентия Сухарева, который во время мятежа царевны Софьи Алексеевны не только не предал молодого царя, но и помог Петру I удержать власть.


В середине XX столетия, с 1925-1934 гг. в башне располагался Московский коммунальный музей, позже ставший Музеем Москвы.


В начале 1930-х годов заговорили о сносе Сухаревой башни, «препятствующей» расширению транспортной магистрали столицы. В 1934 году, в ходе Генеральной реконструкции Москвы, башня была демонтирована. В ходе разборки Сухаревой башни реставраторам удалось сохранить наличник одного из сдвоенных окон третьего этажа, который перевезли в Донской монастырь, где тогда размещался филиал Государственного музея архитектуры. Часы с Сухаревой башни установлены на башне Передних ворот усадьбы Коломенское.

Поверните на улицу Сретенка, двигайтесь по улице (нечетная сторона) до Лубянской площади. Воспользуйтесь подземным переходом у Центрального детского мира, продолжайте движение по Театральному проезду до пересечения с Театральной площадью.
«Метрополь» с дополненной реальностью
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1899—1905
Адрес:
Театральный пр., дом 2
Архитекторы:
Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькот , П.П. Висневский
Эпоха:
19 век
5.00
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута

Грандиозное сооружение пережило пожар, революционный штурм, советскую эпоху и вошло в новый век отелем категории «5 звёзд». С помощью технологии дополненной реальности о «Метрополе» рассказывает один из инициаторов его строительства Савва Мамонтов (для просмотра нажмите кнопку «Дополненная реальность» в карточке объекта). Проект по задумке знаменитого московского мецената рубежа XIX-XX веков Саввы Мамонтова должен был стать «дворцом искусств» с оперным залом, гранд-отелем и художественными галереями. В 1905 году отель был открыт. "Метрополь" планировался как якорный проект организованного Мамонтовым в 1898 году Северного домостроительного общества. Любимый архитектор Мамонтова Лев Кекушев быстро разработал планировку будущего комплекса. Чертежи не раз редактировались, в первую очередь, по финансовым соображениям, так как стоимость его получалась грандиозной. Пришлось пойти на уступки и отказаться от театра на три тысячи зрителей, заменив его скромным концертным залом.


В 1899 году новым владельцем будущего здания стало Санкт-Петербургское общество страхований. Оно стало диктовать свои требования, в частности, организовало проведение международного конкурса на разработку проекта фасада, в котором приняли участие свыше 20 архитекторов. Правда, в конкурсе снова победил проект Льва Кекушева и его команды. Позднее из-за тех же финансовых сложностей проект Кекушева снова скорректировали в сторону упрощения, взяв разработки молодого архитектора В. Валькота.


Центральную часть нового фасада со стороны Театрального проезда заняло монументальное полотно Михаила Врубеля "Принцесса Грёза", выставлявшееся в 1896 году в павильоне Мамонтова на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Волнообразные аттики гостиницы украсили панно по рисункам молодого художника Александра Головина, произведённые, как и "Грёза" Врубеля, на мамонтовском керамическом заводе в Абрамцеве. На уровне четвёртого этажа расположился фриз «Времена года» скульптора Николая Андреева.


Значительна роль Кекушева в создании разнообразного, сложного и в целом художественного облика комплекса, его необычного и выразительного силуэта. Внедрённые им декоративные элементы создали условия для плавного сочетания основного горизонтального объёма здания и тяжёлого массивного остеклённого купола над центральным рестораном и сыграли значительную роль в общей композиции. Кстати, купол разработал инженер Владимир Шухов, автор уникальной Шуховской башни.


После революции 1917 года отель на несколько лет превратился в пристанище различных учреждений, но затем снова стал одной из самых престижных гостиниц столицы.


Обогните здание гостиницы справа, двигайтесь вперёд и затем направо по направлению к станции метро «Театральная» (выход № 10). Справа от павильона станции поднимитесь по лестнице в крытый переход к улице Никольская, пересеките улицу, идите по Ветошному переулку. На пересечении с улицей Ильинка поверните направо, выйдите на Красную площадь. Поверните налево, следуйте вдоль площади по направлению к набережной и Большому Москворецкому мосту.
Большой Москворецкий мост с дополненной реальностью
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1937-1938
Адрес:
мост, Большой Москворецкий
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
А.В. Щусев, П.М. Сардарьян
Эпоха:
1930-е
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута

На этом месте когда-то существовала древнейшая переправа через Москву-реку. Со временем наплавной мост сменился деревянным свайным, а после пожара в 1870-м году был сооружён мост с металлическими конструкциями. В соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы был построен современный железобетонный трехпролетный Большой Москворецкий мост. В дополненной реальности о строительстве и истории моста расскажет один из главных его создателей, архитектор Алексей Викторович Щусев (для просмотра нажмите кнопку «Дополненная реальность» в карточке объекта).


Старый Москворецкий мост был меньше существующего ныне, и стоял он на одной линии с улицей Пятницкой в Замоскворечье и Москворецкой улицей в Зарядье.


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы Москворецкую излучину Москвы-реки должны были пересечь пять новых мостов, среди которых Большой Москворецкий мост занимал центральное место. Новый мост через Москву-реку был построен в 1937 году по совместному проекту Алексея Щусева с архитектором Патваканом Сардаряном. Он соединил Васильевский Спуск и улицу Варварку (в те годы – улица Разина) с улицей Большая Ордынка.


Большой Москворецкий мост отличается от остальных мостов, соединяющих берега Москвы-реки, красным цветом гранитной облицовки. Такую же облицовку получил и Малый Москворецкий мост, пересекающий Водоотводный канал.


Большой Москворецкий мост состоит из русловой и двух береговых арочных конструкций, а также из двух эстакадных участков – на правом и левом берегах Москвы-реки. Общая длина монолитно-железобетонного сооружения с подходами (подъемами) составляет 554 метра, ширина в осях перил – 40 метров. Проезжая часть занимает 31 метр, два тротуара по краям – по 4,5 метра. Высота над уровнем реки – 14 метров.


Перед Большим Москворецким мостом поверните налево, через парк «Зарядье» дойдите до Парящего моста, поднимитесь на самый его верх.
Сталинская высотка в Зарядье
Годы постройки:
Не построен
Ближайшие станции метро:
4.00
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута

С помощью дополненной реальности можно представить, какой была бы столица в случае завершения строительства восьмой сталинской высотки. Встаньте лицом к парку, откройте страницу исторического объекта «Сталинская высотка в Зарядье» в приложении, нажмите на кнопку «Дополненная реальность» и следуйте простым подсказкам на экране.


В январе 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Одной из самых масштабных высоток должно было стать административное здание в Зарядье по проекту Дмитрия Чечулина. Его принялись возводить позже всех остальных, в 1951 году. Строительство не продвигалось: сроки постоянно менялись, сметы пересчитывались, планы сдачи объекта вновь и вновь срывались. Площадь, выделенная под строительство высотки в Зарядье, старинном московском районе, чья история уходит корнями в далекое прошлое, составляла целых 15 гектаров. Район расчистили, убрали плотную историческую застройку, подготовив к реализации великого проекта.


Планируемая высота многоэтажки в Зарядье должна была составить рекордные по тем временам 275 метров – на 36 метров выше здания МГУ, самого высокого из семи построенных небоскребов.


В административном здании планировалось разместить 2 тысячи рабочих кабинетов общей площадью 72 тыс. м²! Неудивительно, что при таком размахе в нижнем вестибюле здания для будущих сотрудников и посетителей было подготовлено аж 40 лифтов. В здании предполагалось возвести 32 этажа – столько же, сколько в высотке на Котельнической набережной. Также было спроектировано несколько кинозалов, столовых и буфетов, зал собраний, рассчитанный на 3 тысячи участников, а также собственная типография. Два гардероба могли вместить в себя верхнюю одежду 3400 человек.


Высотка в шаговой доступности от Кремля должна была стать олицетворением новой эпохи, символом нового, послевоенного, духоподъемного этапа жизни страны. Однако после смерти Сталина строительство здания было заморожено, хотя к этому моменту работы, касающиеся нижней части здания были почти закончены, и строители приступили к установке каркаса.


Точная причина, по которой строительство восьмой высотки было прекращено, до сих пор остается неизвестной. Готовый фундамент здания в Зарядье позже использовали при строительстве гостиницы «Россия», построенной по проекту того же архитектора, Дмитрия Чечулина.

Поделитесь статьей с друзьями