Площадь Красные ворота, где находится одноименная станция метро – это важная историческое место столицы. Именно здесь ранее возвышалась величественная арка Красных ворот. Для того, чтобы максимально погрузиться в историю, отправляйтесь к выходу из метро № 1, встаньте лицом к Садово-Спасской улице, в приложении в карточке объекта нажмите на кнопку «Дополненная реальность», направьте камеру вашего смартфона на высотное здание у Красных ворот и следуйте простым подсказкам на экране.
История Красных ворот – , мы видим, как они переживали множество изменений. Первые триумфальные ворота, построенные в 1709 году для встречи победившего в Полтавской битве русского войска во главе с Петром I, были деревянными.
Вторая супруга Петра I, императрица Екатерина I, перед своей коронацией приказала заменить ворота хоть и на новые, но, как и прежде, деревянные. Всего спустя восемь лет ворота сгорели. Их практически «воскресили из пепла» в 1742 году, по случаю коронации младшей дочери Петра I и Екатерины I, императрицы Елизаветы Петровны. В 1748 году деревянные ворота вновь постигла трагическая участь: они тоже сгорели.
В 1753 году один из ярчайших представителей московского барокко - главный архитектор Москвы князь Дмитрий Васильевич Ухтомский – решил, наконец, вместо деревянных ворот, уже не раз сгоравших, построить новые, каменные. В 1757 году появились воистину великолепные Красные ворота, украшенные белым рельефом, декорированные лепниной, скульптурами и гербами 50 российских губерний.
По одной из версий, как раз благодаря красно-кирпичному цвету арка и получила свое название: «Красные ворота». Другая легенда гласит, что каменные ворота не были красными по цвету, зато были красивыми: в те времена «красный» означало «красивый». Возможно, название «Красных ворот» связано с географической особенностью локации: дорога, тянущаяся через арку, вела не куда-нибудь, а именно в Красное село.
В середине 1920-х годов случились два события. В 1926 году Красные ворота отреставрировали, а летом 1927 года их снесли. Событие произошло в ходе планового расширения Садового кольца в соответствии с утвержденным проектом перепланировки города.
Немногочисленные фрагменты Красных ворот, уникального памятника архитектуры, поместили в московские музеи. Трубящего ангела, венчавшего ворота, приютил Исторический музей, барочные фигурки играющих мальчиков хранятся в Музее архитектуры, а замковые камни с маскаронами попали на хранение в музей-заповедник "Коломенское".
Память о Красных воротах нашла свое отражение в «говорящей» топонимике Москвы. Новую станцию Сокольнической линии метро в 1935 году назвали «Красными Воротами». Позже станция и одноименная площадь на границе Красносельского и Басманного районов сменили свое название, став «Лермонтовскими». В 1986 году станции вернули ее прежнее имя, а площадь в 1992-м поделили пополам: территория внутри Садового кольца называется «Красными Воротами», в то время как часть снаружи названа в честь М.Ю. Лермонтова.