ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Дорога из желтого кирпича: по Москве художника Леонида Владимирского

21 сентября 1920  в городе Москве появился на свет гениальный иллюстратор, подаривший миру образ Буратино, персонажей Изумрудного города и пушкинских Руслана и Людмилы - Леонид Владимирский. Маршрут подготовлен совместно с редакцией «Малыш» издательства «АСТ».
4.01
Шлюзовая наб., 8 - Столовый переулок, дом 10/2, строение 1
12 домов 2 часа 8,8 км
+ -

В этом году отмечается 100-летие со дня рождения Леонида Владимирского – гениального иллюстратора, подарившего миру образ Буратино, персонажей Изумрудного города и пушкинских Руслана и Людмилы.

Леонид Викторович Владимирский родился в семье, далекой от искусства, рисовать учился на почтовых марках и школьных стенгазетах, а на художественный факультет попал только после войны, с образованием инженера.

В 1953 году он подарил «лицо» Буратино, в том виде, который принято считать классическим, а позже «родились» Элли, Тотошка и другие любимые персонажи сказок Александра Волкова. Волков и Владимирский создали целую серию книг о Волшебной стране, которая до сих пор пользуется оглушительным успехом у детей.

Семья Леонида Владимирского не имела прямого отношения к искусству. Мама была врачом, а отец – экономистом и коллекционером редких марок из экзотических стран. Именно эти марки и стали первыми проводниками Леонида Викторовича в мир художественного творчества: подолгу рассматривая их, он развивал воображения и учился рисовать, повторяя образы редких животных, птиц и памятников.

Начинаем мы маршрут с инженерно-строительного института (сейчас – Московский государственный строительный университет). По совету отца Владимирский поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В. Куйбышева, один из ведущих технических вузов страны.  Когда он был на третьем курсе, началась война. С началом Великой Отечественной войны Владимирский был принят в военно-инженерную академию и в звании лейтенанта был послан на фронт, где строил дороги. О войне художник всегда рассказывал неохотно, отмечая, что «не совершал никаких подвигов, а просто занимался своим делом».

К исполнению своей мечты о творчестве Владимирский пришел уже достаточно взрослым человеком – когда в 1945 году поступил на первый курс художественного факультета института кинематографии (ВГИК), на кафедру мультипликации. Учителями Владимирского стали известные советские живописцы – Григорий Шегаль, Федор Богородский, Юрий Пименов. Для дипломной работы Владимирский создал первый в истории ВГИКа диафильм «Руслан и Людмила», для которого нарисовал и отснял на пленку 80 цветных рисунков. Именно этот дипломный проект и изменил его творческую судьбу. В то время диафильмы только-только начали появляться – это было новаторством. Талантливого выпускника пригласили стать главным художником студии «Диафильм».

Продолжаем маршрут к Российской Государственной детской библиотеке, основанной в 1969 году – она одна из самых больших в мире библиотек для детей. Здесь на празднике «Недели детской книги» в 2000 году Леонид Владимирский и писатель Сергей Сухинов объявили о создании Клуба Друзей Изумрудного города, который объединил всех поклонников сказок о Волшебной стране. Также Леонид Владимирский руководил детской студией изобразительного искусства в РГДБ.

Далее необходимо пройти по Крымскому Валу, в сторону Крымской набережной, к зданию Третьяковской галереи. В сентябре 1956 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве двух зданий — здания для Третьяковской галереи и Выставочного здания Союза художников СССР. В дальнейшем было принято решение о строительстве одного здания для двух объектов. Строительство было начато в 1965 году, а открылся Центральный дом художника в ноябре 1979 года. Здесь Леонид Владимирский часто покупал холсты, краски и другие принадлежности для своих работ.

Далее проходим по Крымскому мосту в сторону открытого бассейна «Чайка», который был построен в 1957 году по проекту архитектора Бориса Топаза к Всемирному фестивалю молодежи и студентов.  Здесь готовилась к соревнованиям сборная СССР по водным видам спорта, начинали карьеру многие известные спортсмены. Постоянным посетителем «Чайки» был и Леонид Владимирский – художник имел абонемент в бассейн и регулярно занимался спортом, чтобы отдохнуть от тяжелой работы художника, где руки и глаза находились в постоянном напряжении.

Движемся к Померанцеву переулку дом 9 - пятиэтажный дом постройки 1910 года в районе Хамовники, неподалеку от Музея Москвы – последний московский адрес художника. Здесь Леонид Владимирский жил со своей женой Светланой Ковальской до переезда в подмосковный Долгопрудный, где он в 2015 году скончался.

Продолжаем маршрут в сторону улицы Пречистинка к Российской академии художеств, которая находится в здании усадьбы Морозова. Коллекционер и меценат И.А. Морозов приобрел ее в 1889 году – как раз вскоре после перепланировки по проекту архитектора П.С. Кампиони. После 1927 года усадьба была национализирована – и в ней располагался Второй музей новой западной живописи. После войны здесь расположился президиум Академии художеств. В мае 2014 года Леониду Владимирскому присвоено звание «Почетный член Академии Художеств».

Далее движемся в сторону Арбата, к Дому актера, созданному Александром Эскиным в 1937 году как Центральный творческий клуб театральных деятелей, который стал местом притяжения всего театрального и околотеатрального сообщества 40-х – 50-х годов. Посещал Дом актера и Леонид Владимирский. Даже в сталинские годы в Доме сохранялась атмосфера творческого вольнодумия и непринуждённой игры. Капустники и «посиделки» отличались дерзким юмором и современным подтекстом. В числе постоянных участников и сочинителей капустников — М. Миронова, В. Топорков, О. Абдулов, И. Раевский, Р. Плятт, Р. Зеленая, драматурги –  В. Масс,  М. Червинский, М. Слободской, В. Дыховичный.

Продолжаем движение к Новому Арбату. Все настоящие, коренные москвичи родились в знаменитом роддоме Грауэрмана на Новом Арбате. По крайней мере, так считалось в середине прошлого века. Художник Леонид Владимирский начал свой жизненный путь 21 сентября 1920 года именно здесь – в четырехэтажном особняке, построенном в 1914 году под руководством архитектора Николая Жерихова. «У Грауэрмана» трудились лучшие медики своей эпохи и родились многие известные люди: Марк Захаров, Кир Булычев, Булат Окуджава, Андрей Миронов. Но в начале 1990-х годов роддом был закрыт, владельцы здания постоянно менялись. Сейчас роддом Грауэрмана признан объектом культурного наследия.

Далее проходим к Никитскому Бульвару к Дому Журналистов. Леонид Владимирский был членом Союза Журналистов СССР – и часто бывал в знаменитом Доме Журналистов на Никитском бульваре. Ещё с 20-х годов, когда по просьбе Маяковского нарком просвещения А. Луначарский передал здание журналистам, в этом месте собирались московские литераторы, поэты, актёры и музыканты. В послевоенные годы Дом журналиста перестал быть культурным центром столицы, так как в Москве появились новые площадки для работников искусства, но остался профессиональным клубом для работников печати.

Движемся к Нижнему Кисловскому переулку. На третьем этаже дома 6 строение 2 находилась мастерская Леонида Владимирского, где и создавались все знаменитые работы – от иллюстраций к «Руслану и Людмиле» до знаменитого «Буратино». В настоящий момент наследники художника находятся в процессе организации музея Леонида Владимирского в доме на Нижнем Кисловском.

Продолжаем движение к Спиридоновке, где находится мемориальная квартира-музея А.Н. Толстого, во флигеле дома на Спиридоновке. Ее открытие состоялось 20 октября 1987 года — через пять лет после смерти Людмилы Толстой, советской сценаристки, последней жены писателя - Алексея Толстого – советского писателя и публициста, автора книги «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Леонид Владимирский дружил с директором музея Инной Андреевой и часто бывал здесь.

Завершаем наш маршрут у Школы №110 (до революции -  Флёровская гимназия, знаменитая частная школа для интеллигенции) в Мерзляковском переулке, которая считалась одной из лучших по уровню обучения. Здесь учились дети выдающихся людей, от партийных лидеров до представителей творческой и научной элиты. Например, вместе с Леонидом Владимирским обучались дети Сергея Есенина, Демьяна Бедного, Отто Шмидта. В школе будущий художник не оставил своего увлечения – активно участвовал в подготовке стенгазет и больше всего любил уроки рисования.


Дополнительно рекомендуем к посещению:

Крупнейший в мире театр кукол – Театр кукол им. Образцова – был открыт 16 октября 1931 года. Долгое время у театра не было стационарного помещения, спектакли показывали в школах, клубах, больницах и даже во дворах, также коллектив театра выступал на фронте во время войны. В 1936 году театру было выделено помещение на площади Маяковского -  на углу улицы Горького и Оружейного переулка. В 1953 году Леонид Владимирский придумал «канонический» образ Буратино, в октябре этого же года здесь состоялась премьера кукольного спектакля «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

  • Улица Палиха, дом 8

Первый адрес Леонида Владимирского в Москве – дом номер 8 на улице Палихе в Тверском районе Москвы, недалеко от станции метро «Новослободская». 


  • 1

    Московский государственный строительный университет

    Начинаем мы маршрут с инженерно-строительного института (сейчас – Московский государственный строительный университет). По совету отца Владимирский поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В. Куйбышева, один из ведущих технических вузов страны.  Когда он был на третьем курсе, началась война. С началом Великой Отечественной войны Владимирский был принят в военно-инженерную академию и в звании лейтенанта был послан на фронт, где строил дороги. О войне художник всегда рассказывал неохотно, отмечая, что «не совершал никаких подвигов, а просто занимался своим делом». К исполнению своей мечты о творчестве Владимирский пришел уже достаточно взрослым человеком – когда в 1945 году поступил на первый курс художественного факультета института кинематографии (ВГИК), на кафедру мультипликации. Учителями Владимирского стали известные советские живописцы – Григорий Шегаль, Федор Богородский, Юрий Пименов. Для дипломной работы Владимирский создал первый в истории ВГИКа диафильм «Руслан и Людмила», для которого нарисовал и отснял на пленку 80 цветных рисунков. Именно этот дипломный проект и изменил его творческую судьбу. В то время диафильмы только-только начали появляться – это было новаторством. Талантливого выпускника пригласили стать главным художником студии «Диафильм». ...Подробнее

    Продолжаем маршрут к Российской Государственной детской библиотеке, основанной в 1969 году – она одна из самых больших в мире библиотек для детей.
  • 2

    Российская Государственная детская библиотека (РГДБ)

    Здесь на празднике «Недели детской книги» в 2000 году Леонид Владимирский и писатель Сергей Сухинов объявили о создании Клуба Друзей Изумрудного города, который объединил всех поклонников сказок о Волшебной стране. Также Леонид Владимирский руководил детской студией изобразительного искусства в РГДБ. ...Подробнее

    Далее необходимо пройти по Крымскому Валу, в сторону Крымской набережной, к зданию Третьяковской галереи.
  • 3

    Новая Третьяковка

    В сентябре 1956 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве двух зданий — здания для Третьяковской галереи и Выставочного здания Союза художников СССР. В дальнейшем было принято решение о строительстве одного здания для двух объектов. Строительство было начато в 1965 году, а открылся Центральный дом художника в ноябре 1979 года. Здесь Леонид Владимирский часто покупал холсты, краски и другие принадлежности для своих работ. ...Подробнее

    Далее проходим по Крымскому мосту в сторону открытого бассейна «Чайка», который был построен в 1957 году по проекту архитектора Бориса Топаза к Всемирному фестивалю молодежи и студентов.
  • 4

    Катковский лицей

    Здесь готовилась к соревнованиям сборная СССР по водным видам спорта, начинали карьеру многие известные спортсмены. Постоянным посетителем «Чайки» был и Леонид Владимирский – художник имел абонемент в бассейн и регулярно занимался спортом, чтобы отдохнуть от тяжелой работы художника, где руки и глаза находились в постоянном напряжении. ...Подробнее

    Движемся к Померанцеву переулку дом 9.
  • 5

    Доходный дом (1911, архитектор Н. И. Жерихов)

    Дом 9 - пятиэтажный дом постройки 1910 года в районе Хамовники, неподалеку от Музея Москвы – последний московский адрес художника. Здесь Леонид Владимирский жил со своей женой Светланой Ковальской до переезда в подмосковный Долгопрудный, где он в 2015 году скончался.

    Продолжаем маршрут в сторону улицы Пречистинка к Российской академии художеств, которая находится в здании усадьбы Морозова.
  • 6

    Усадьба И.А. Морозова

    Коллекционер и меценат И.А. Морозов приобрел ее в 1889 году – как раз вскоре после перепланировки по проекту архитектора П.С. Кампиони. После 1927 года усадьба была национализирована – и в ней располагался Второй музей новой западной живописи. После войны здесь расположился президиум Академии художеств. В мае 2014 года Леониду Владимирскому присвоено звание «Почетный член Академии Художеств». ...Подробнее

    Далее движемся в сторону Арбата, к Дому актера, созданному Александром Эскиным в 1937 году как Центральный творческий клуб театральных деятелей.
  • 7

    Доходный дом А.Т. Филатовой

    Центральный творческий клуб театральных деятелей стал местом притяжения всего театрального и околотеатрального сообщества 40-х – 50-х годов. Посещал Дом актера и Леонид Владимирский. Даже в сталинские годы в Доме сохранялась атмосфера творческого вольнодумия и непринуждённой игры. Капустники и «посиделки» отличались дерзким юмором и современным подтекстом. В числе постоянных участников и сочинителей капустников — М. Миронова, В. Топорков, О. Абдулов, И. Раевский, Р. Плятт, Р. Зеленая, драматурги –  В. Масс,  М. Червинский, М. Слободской, В. Дыховичный. ...Подробнее

    Продолжаем движение к Новому Арбату.
  • 8

    Роддом Грауэрмана

    Все настоящие, коренные москвичи родились в знаменитом роддоме Грауэрмана на Новом Арбате. По крайней мере, так считалось в середине прошлого века. Художник Леонид Владимирский начал свой жизненный путь 21 сентября 1920 года именно здесь – в четырехэтажном особняке, построенном в 1914 году под руководством архитектора Николая Жерихова. «У Грауэрмана» трудились лучшие медики своей эпохи и родились многие известные люди: Марк Захаров, Кир Булычев, Булат Окуджава, Андрей Миронов. Но в начале 1990-х годов роддом был закрыт, владельцы здания постоянно менялись. Сейчас роддом Грауэрмана признан объектом культурного наследия. ...Подробнее

    Далее проходим к Никитскому Бульвару к Дому Журналистов.
  • 9

    Дом журналиста

    Леонид Владимирский был членом Союза Журналистов СССР – и часто бывал в знаменитом Доме Журналистов на Никитском бульваре. Ещё с 20-х годов, когда по просьбе Маяковского нарком просвещения А. Луначарский передал здание журналистам, в этом месте собирались московские литераторы, поэты, актёры и музыканты. В послевоенные годы Дом журналиста перестал быть культурным центром столицы, так как в Москве появились новые площадки для работников искусства, но остался профессиональным клубом для работников печати. ...Подробнее

    Движемся к Нижнему Кисловскому переулку, к дому 6с2.
  • 10

    Нижний Кисловский переулок

    На третьем этаже дома 6 строение 2 находилась мастерская Леонида Владимирского, где и создавались все знаменитые работы – от иллюстраций к «Руслану и Людмиле» до знаменитого «Буратино». В настоящий момент наследники художника находятся в процессе организации музея Леонида Владимирского в доме на Нижнем Кисловском. ...Подробнее

    Продолжаем движение к Спиридоновке, где находится мемориальная квартира-музея А.Н. Толстого.
  • 11

    Музей-квартира А. Н. Толстого

    Ее открытие состоялось 20 октября 1987 года — через пять лет после смерти Людмилы Толстой, советской сценаристки, последней жены писателя - Алексея Толстого – советского писателя и публициста, автора книги «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Леонид Владимирский дружил с директором музея Инной Андреевой и часто бывал здесь. ...Подробнее

    Завершаем наш маршрут у Школы №110 (до революции - Флёровская гимназия, знаменитая частная школа для интеллигенции) в Мерзляковском переулке, которая считалась одной из лучших по уровню обучения.
  • 12

    Школа №110 (сейчас – школа №2123 им. Мигеля Эрнандеса)

    Здесь учились дети выдающихся людей, от партийных лидеров до представителей творческой и научной элиты. Например, вместе с Леонидом Владимирским обучались дети Сергея Есенина, Демьяна Бедного, Отто Шмидта. В школе будущий художник не оставил своего увлечения – активно участвовал в подготовке стенгазет и больше всего любил уроки рисования. ...Подробнее

    Наша прогулка окончена.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Церковь Ризположения

Церковь Ризположения

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В течение несколько веков он входил в комплекс митрополичьего двора и служил домовым храмом митрополитов и патриархов русских. Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность.

(Нет голосов)
Личности
Толстой

Толстой

4.11
Здания
Жилой дом (арх. Н.Г.Лазарев)

Жилой дом (арх. Н.Г.Лазарев)

Лопухинский пер., дом 5, стр. 1

В двухэтажном неоклассическом особняке жил крупнейший московский предприниматель начала XX века Яков Рекк.

(Нет голосов)
Здания
Ансамбль городской усадьбы Тарасовых

Ансамбль городской усадьбы Тарасовых

Скатертный пер., д. 4/2

Здесь, возможно, в 1911 г. родился Лев Тарасов, ставший известным французским писателем Анри Труайя.

3.59
Места
Улица Охотный ряд

Улица Охотный ряд

Местность эта известна также тем, что тут всегда находились торговые ряды.

(Нет голосов)
Здания
Дом скульптора Н.А. Андреева

Дом скульптора Н.А. Андреева

Большой Афанасьевский пер., 27-31

За новым зданием школы прячется небольшой дом, построенный в 1893 году по проекту известного московского архитектора Александра Каминского – учителя Федора Шехтеля. Предназначен дом был для мраморной мастерской.

3.3
Музеи
Государственный музей Л. Н. Толстого. Литературная экспозиция на Пречистенке

Государственный музей Л. Н. Толстого. Литературная экспозиция на Пречистенке

Основная литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Л. Н. Толстого, располагается в старинном особняке (бывшем владении Лопухиных-Станицкой), построенном в 1817 году по проекту архитектора А. Г. Григорьева. Знаменитый зодчий наряду с Д. Жилярди и О. И. Бове отстраивал Москву после пожара 1812 года. Здание деревянное, оштукатуренное, представляет собой блестящий образец зрелого московского ампира: внутри строения − анфилада парадных залов с плафонной живописью, фасад украшают белые колонны и барельефы. Увидев впервые этот «чудный ампирный особняк», организатор и хранитель Толстовского музея В. Ф. Булгаков принял решение: «Вот достойное помещение для музея Л. Н. Толстого». Это произошло в 1920 году, и с тех пор здание на Пречистенке, 11/8 неотделимо от имени писателя. За более чем 100-летнюю историю музея сменилось несколько постоянных экспозиций: «Л. Н. Толстой и его эпоха», «Его душа объяла всех и вся», «Земля и небо Льва Толстого» и другие.

(Нет голосов)
Здания
Усадьба П.И. Харитоненко

Усадьба П.И. Харитоненко

Софийская наб., д. 14

История про то, как крестьянин трудом возвысился до дворянского звания, а в его доме останавливалась королева английская

4.06
Музеи
Патриарший дворец

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора. В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения. Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви. В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца. Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха. Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец. В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике. В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция. В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

(Нет голосов)
Здания
Грановитая палата

Грановитая палата

Соборная площадь

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани.

3.44
Здания
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Соборная площадь

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой.

3.3