Биография А. Н. Островского (1823-1886) столь же неразрывно связана с Москвой, как судьба Жана-Батиста Мольера переплетена с Парижем. В Первопрестольной Островский, с гордостью называвший себя «коренным жителем Москвы» родился, учился, женился, т.е. в полной мере состоялся. «В Москве всякий приезжий, помолясь в Кремле русской святыне и посмотрев исторические достопамятности, невольно проникается русским духом. В Москве все русское становится понятнее и дороже… Москва – город вечно обновляющийся, вечно юный, через Москву волнами вливается в Россию великорусская народная сила», - писал А.Н. Островский.
Символично, что одна из ранних пьес Александра Николаевича - «Семейная картина» - впервые увидела свет в "Московском городском листке", первой ежедневной газете, выходившей в 1847 году. Первой пьесой, которой в 1853 году выпал шанс быть поставленной на сцене Малого театра, стала комедия «Не в свои сани не садись». Творчество Островского явилось важнейшим этапом развития и трансформации русского национального театра, обнажив ту брешь, ту язву в общественном сознании, которую до Островского мало кто осмелился вскрыть. Островский в течение тридцати лет писал одну, а порой и несколько пьес в год, новые творения мастера появлялись на московской и петербургской сценах практически каждый сезон. «Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого своя задача есть. Моя задача – служить русскому драматическому театру», - сам себе объяснял Александр Николаевич. Плодовитый автор, прирожденный «инженер человеческих душ», Островский никогда не откладывал перо с бумагой в долгий ящик, он много работал, много писал и скончался в своем кабинете в имении Щелыково летним июльским днем. Последней незавершенной работой Александра Николаевича стал перевод на русский трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра». Драматург перевел множество произведений зарубежных классиков, в том числе Сервантеса, Гоцци, Макиавелли и Гольдони.
12 апреля исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося драматурга, чье имя прочно закрепилось в ряду мастодонтов мировой драматургии. «Островский вошел в русскую литературу как наследник Пушкина и Гоголя — национальный драматург, напряженно размышляющий об общественных функциях театра и драмы, преобразующий будничную, привычную действительность в исполненное комизма и драматизма действо, знаток языка, чутко вслушивавшийся в живую речь народа и сделавший ее мощным средством художественной выразительности», - писала литературовед Л.М. Лотман.
Наш маршрут – вполне реальная возможность повернуть время вспять и пройтись по знаковым московским местам, которые воспитали и сформировали взгляды автора «Грозы» и «Доходного места».














