ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

От аз до ижицы: прогулка по местам славянской письменности

Ежегодно 24 мая отмечают День славянской письменности и культуры, а также празднуют день святых братьев - Кирилла и Мефодия, которые создали славянскую азбуку. Редакция "Узнай Москву" подготовила тематический прогулочный маршрут по объектам города, которые связаны с письмом.
3.44
Славянская пл. - Трехпрудный пер., д. 9
11 домов 1 час 2 минуты 5 км
+ -
Наш маршрут начинается с Ильинского сквера, где установлен памятник Кириллу и Мефодию. Кирилл и Мефодий - это два брата из города Солуни (ныне Салоники), создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, христианские проповедники. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители словенские». Ими была разработана специальная азбука - глаголица. Благодаря ей, братья перевели множество богослужебных книг. Что удивительно, в тексте постамента лингвисты обнаружили 5 грамматических ошибок. Но так было задумано специально для проверки знания и внимательности всех, кто прочитает ее.

Как сказано в пословице: "Что написано пером, того не вырубишь топором". Но можно попробовать это сжечь, как это делали в доходном доме Шелапутина, который является нашим вторым объектом маршрута. Из воспоминаний современников известно, что ранее в подвале дома была большая печь, которая служила для отопления дома. Но в советское время здесь сжигали секретные документы. Когда эту печь разбирали для расширения подвала, в ней, помимо золы, оказалось множество не сгоревших чернильных бутылочек.

Проследуем в переулок Старопанский, к торговому дому Аршинова, в котором располагается издательство «Воздушный транспорт». Продукция данного издательства направлена на обеспечение предприятий гражданской авиации России летно-технической, методической, учебной, нормативной, а также специальной технической и научной литературой.
Сам торговый дом является одним из ранних образцов московского модерна, а также первым офисным зданием в этом стиле. Дата постройки: 1899 год.

Далее, отправимся к комплексу Синодальной типографии на Никольской улице, который считается родиной книгопечатания в России. Первым бесспорным автором датированной книги был Иван Федоров, дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского, работавший тут вместе с Петром Мстиславцем. Они вошли в историю как русские первопечатники. Первая датированная книга «Апостол» была выпущена в свет 1 марта 1564 года, через 120 лет после Гутенберга.
Первый печатный двор сгорел в 1611-м году, но к 1620-му его уже отстроили заново. Самое старое здание комплекса – Правильная палата, Теремок – находится во дворе. Известный археолог А.Г. Векслер установил, что подземный этаж этой палаты относится к концу 15 века, то есть в ее основе древнейшее гражданское строение Москвы.


Следующая точка нашего маршрута - это памятник Ивану Федорову - русскому первопечатнику. Первопечатник изображен в момент работы: в правой руке оттиск отпечатанной страницы, левой рукой он придерживает печатную наборную доску. Иван Федоров представлен в мирской одежде, с ремешком, перехватившим волосы, — деталь, характеризующая принадлежность к ремесленникам. В центре пьедестала на отлитой из бронзы доске изображен печатный знак Ивана Федорова.

Следующий наш объект находится в проезде Театральном (3/2) и относится к теме писательства косвенно. Именно здесь, в здании бывшей гостиницы "Дюссо", жил Вронский - герой романа "Анна Каренина" (автор - Толстой Л.Н).
"Он прикинул воображением места, куда он мог бы ехать. "Клуб? Партия безика, шампанское с Игнатовым? Нет, не поеду. Chateau de fleurs, там найду Облонского, куплеты, cancan? Нет, надоело. Вот именно за то я люблю Щербацких, что сам лучше делаюсь. Поеду домой". Он прошел прямо в свой номер у Дюссо, велел подать себе ужинать и потом, раздевшись, только успел положить голову на подушку, заснул крепким и спокойным, как всегда, сном."


Далее, остановимся в переулке Камергерском, около дома писательского кооператива.
Это жилой дом для сотрудников рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества (РЖСКТ), "Крестьянская газета" им. Л.Б.Красина, с административными помещениями РЖСКТ, который был спроектирован архитектором С.Г.Чернышевым в 1929-1930 гг..
Здесь находились квартиры более 40 писателей, поэтов и литераторов: А. П. Платонова, В. В. Вишневского, М. Б. Колосова, В. М. Инбер, Ю. К. Олеши, И. П. Уткина, А. Г. Малышкина, Н. Огнёва, Э. Г. Багрицкого, К. Л. Зелинского, В. М. Бахметьева, М. С. Голодного, В. Т. Кириллова, Джека Алтаузена, Б. Н. Агапова, Я. З. Шведова, А. К. Гастева, В. П. Ильенкова, Б. Я. Ясенского и др.
Сегодня на нем можно увидеть мемориальные доски Н.Асеева, М.Светлова, Л.Сейфулиной.


Гостиница "Мадрид" в Леонтьевском переулке - еще один дом со страниц произведения. Именно здесь разместилась труппа "Ноева ковчега" из детективного романа Бориса Акунина "Весь мир театр".
В конце XIX, начале XX века в здании были две гостиницы "Лувр" и "Мадрид". Так как владельцем гостинниц был один человек, то в народе их звали одной гостиницей "Лувр-Мадрид".
В 1990-е года остался лишь фасад знаменитой гостиницы с домонограммой «М» (в аттике над входом, которые поддерживают две кариатиды), остальное помещение было полностью реконструировано.


Наш следующий объект - дом редакции и типографии газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК». Комплекс был построен по проекту Григория Бархина и приурочен к десятилетию Октябрьской революции. Фасад авангардного здания представляет собой четкую решетку вертикальных столбов и горизонтальных перемычек, образующих квадраты оконных проемов. В квадратную клетку каркаса были включены вертикальный витраж лестницы и система балконов, смещенных к углу здания, что придает всему виду динамику. В 1975 г. по проекту архитектора Ю.Н.Шевердяева угол здания был застроен новым корпусом редакции газеты "Известия", выходящим на ул. Горького (ныне - ул. Тверская).


Рядом, в Большом Путинковском переулке, находится типография "Утро России". Здание было построено в 1907-1908 гг. архитектором Францем Шехтелем, а сама газета была основана Павлом Рябушинским.
В 1918-1920 годы в рамках ленинского плана монументальной пропаганды на доме появились барельефы, один из которых сохранился до сих пор. На нем изображены заводские трубы и рабочий, толкающий колесо. А надпись под барельефом гласит: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят».


Наш последний объект маршрута - Скоропечатня Левенсона в Трехпрудном переулке.
Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, а в конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфическое производство. Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и его архитектором также стал Шехтель.
Административный корпус похож на небольшой романо-готический замок. В центре фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ». Эркер фасада чуть сдвинут вправо, он создает красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы, замыкая Мамоновский переулок. Его уравновешивают две башенки с шатровым верхом левого угла фасада. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха – растительным мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии. Рисунок рам, расстекловка решены в изящных линиях модерна.

Именно здесь в 1910 году Марина Цветаева выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».


Мы также рекомендуем вам посетить несколько достопримечательных мест:

  1. Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.». В дни Первой российской революции 1905-1907 годов здесь находилась глубоко законспирированная нелегальная типография, где издавались революционные листовки и социал-демократическая газета «Рабочий». Она работала под прикрытием магазина «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе».
  2. Современный музей каллиграфии. Здесь можно увидеть работы искусства красивого письма со всего мира и посетить тематические мастер-классы.  
  3. Памятник "Братья Иоанникий и Софроний Лихуды". Изначально братья преподавали в Богоявленском монастыре 6 учеников, но в 1687-м году их школа была переведна в Славяно-Греко-Латинскую академию, разместившуюся в здании Заиконоспасского монастыря. При академии была заведена типография. В академии обучались многие видные деятели России: М.В. Ломоносов, Л.Ф. Магницкий, В.К. Тредиаковский, Д.Н. Бантыш-Каменский, Д.И. Виноградов и другие.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Троицкая башня

Троицкая башня

Кремлевская стена

Cовременное название башня получила в 1658 году от Троицкого подворья в Кремле. До этого она называлась Богоявленской, Знаменской, Куретной по расположенным в Кремле церквям и Каретному двору.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Е.А. Обуховой и С.С. Оболенского

Доходный дом Е.А. Обуховой и С.С. Оболенского

Ул. Большая Дмитровка, д. 7/5, стр. 1

Сюда приезжали за учебниками и контурными картами школьники из разных уголков Москвы.

5
Музеи
Московский музей народной графики

Московский музей народной графики

Предысторией основания Московского музея народной графики было создание Мастерской народной графики «Советский лубок». Инициатором ее создания в 1982 г., в Москве, и руководителем стал художник-график, монументалист, выпускник Московского полиграфического института, ученик  А. Д. Гончарова, член Союза художников СССР, а затем СХ РФ с 1967г.,  Виктор Петрович Пензин.  Именно Мастерская стала основной базовой платформой, на «фундаменте» которой и переданной Пензиным В.П.  личной коллекции графических произведений, а также работ художников – членов Мастерской, в 1989 г. в Москве, был образован первый и единственный в России Музей народной графики. В.П. Пензин был назначен его директором.  Долгожданное торжественное открытие музея состоялось лишь три года спустя, 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, в здании дома № 10 по переулку Малый Головин, что близ Сретенки.     Му­зей расположен в историческом месте Москвы, и месторасположение музея неслучайно. Музей является хранителем истории названия улиц города, связанных с производством и реализацией этого вида народного искусства. Это Печатников переулок - Печатная слобода, где жили не только печатники, но и резчики лубочных картинок. Бытование этого ремесла дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с ней площади. Церковь «Успения Богородицы в Печатниках», построенная на средства от продажи лубков, сохранила название производства, как и церковь «Св. Живоначальная Троица в Листах», на ограде которой еще в XVIII – XIX вв., вывешивались для продажи народные лубки. Это и Сухаревская площадь, где располагался знаменитый рынок, куда возами привозили лубки продавать.   Музей уникален: он специализируется на сборе народных графических произведений, а также предпринимает попытки сохранения и актуализации нематериального культурного наследия; является хранителем более чем четырехвековой истории жанра народного искусства – русского лубка и продолжателем традиций, быта, ремесел русского народа; способствует возрождению народных промыслов -  а потому занимает особое место в музейном мире Москвы.   Лубок - русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства, который появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол», 1564 г. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар­тинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным тек­стом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традицион­ный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену.  На протяжении веков лубок, напутствовал, разъяснял, высмеивал людские пороки. Картинки служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и сатирическим листком, и книгой, и забавой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. ММНГ ведет активную собирательную, культурно-просветительную, экспозиционную, выставочную деятельность, как в залах музея, так и по регионам страны.  За годы своего существования Музей провел около 600 выставок, среди них 33 – в зарубежных странах: (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испа­ния, Франция и др.) Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимает деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины (Международная выставка, г. Белгород, 2002 г). В Музее народной графики работает детская художественная школа «Яркие краски лубка – XXI век». Проводится регулярно интерактивный мастер-класс «Сударушка» для дошкольного и школьного возраста, где дети рисуют, печатают и раскрашивают луб­ки, играют, поют. Музей по приглашению других городов и стран выезжает со своими экспонатами. В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке «Искусство в действии» в Оксфорде (Англия, 1997 г.); на международном фестиваля искусств, в Монпелье (Франция, 2001 г.); выставка религиозного лубка в городах: Веллетри, Сачиле, Феррара (Италия, 1993-1995 гг.); на 10-м Международном фестивале фольклора в Испании, в 1989 г., (12 городов Галисии) и мн. др. Дни культуры Москвы в Югославии (Белград, 1997 г.) и Кабардино-Балкарии (Нальчик, 1996 г). Музей народной графики включен в двухтомное издание «Музеи мира», который опубликован в Лейпциге (Германия), где среди 33-х тысяч музеев мира из 195 стран, он числится за номером 16000797.  16 апреля 2003 г. Музей, распоряжением Правительства Москвы, получил статус Московского государственного музея народной графики. Русский лубок  В 1627 г. лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название "Библия для бедных" (1692-1696). "Бедными" именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиоз­ной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к ры­царским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи ("Как мыши кота хоронили"). Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.   Краткое описание коллекции музея   Музей народной графики собирает, хранит, изучает и популяризирует очень важные свидетельства человеческой памяти, обладающие всеми свойствами музейного предмета в превосходной степени. Коллекция Музея народной графики насчитывает 1 144 музейных предмета. Начало фондовой коллекции музея положили предметы музейного значения, подаренные музею его основателем В.П. Пензиным и художниками, членами Мастерской народной графики, все наработки которой под руководством В.П. Пензина и легли в основу создания Музея народной графики.   Коллекции музея складывались с 80-х гг. XX в. в результате целенаправленной собирательской и творческой деятельности В. П. Пензина, а также творческих усилий многих художников, членов Мастерской народной графики, насчитывающей более 120 имен современных художников со всего бывшего СССР. Были восстановлены канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок, бытовой, песенный лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Воссозданный альбом «Библия для бедных» Василия Кореня, ранние гравюры XVII-XVIII вв., Литографский лубок XIX в, реконструированные лубки XVII-XVIII вв. различной тематики и современные гравюры авторов – членов Мастерской народной графики включены в коллекцию графики музея. Музей посвящен народной графике, что является основой его коллекции, однако в фонде Музея присутствует не только лубок, но  и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика.   Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские», изд. 1870г.

(Нет голосов)
Дома
Тургеневская библиотека

Тургеневская библиотека

Бобров пер., д. 6, стр. 1

Пространство этого дома удивительно и подобно лабиринту. Убедиться в этом может каждый горожанин.

3.68
Территории
Сретенский бульвар

Сретенский бульвар

Сретенский бульвар, самый короткий из бульварного кольца – всего 214 м, был разбит в 1830 году

(Нет голосов)
Дома
Дом Глебовых-Стрешневых

Дом Глебовых-Стрешневых

ул. Большая Дмитровка, д. 7/5, стр. 4

Этот старый мощный дом надежно укрылся за соседними домами, словно за ширмой.

3.55
Маршруты
«Тургеневу — 200. Шесть мест столицы, связанных с писателем»

«Тургеневу — 200. Шесть мест столицы, связанных с писателем»

9 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Мосгортур рассказывает о шести местах, куда стоит заглянуть поклонникам творчества великого русского писателя.

3.35
Музеи
Музей Маяковского в библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева

Музей Маяковского в библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева

Библиотека-Читальня им. И.С. Тургенева – это многофункциональное учреждение, сочетающее библиотечно-информационное обслуживание посетителей с проведением культурных, образовательных и досуговых мероприятий. Здесь же располагается музей Маяковского. Всю информацию о работе Библиотеки-Читальни можно узнать по телефону: + 7 (4956) 25-82-47.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом с магазином Леве

Доходный дом с магазином Леве

Столешников пер., д. 7, стр. 1

О винном магазине Леве упоминает Толстой в романе «Анна Каренина».

3.52
Дома
Сквер Майи Плисецкой

Сквер Майи Плисецкой

ул. Большая Дмитровка, 14

Сквер, названный именем выдающейся балерины Майи Плисецкой, находится на месте старинного особняка, который был снесен в 2005 году.

(Нет голосов)