ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Прогулка с Ириной Апексимовой

Артистка, директор театра Ирина Апексимова проводит по любимым московским улочкам. По пути она рассказывает о фактах, которых нет в справочниках и путеводителях, делится воспоминаниями и открывает свои места силы.
3.23
8 домов 1 час 30 минут 7 км
Ирина Апексимова
Ирина Апексимова родилась в Волгограде, юность артистки проходила в Одессе. В Москву актриса переехала в 1985 году, а годом позже поступила в Школу-студию МХАТ. Вместе с ней в мастерской Олега Павловича Табакова учились В. Машков, Е.Миронов, В. Николаев. До 2000 года актриса работала в МХТ им. Чехова: играла в «Дяде Ване» (Елена Андреевна), «Борисе Годунове» (Марина Мнишек), «Горе от ума» (Софья) режиссера Олега Ефремова и многих других спектаклях. Снялась в более 50 фильмах и сериалах. С 2015 года возглавляет Московский государственный театр драмы и комедии на Таганке.
+ -
Наша прогулка начинается в “Театре на Таганке”. Когда зрители попадают сюда, они заходят в советское здание: гардероб, буфет, зал. А вот ты чуть-чуть направо зайди – такого закулисья нет ни в одном театре Москвы.
Боюсь ошибиться, но, по-моему, здесь объединили пять зданий разных времен постройки, со временем появились большая и малая сцены. В 1992 году два переплетенных театра – “Театр на Таганке” и “Содружество актеров Таганки” – разделили. Правда только на бумаге: все кое-как перекрыто какими-то дверьми, заколочено, но связь осталась.
В театре, например, есть чаплинский коридор – который Юрий Петрович Любимов (директор с театра с 1990 по 2011 гг.) называл “внутренностями Таганки” – длиннющий, узкий, с очень низким потолком. Он ведет из зрительской части театра к служебному входу на улице Высоцкого. Так вот этот коридор находится под театром “Содружество актеров Таганки”.
А во внутреннем дворике этой огромной, большой “Таганки” есть памятник Высоцкому. Из некоторых кабинетов его даже видно. Но попасть в дворик можно только из театра “Содружество актеров Таганки”.

Дальше от театра идем по Гончарной улице в сторону высотки на Котельнической набережной, пересекая Яузу, попадаем в переулки Китай-города: Петропавловский, Подколокольный, Подкопаевский, Хохловский, Старосадский, Армянский и Кривоколенный.

На Китай-городе остается прекрасная старая Москва. Когда мне повезло и у меня появилась здесь квартира, я поняла, что это одно из прекраснейших мест. Оно действительно очень старое. Вокруг семь храмов и когда они одновременно звонят – это потрясающее ощущение.
Это самое популярное место, где снимают исторические фильмы, где меньше всего вывесок, новостроек и т.д. Покровка, Подколокольный, Кривоколенный – там потрясающие дома. Мне вообще в Москве больше всего нравятся дома, не памятники, а архитектура. Я родилась в Волгограде, большую часть жизни жила в Одессе, и в Москве в этих домах я нахожу родные для себя из детства вещи. Например, в Кривоколенном переулке есть старинные дома, очень похожие на очень красивый район Одессы – на Пушкинскую.


Через Кривоколенный переулок прекрасно выйти на Лубянку. Там тоже огородами, не через Лубянскую площадь, можно сразу попасть на Кузнецкий мост, с которого пешком напрямую в проезд Художественного театра – так он назывался в моем детстве, а нынче Камергерский переулок.

Там, где сейчас стоит памятник Чехову, например, был общественный туалет и вечная толкучка. Можно было купить джинсы, тушь импортную. Из Камергерского переулка по Тверской мы шли в метро. Слева был замечательный, огромный магазин “Российские вина”. А дальше гастроном, в котором все ведущие артисты МХАТ им. Чехова, а потом и поменьше, знакомились с мясниками – можно было получить по блату кусок мяса. По дороге стояли бабушки, которые продавали водку, еду, парфюмерию - все на свете. Это вот 90-ые годы.
Я помню прекрасно, какие тогда были продуктовые заказы. На праздники, например, администрация МХАТ им. Чехова договаривалась с какими-то фирмами, фабриками и в театр привозили продукты. В одном заказе были обычно: палка колбасы, банка майонеза – все дефицитные продукты. А позже стал вообще роскошный заказ: я помню, как привезли мешки с картошкой. У нас не было автомобилей, мы могли взять ну 5 кг, а народные артисты, у которых автомобили были, брали целиком мешки и развозили их по домам. Вот это был потрясающий момент.
А еще меняли бутылки: три пустые на одну полную. Накануне нового года меняли на шампанское. Я помню, как мы везли из дома стеклянную тару. К 11 часам, когда у нас начиналась репетиция, некоторые уже успели обменять несколько раз...


Когда я приехала в Москву поступать, мне было все равно, в какой театральный институт. Я поступала везде. Во всех моих несчастных шатаниях по Москве меня сопровождала мама. И когда мы проходили мимо проезда Художественного театра, сердце как-то учащенно билось в этот момент. И так же учащенно билось оно все годы.

Это место очень много для меня значило, потому что я училась в Школе-студии МХАТ и работала во МХАТ им. Чехова много-много лет. Там были проведены самые прекрасные первые пять лет моей жизни в Москве. Все праздники мы отмечали в театре, потому что это был дом родной.
Школа-студия МХАТ и МХАТ им. Чехова – это моя родина. До этого я жила какой-то безумно интересной, счастливой детской жизнью. Но родилась я именно в это время и именно в этом месте. Тогда рядом со служебным входом МХАТ им. Чехова стояли Ефремов, Евстигнеев, Смоктуновский, Табаков – люди, которые меня создали.
Когда по прошествии 15 лет, проведенных на этом месте, закрылись передо мной двери театра, я года 3-4 не то что не проходила, я проезжала мимо на машине, не поворачивая голову в эту сторону. Это было настолько живо, болезненно.


Оттуда, пересекая быстренько Тверскую, идем на улицу Неждановой (Брюсов переулок), где находится церковь. Там рядом дома, где жили артисты Большого, Вахтанговского театра, МХАТ им. Чехова и Дом композиторов. Это такое театральное место, и церковь считается покровительницей театралов. Люди, которые работают в театрах, в нее ходят. Все студенты Школы-студии туда бегали. И когда мы работали в МХАТ им. Чехова, перед какой-то важной работой заходили в эту церковь. 


Дальше на Никитскую и по ней до театра Маяковского в клуб “Маяк”, он существует и сейчас. Это место, куда приходили все артисты, ныне великие, а тогда простые. В конце 90-ых – начале 00-ых там после спектакля все собирались. И это было прекрасное времяпрепровождение, потому что всегда находились темы, о чем поговорить, что-то обсудить. Это было единение: огромная Москва, но одновременно очень маленькая, потому что ты все время находишься в одной прослойке и все друг друга знают. Мы все двигались по одним и тем же тропам, и всегда можно было встретиться в “Маяке”.


И дальше из “Маяка”, особенно это хорошо летом где-то в районе 5-6 утра – когда уже есть солнце, когда прекрасно проведена ночь в хорошей компании, когда еще нет народа на улице и машин, и есть ощущение, что этот город принадлежит тебе – через Тверской бульвар в самое мое любимое место – Патриаршие пруды.
Я люблю именно сами пруды. Волга, Черное море – там я опять попадаю в атмосферу детства, где всегда было все прекрасно.
У меня есть любимая скамейка, не знаю, какая она по счету. Если находиться спиной к ресторанам – с левой стороны вторая-третья. Мне достаточно там полчаса посидеть, покурить, когда очень плохо. И ты находишь выход из любой ситуации. Там мое личное место силы.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом-мастерская И.И.Левитана

Дом-мастерская И.И.Левитана

Большой Трехсвятительский пер., дом 1, строение 2

Здесь Исаак Левитан написал многие известные произведения.

(Нет голосов)
Дома
Гостиница у Покровских ворот

Гостиница у Покровских ворот

ул. Покровка, д. 17, стр. 1

Здесь сохранились обе бывшие «стасовские» гостиницы, их облик наиболее приближен к первоначальному.

Рейтинг: 3.35
Дома
Усадьба XVIII-XIX вв.

Усадьба XVIII-XIX вв.

Балчуг ул., д.5

Городская усадьба XVIII-XIX вв., Балчуг ул., д.5,  сохранилась в сильно перестроенном виде, представляет из себя трехэтажный дом с фасадом, характерном для эпохи эклектики второй половины XIX века.

3.96
Территории
Яузская улица

Яузская улица

Именно здесь сохранился уголок старой Москвы.

(Нет голосов)
Дома
Гостиный двор

Гостиный двор

ул. Ильинка, д. 4

Гигантский четырехугольник, опоясанный аркадой, возвышался над невысокой застройкой Китай-города.

Рейтинг: 3.35
Музеи
Музей русской иконы

Музей русской иконы

Музей русской иконы – крупнейшее на сегодняшний день частное собрание восточно-христианского искусства, объединяющее шедевры русской иконописи XIV–XX вв., а также памятники, некогда созданные мастерами Византии, восточного Средиземноморья, Эфиопии. Основанный в 2006 году московским предпринимателем и меценатом Михаилом Юрьевичем Абрамовым, музей ныне объединяет около 5,000 экспонатов, а его постоянная экспозиция занимает ок. 1,000 кв. метров (4 этажа и более 10 залов) на Гончарной улице в Москве. Посещение музея, а также все проходящие на его территории экскурсии, выставки, концерты, лекции являются бесплатными для всех групп населения.

(Нет голосов)
Дома
Церковь с колокольней во имя усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором

Церковь с колокольней во имя усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором

Пятницкая ул., д. 4/2, стр. 8

Величественная колокольня церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, формирует панораму центральной части Пятницкой улицы и доминирует над этой частью Замоскворечья. Здание имеет три яруса. Колонны нижнего яруса дорические, средний ярус оформлен ионическими, а в оформлении верхнего применены колонны самого пышного, коринфского ордера. В двух нижних ярусах – торжественные фронтоны, а третий ярус завершается башенкой с высоким шпилем.

Рейтинг: 3.33
Дома
Храм Святых бессребреников Космы и Дамиана в Старых Панех

Храм Святых бессребреников Космы и Дамиана в Старых Панех

Старопанский пер., д. 4, стр. 2

Православный  храм с многовековой историей, в свое время давший название переулку.

Рейтинг: 3.78
Дома
Московская Межевая канцелярия

Московская Межевая канцелярия

Хохловский пер., д. 10, стр. 1

Фасад здания выполнен в стиле эклектики, для которого характерно смешение разных направлений — от классицизма до барокко.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Иоанна Предтечи, что под Бором, с домом причта

Церковь Иоанна Предтечи, что под Бором, с домом причта

Пятницкая ул., 4/2 строение 8

На чётной стороне Пятницкой улицы видна главная вертикальная доминанта начала – колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором. К ней примыкает небольшой трехэтажный дом XIX века – дом причта храма Иоанна Предтечи. В доме причта проживали дьяконы, чтецы, пономари, псаломщики и другие служители церкви.

3.35
Дома
Гостиница у Покровских ворот (Западный корпус)

Гостиница у Покровских ворот (Западный корпус)

ул. Покровка, д. 16

Решение строить в Москве гостиницы у бывших ворот крепости Белого города, снесенной в последней трети XVIII века, было принято на высочайшем уровне – указом императора Павла I.

(Нет голосов)