ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Прогулка с Ириной Апексимовой

Артистка, директор театра Ирина Апексимова проводит по любимым московским улочкам. По пути она рассказывает о фактах, которых нет в справочниках и путеводителях, делится воспоминаниями и открывает свои места силы.
3.23
8 домов 1 час 30 минут 7 км
Ирина Апексимова
Ирина Апексимова родилась в Волгограде, юность артистки проходила в Одессе. В Москву актриса переехала в 1985 году, а годом позже поступила в Школу-студию МХАТ. Вместе с ней в мастерской Олега Павловича Табакова учились В. Машков, Е.Миронов, В. Николаев. До 2000 года актриса работала в МХТ им. Чехова: играла в «Дяде Ване» (Елена Андреевна), «Борисе Годунове» (Марина Мнишек), «Горе от ума» (Софья) режиссера Олега Ефремова и многих других спектаклях. Снялась в более 50 фильмах и сериалах. С 2015 года возглавляет Московский государственный театр драмы и комедии на Таганке.
+ -
Наша прогулка начинается в “Театре на Таганке”. Когда зрители попадают сюда, они заходят в советское здание: гардероб, буфет, зал. А вот ты чуть-чуть направо зайди – такого закулисья нет ни в одном театре Москвы.
Боюсь ошибиться, но, по-моему, здесь объединили пять зданий разных времен постройки, со временем появились большая и малая сцены. В 1992 году два переплетенных театра – “Театр на Таганке” и “Содружество актеров Таганки” – разделили. Правда только на бумаге: все кое-как перекрыто какими-то дверьми, заколочено, но связь осталась.
В театре, например, есть чаплинский коридор – который Юрий Петрович Любимов (директор с театра с 1990 по 2011 гг.) называл “внутренностями Таганки” – длиннющий, узкий, с очень низким потолком. Он ведет из зрительской части театра к служебному входу на улице Высоцкого. Так вот этот коридор находится под театром “Содружество актеров Таганки”.
А во внутреннем дворике этой огромной, большой “Таганки” есть памятник Высоцкому. Из некоторых кабинетов его даже видно. Но попасть в дворик можно только из театра “Содружество актеров Таганки”.

Дальше от театра идем по Гончарной улице в сторону высотки на Котельнической набережной, пересекая Яузу, попадаем в переулки Китай-города: Петропавловский, Подколокольный, Подкопаевский, Хохловский, Старосадский, Армянский и Кривоколенный.

На Китай-городе остается прекрасная старая Москва. Когда мне повезло и у меня появилась здесь квартира, я поняла, что это одно из прекраснейших мест. Оно действительно очень старое. Вокруг семь храмов и когда они одновременно звонят – это потрясающее ощущение.
Это самое популярное место, где снимают исторические фильмы, где меньше всего вывесок, новостроек и т.д. Покровка, Подколокольный, Кривоколенный – там потрясающие дома. Мне вообще в Москве больше всего нравятся дома, не памятники, а архитектура. Я родилась в Волгограде, большую часть жизни жила в Одессе, и в Москве в этих домах я нахожу родные для себя из детства вещи. Например, в Кривоколенном переулке есть старинные дома, очень похожие на очень красивый район Одессы – на Пушкинскую.


Через Кривоколенный переулок прекрасно выйти на Лубянку. Там тоже огородами, не через Лубянскую площадь, можно сразу попасть на Кузнецкий мост, с которого пешком напрямую в проезд Художественного театра – так он назывался в моем детстве, а нынче Камергерский переулок.

Там, где сейчас стоит памятник Чехову, например, был общественный туалет и вечная толкучка. Можно было купить джинсы, тушь импортную. Из Камергерского переулка по Тверской мы шли в метро. Слева был замечательный, огромный магазин “Российские вина”. А дальше гастроном, в котором все ведущие артисты МХАТ им. Чехова, а потом и поменьше, знакомились с мясниками – можно было получить по блату кусок мяса. По дороге стояли бабушки, которые продавали водку, еду, парфюмерию - все на свете. Это вот 90-ые годы.
Я помню прекрасно, какие тогда были продуктовые заказы. На праздники, например, администрация МХАТ им. Чехова договаривалась с какими-то фирмами, фабриками и в театр привозили продукты. В одном заказе были обычно: палка колбасы, банка майонеза – все дефицитные продукты. А позже стал вообще роскошный заказ: я помню, как привезли мешки с картошкой. У нас не было автомобилей, мы могли взять ну 5 кг, а народные артисты, у которых автомобили были, брали целиком мешки и развозили их по домам. Вот это был потрясающий момент.
А еще меняли бутылки: три пустые на одну полную. Накануне нового года меняли на шампанское. Я помню, как мы везли из дома стеклянную тару. К 11 часам, когда у нас начиналась репетиция, некоторые уже успели обменять несколько раз...


Когда я приехала в Москву поступать, мне было все равно, в какой театральный институт. Я поступала везде. Во всех моих несчастных шатаниях по Москве меня сопровождала мама. И когда мы проходили мимо проезда Художественного театра, сердце как-то учащенно билось в этот момент. И так же учащенно билось оно все годы.

Это место очень много для меня значило, потому что я училась в Школе-студии МХАТ и работала во МХАТ им. Чехова много-много лет. Там были проведены самые прекрасные первые пять лет моей жизни в Москве. Все праздники мы отмечали в театре, потому что это был дом родной.
Школа-студия МХАТ и МХАТ им. Чехова – это моя родина. До этого я жила какой-то безумно интересной, счастливой детской жизнью. Но родилась я именно в это время и именно в этом месте. Тогда рядом со служебным входом МХАТ им. Чехова стояли Ефремов, Евстигнеев, Смоктуновский, Табаков – люди, которые меня создали.
Когда по прошествии 15 лет, проведенных на этом месте, закрылись передо мной двери театра, я года 3-4 не то что не проходила, я проезжала мимо на машине, не поворачивая голову в эту сторону. Это было настолько живо, болезненно.


Оттуда, пересекая быстренько Тверскую, идем на улицу Неждановой (Брюсов переулок), где находится церковь. Там рядом дома, где жили артисты Большого, Вахтанговского театра, МХАТ им. Чехова и Дом композиторов. Это такое театральное место, и церковь считается покровительницей театралов. Люди, которые работают в театрах, в нее ходят. Все студенты Школы-студии туда бегали. И когда мы работали в МХАТ им. Чехова, перед какой-то важной работой заходили в эту церковь. 


Дальше на Никитскую и по ней до театра Маяковского в клуб “Маяк”, он существует и сейчас. Это место, куда приходили все артисты, ныне великие, а тогда простые. В конце 90-ых – начале 00-ых там после спектакля все собирались. И это было прекрасное времяпрепровождение, потому что всегда находились темы, о чем поговорить, что-то обсудить. Это было единение: огромная Москва, но одновременно очень маленькая, потому что ты все время находишься в одной прослойке и все друг друга знают. Мы все двигались по одним и тем же тропам, и всегда можно было встретиться в “Маяке”.


И дальше из “Маяка”, особенно это хорошо летом где-то в районе 5-6 утра – когда уже есть солнце, когда прекрасно проведена ночь в хорошей компании, когда еще нет народа на улице и машин, и есть ощущение, что этот город принадлежит тебе – через Тверской бульвар в самое мое любимое место – Патриаршие пруды.
Я люблю именно сами пруды. Волга, Черное море – там я опять попадаю в атмосферу детства, где всегда было все прекрасно.
У меня есть любимая скамейка, не знаю, какая она по счету. Если находиться спиной к ресторанам – с левой стороны вторая-третья. Мне достаточно там полчаса посидеть, покурить, когда очень плохо. И ты находишь выход из любой ситуации. Там мое личное место силы.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Доходный дом Басманного Товарищества

Доходный дом Басманного Товарищества

ул. Новая Басманная, д. 10, с1

Этот поражающий воображение доходный дом появился на Новой Басманной улице в 1913 году, и вскоре породил одну легенду.

5
Дома
Городская усадьба Боткиных

Городская усадьба Боткиных

Петроверигский пер., д. 4, стр. 1, 2, 4

Старинная усадьба-салон, с историей которой причудливо переплелись имена Карамзина, Хераскова, Жуковского, Герцена, Огарева, Белинского, Панаева, Гоголя, Л. Толстого, Щепкина, Мочалова, Фета, П. Лебедева.

3.76
Музеи
Музей военной формы одежды

Музей военной формы одежды

В феврале 2017 года в здании усадьбы Тургеневых-Боткиных открылся новый музей Российского военно-исторического общества – Музей военной формы одежды. Первая выставка «Спасённые реликвии» знакомит посетителей с отдельными образцами русской военной формы XVIII–XIX столетий. Выставка стала мемориальной – это память о погибших в районе Сочи 25 декабря 2016 года, об Антоне Николаевиче Губанкове – директоре Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации. Он поддержал идею передачи предметов из запасников музея Минобороны Российскому военно-историческому обществу для их реставрации и экспонирования в стенах Музея военной формы одежды РВИО. Среди них настоящие реликвии – бесценные предметы военного обмундирования из Императорского интендантского музея. В него поступали предметы военной форменной одежды не только российской армии, но и иностранных.Жизнь музея прекратилась после событий 1917 года: экспонаты уложили в ящики и отправили на хранение в Петропавловскую крепость. В 1932 году начались скитания бесценной коллекции: часть была передана артиллерийскому историческому музею, часть отправилась в костюмерные театров.Реставрация бесценной коллекции началась в 2016 году, при непосредственном участии РВИО. Спустя год после начала реставрационных работ, через сто лет забвения посетители могут увидеть удивительные экспонаты. Все предметы рассказывают о подвиге воинов, которые носили эту форму и гордились ею.Музей военной формы одежды закрыт на реэкспозицию.

(Нет голосов)
Дома
Особняк Хлудовых

Особняк Хлудовых

Хомутовский переулок, д. 5а

Паркетный пол с железным кольцом для «домашних» животных – лишь одна из особенностей этого владения

3.5
Дома
Московский Императорский почтамт и телеграф

Московский Императорский почтамт и телеграф

Ул. Мясницкая, д. 26а, стр. 1

Здесь в квартире почт-директора Ивана Пестеля родился его сын, будущий декабрист Павел Пестель.

4.01
Территории
Улица Солянка

Улица Солянка

Солянка – часть древнего тракта на Коломну и Рязань.

(Нет голосов)
Дома
Дом 48 на Земляном валу

Дом 48 на Земляном валу

Ул. Земляной вал, д. 48а

В этом доме жил академик А.Д. Сахаров.

3.78
Памятники
Памятный знак в честь Ц.Л. Куникова

Памятный знак в честь Ц.Л. Куникова

Покровка ул., д. 47

Памятный знак в честь Цезаря Львовича представляет собой огромный якорь весом 8 т.

3.3
Дома
Студенческое общежитие  Коммунистического университета национальных меньшинств Запада имени Ю.Ю. Мархлевского

Студенческое общежитие Коммунистического университета национальных меньшинств Запада имени Ю.Ю. Мархлевского

Петроверигский пер., дом 6-8-10, строение 1

Один из крупнейших и интереснейших по архитектуре комплексов общежитий конца 1920-х годов возвышается на склоне Сретенского холма над крышами старой московской застройки. В 1929 году Университет нацменьшинств приступил к строительству общежития для студентов на Маросейке. Для составления проекта общежития был проведен закрытый конкурс, где предпочтение было отдано варианту Георгия Данкмана — в нем три параллельные жилые секции последовательно примыкают к общественному корпусу.

3.54
Дома
Городская усадьба Орловых

Городская усадьба Орловых

Подсосенский пер., д.23, стр.3

Усадьба возникла в конце XVIII века.

3.19
Дома
Церковь Илии Пророка, что под Сосенками

Церковь Илии Пророка, что под Сосенками

Ул. Воронцово поле, д. 16

Окружал церковь сосновый бор, отсюда и пошло название «под сосенками»

3.84
Территории
Мясницкая улица

Мясницкая улица

Современная Мясницкая начинается от Лубянской площади и заканчивается, упираясь в Садовое кольцо. До 1780-х гг. в районе бульварного кольца улица делилась надвое Мясницкими воротами стен Белого города. За воротами с внешней стороны кольца находились мясные лавки, здесь же мясники забивали скот и разделывали туши.

(Нет голосов)