Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Самобытный сподвижник просвещения: маршрут памяти Михаила Ломоносова

19 ноября исполнилось 310 лет со дня рождения ученого, поэта, художника, филолога, географа, оратора Михаила Ломоносова. Портал «Узнай Москву» приглашает прогуляться по местам столицы, связанным с жизнью этой выдающейся личности. Пройти маршрут можно и в режиме онлайн.

Самобытный сподвижник просвещения: маршрут памяти Михаила Ломоносова
Самобытный сподвижник просвещения: маршрут памяти Михаила Ломоносова
B
ЦАО, Моховая ул., дом 11, строение 1
22 м.
1.9 км
19 ноября исполнилось 310 лет со дня рождения ученого, поэта, художника, филолога, географа, оратора Михаила Ломоносова. Портал «Узнай Москву» приглашает прогуляться по местам столицы, связанным с жизнью этой выдающейся личности. Пройти маршрут можно и в режиме онлайн.
5.00
Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
B
ЦАО, Моховая ул., дом 11, строение 1

О первых годах жизни Ломоносова известно немного. Он родился в деревне Мишанинской Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. С ранних лет ездил с отцом на промыслы, но страсть к знаниям оказалась сильнее, и молодой Михаил Ломоносов принял решение оставить родной дом и отправиться в Москву. Именно с переезда в столицу начался его путь к вершине российской науки. Вспомнить главные этапы становления великого ученого и развития системы высшего образования в России помогут вопросы по пунктам маршрута.



Где в Москве оказался Ломоносов, прибыв с рыбьим обозом?


Проходим по Варварке до поворота направо в Рыбный переулок

Вот как описывается уход Ломоносова из родительского дома в академической биографии 1784 года: «Из селения его отправлялся в Москву караван с мерзлою рыбою. В третий день настиг он его в семидесяти уже верстах. Через три недели прибыли в столичный сей город».
Первые два дня Ломоносов жил в «обшевнях» — больших санях-розвальнях — в рыбном ряду Китай-города, находившегося в одноэтажных каменных лавках, поставленных в два ряда параллельно переулку, который до сих пор носит свое историческое имя.



Кто основал Славяно‑греко‑латинскую академию, в которую поступил М. Ломоносов?


Проходим по Рыбному переулку, пересекаем Ильинку, идем по Богоявленскому переулку, останавливаемся у памятника братьям Лихудам в Богоявленском переулке, 12.

Славяно‑греко‑латинская академия (Спасские школы или Заиконоспасское училище) основали братья Иоанникий (1633–1717 гг.) и Софроний (1652–1730 гг.) Лихуды. Они были весьма образованными людьми: учились сначала в Венеции, затем в Падуанском университете, в Москву приехали в 1685 году, начали деятельность в школе при Богоявленском монастыре, располагавшемся в переулке, где сейчас стоит памятник этим греческим ученым.
Монумент работы Вячеслава Клыкова представляет просветителей, облаченных в монашеские ризы, застывшими над переводом Библии на церковнославянский язык. Софроний держит свиток, Иоанникий восседает на резном стуле с развернутой грамотой в руках; перед ними — Священное Писание и чернильница с перьями.
Братья Лихуды стали первыми преподавателями Академии. В 1814 году Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, получив наименование Московской духовной академии. Сюда‑то «по своей и Божьей воле» пришел в конце января 1731 года с намерением попасть в число учеников Михайло Ломоносов. 

Долгое время считалось, что от Академии ничего не сохранилось. Но исследования, поиски историков и краеведов-энтузиастов доказали, что учебные и жилые корпуса первого высшего учебного заведения Руси в перестроенном виде сохранились до наших дней. В 1968 году здесь были жилые помещения. Предполагалось в 1978 году устроить музей, но был открыт склад магазина продуктов. Сейчас здание закрыто строительными лесами.



В чем заключалась особенность обучения Ломоносова в Славяно–греко‑латинской академии?


Окажемся на Никольской улице, 7–9, стр. 3.

В Славяно–греко‑латинской академии было восемь классов: четыре низших, которые назывались фара, инфима, грамматика, синтаксима, два средних – пиитика и риторика, и два высших - философия и богословие. В низших классах учили латыни, славянскому языку, нотному пению, преподавались азы географии, истории и математики. В средних  - красноречию, ораторскому искусству и литературе. В высших классах наряду с логикой и философией учащиеся получали определенные знания по физике, психологии и естественным наукам.
На двух последних курсах ученики уже считались студентами и по окончании их выходили из академии со свидетельствами ученых богословов и становились священниками, учителями в светских учебных заведениях, государственными служащими. Для того чтобы закончить полный курс академии, требовалось не менее десяти, а кое‑кому лет двенадцать или тринадцать.
Условия своей жизни в Москве Ломоносов описал впоследствии в известных письмах к И. И. Шувалову. Ломоносов вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться». Ломоносов сразу же выделился среди учеников своими дарованиями и исключительным прилежанием, он закончил обучение в академии за 5 лет.



Сохранился ли Заиконоспасский монастырь?


Обратим внимание на строение 4. 

Заиконоспасский монастырь получил свое название, так как стоял за Иконным рядом по Никольской улице. Никольская улица в Китай-городе слыла в народе «сосредоточием православного духа, книжной мудрости и академической учености». Принято считать, что монастырь основан Борисом Годуновым в 1600 году. Собор Спаса Нерукотворного Образа— главная церковь Заиконоспасского монастыря — к счастью, уцелел до настоящего времени. Это один из лучших памятников «московского барокко» петровской эпохи. Богослужения в соборном храме Спаса Нерукотворного возобновились в 1992 году. Сейчас в верхних этажах разместились факультеты Историко-архивного института.  



Какую роль в появлении Московского университета сыграл Михаил Ломоносов?


Окажемся перед зданием Исторического музея на Никольской улице.

А.С. Пушкин так писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию  сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...»
В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, а также успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число.
М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И.  Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.




Где располагалось первое здание Московского университета?

Наша следующая точка, главная аптека у Воскресенских ворот - первое здание Московского университета.

Здание Главной аптеки у Воскресенских ворот было возведено в самом конце XVII века. Внутреннее пространство здания имело средневековый характер и было разобщено на множество "клетей". Именно это строение решили приспособить под размещение университета, пока для него не будет возведено специальное здание. В 1755 г. помещения Главной аптеки перестроил известный московский зодчий елизаветинского времени Д. Ухтомский. Именно здесь 7 мая 1755 г. состоялась церемония торжественного открытия Московского университета.

Здание Главной аптеки с самого начала с большим трудом удовлетворяло всем потребностям университета: здесь, помимо лекционных аудиторий, размещались учебные классы университетской гимназии, библиотека и минералогический кабинет, химическая лаборатория, типография с книжной лавкой. Поэтому уже с 1760-х гг. часть учебных помещений переводят во вновь приобретаемые дома на Моховой улице. Окончательный же переезд университета на Моховую состоялся в конце XVIII века.

Первое университетское здание, лишившись своих обитателей, постепенно ветшало, и было разобрано в связи с возведением Исторического музея. Памятная доска в его стене свидетельствует сейчас об открывшемся некогда на этом месте Московском университете. 



В чем состояло новаторство Ломоносова как основоположника первого Московского университета?


Проходим к зданию МГУ на Моховой улице, 11с1.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости».



Квест готовился на основании работы преподавателя химии и биологии Козиной Татьяны Валентиновны, опубликованной на портале https://urok.1sept.ru/articles/587747
Рекомендации
В путь!
Рыбный переулок
5.00
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута
Вот как описывается уход Ломоносова из родительского дома в академической биографии 1784 года: «Из селения его отправлялся в Москву караван с мерзлою рыбою. В третий день настиг он его в семидесяти уже верстах. Через три недели прибыли в столичный сей город».
Первые два дня Ломоносов жил в «обшевнях» — больших санях-розвальнях — в рыбном ряду Китай-города, находившегося в одноэтажных каменных лавках, поставленных в два ряда параллельно переулку, который до сих пор носит свое историческое имя.
Проходим по Рыбному переулку, пересекаем Ильинку, идем по Богоявленскому переулку, останавливаемся у памятника братьям Лихудам в Богоявленском переулке, 12.
Братья Иоанникий и Софроний Лихуды
Годы постройки:
2007
Адрес:
Богоявленный переулок, д. 2с4
Ближайшие станции метро:
3.75
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута
Славяно‑греко‑латинская академия (Спасские школы или Заиконоспасское училище) основали братья Иоанникий (1633–1717 гг.) и Софроний (1652–1730 гг.) Лихуды. Они были весьма образованными людьми: учились сначала в Венеции, затем в Падуанском университете, в Москву приехали в 1685 году, начали деятельность в школе при Богоявленском монастыре, располагавшемся в переулке, где сейчас стоит памятник этим греческим ученым.
Монумент работы Вячеслава Клыкова представляет просветителей, облаченных в монашеские ризы, застывшими над переводом Библии на церковнославянский язык. Софроний держит свиток, Иоанникий восседает на резном стуле с развернутой грамотой в руках; перед ними — Священное Писание и чернильница с перьями.
Братья Лихуды стали первыми преподавателями Академии. В 1814 году Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, получив наименование Московской духовной академии. Сюда‑то «по своей и Божьей воле» пришел в конце января 1731 года с намерением попасть в число учеников Михайло Ломоносов.

Долгое время считалось, что от Академии ничего не сохранилось. Но исследования, поиски историков и краеведов-энтузиастов доказали, что учебные и жилые корпуса первого высшего учебного заведения Руси в перестроенном виде сохранились до наших дней. В 1968 году здесь были жилые помещения. Предполагалось в 1978 году устроить музей, но был открыт склад магазина продуктов. Сейчас здание закрыто строительными лесами.
Окажемся на Никольской улице, 7–9, стр. 3.
Славяно-Греко-Латинская Академия, XVII-XVIII вв. Заиконоспасский монастырь.
Годы постройки:
XVII-XVIII вв.
Адрес:
ЦАО, Никольская ул., дом 7-9, строение 1-2-5, ЦАО, Никольская ул., дом 7-9, строение 3
Архитекторы:
И.П. Зарудный, И.Ф. Мичурин
Эпоха:
17 век, 18 век
3.30
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута
В Славяно–греко‑латинской академии было восемь классов: четыре низших, которые назывались фара, инфима, грамматика, синтаксима, два средних – пиитика и риторика, и два высших - философия и богословие. В низших классах учили латыни, славянскому языку, нотному пению, преподавались азы географии, истории и математики. В средних  - красноречию, ораторскому искусству и литературе. В высших классах наряду с логикой и философией учащиеся получали определенные знания по физике, психологии и естественным наукам.
На двух последних курсах ученики уже считались студентами и по окончании их выходили из академии со свидетельствами ученых богословов и становились священниками, учителями в светских учебных заведениях, государственными служащими. Для того чтобы закончить полный курс академии, требовалось не менее десяти, а кое‑кому лет двенадцать или тринадцать.
Условия своей жизни в Москве Ломоносов описал впоследствии в известных письмах к И. И. Шувалову. Ломоносов вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться». Ломоносов сразу же выделился среди учеников своими дарованиями и исключительным прилежанием, он закончил обучение в академии за 5 лет.

// Обратим внимание на соседнее строение 4. //

Заиконоспасский монастырь получил свое название, так как стоял за Иконным рядом по Никольской улице. Никольская улица в Китай-городе слыла в народе «сосредоточием православного духа, книжной мудрости и академической учености». Принято считать, что монастырь основан Борисом Годуновым в 1600 году. Собор Спаса Нерукотворного Образа— главная церковь Заиконоспасского монастыря — к счастью, уцелел до настоящего времени. Это один из лучших памятников «московского барокко» петровской эпохи. Богослужения в соборном храме Спаса Нерукотворного возобновились в 1992 году. Сейчас в верхних этажах разместились факультеты Историко-архивного института.
Проследуем по Никольской улице к зданию Исторического музея.
Никольская улица
5.00
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута
А.С. Пушкин так писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...»
В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, а также успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число.
М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Наша следующая точка, главная аптека у Воскресенских ворот - первое здание Московского университета.
Воскресенские (Иверские) ворота
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1535
Адрес:
проезд Воскресенские ворота, 1а
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Пётр Малой Фрязин
Эпоха:
16 век
3.48
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута
Здание Главной аптеки у Воскресенских ворот было возведено в самом конце XVII века. Внутреннее пространство здания имело средневековый характер и было разобщено на множество "клетей". Именно это строение решили приспособить под размещение университета, пока для него не будет возведено специальное здание. В 1755 г. помещения Главной аптеки перестроил известный московский зодчий елизаветинского времени Д. Ухтомский. Именно здесь 7 мая 1755 г. состоялась церемония торжественного открытия Московского университета.

Здание Главной аптеки с самого начала с большим трудом удовлетворяло всем потребностям университета: здесь, помимо лекционных аудиторий, размещались учебные классы университетской гимназии, библиотека и минералогический кабинет, химическая лаборатория, типография с книжной лавкой. Поэтому уже с 1760-х гг. часть учебных помещений переводят во вновь приобретаемые дома на Моховой улице. Окончательный же переезд университета на Моховую состоялся в конце XVIII века.

Первое университетское здание, лишившись своих обитателей, постепенно ветшало, и было разобрано в связи с возведением Исторического музея. Памятная доска в его стене свидетельствует сейчас об открывшемся некогда на этом месте Московском университете.
Проходим к зданию МГУ на Моховой улице, 11с1.
Московский Университет
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1786-1793, 1817-1819
Адрес:
ЦАО, Моховая ул., дом 11, строение 1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
М.Ф. Казаков, А.Г. Григорьев , Д.И. Жилярди
Эпоха:
18 век, 19 век
4.19
Узнать об объекте больше
6
О точке маршрута
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости».
Прогулка окончена.
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(5)
Яшин Лев Иванович
советский футболист
Связанные объекты(5)
Яшин Лев Иванович
советский футболист