Открыть в приложении
Скачать
close

Раздел для тех, кто любит гулять и бродить по городу. Выберите маршрут из списка или посмотрите, как он выглядит на карте и — удачного путешествия.!

Самобытный сподвижник просвещения: маршрут памяти Михаила Ломоносова

Самобытный сподвижник просвещения: маршрут памяти Михаила Ломоносова

60 ч. 22 м.2 км
19 ноября исполнилось 310 лет со дня рождения ученого, поэта, художника, филолога, географа, оратора Михаила Ломоносова. Портал «Узнай Москву» приглашает прогуляться по местам столицы, связанным с жизнью этой выдающейся личности. Пройти маршрут можно и в режиме онлайн.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

О первых годах жизни Ломоносова известно немного. Он родился в деревне Мишанинской Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. С ранних лет ездил с отцом на промыслы, но страсть к знаниям оказалась сильнее, и молодой Михаил Ломоносов принял решение оставить родной дом и отправиться в Москву. Именно с переезда в столицу начался его путь к вершине российской науки. Вспомнить главные этапы становления великого ученого и развития системы высшего образования в России помогут вопросы по пунктам маршрута.



Где в Москве оказался Ломоносов, прибыв с рыбьим обозом?


Проходим по Варварке до поворота направо в Рыбный переулок

Вот как описывается уход Ломоносова из родительского дома в академической биографии 1784 года: «Из селения его отправлялся в Москву караван с мерзлою рыбою. В третий день настиг он его в семидесяти уже верстах. Через три недели прибыли в столичный сей город».
Первые два дня Ломоносов жил в «обшевнях» — больших санях-розвальнях — в рыбном ряду Китай-города, находившегося в одноэтажных каменных лавках, поставленных в два ряда параллельно переулку, который до сих пор носит свое историческое имя.



Кто основал Славяно‑греко‑латинскую академию, в которую поступил М. Ломоносов?


Проходим по Рыбному переулку, пересекаем Ильинку, идем по Богоявленскому переулку, останавливаемся у памятника братьям Лихудам в Богоявленском переулке, 12.

Славяно‑греко‑латинская академия (Спасские школы или Заиконоспасское училище) основали братья Иоанникий (1633–1717 гг.) и Софроний (1652–1730 гг.) Лихуды. Они были весьма образованными людьми: учились сначала в Венеции, затем в Падуанском университете, в Москву приехали в 1685 году, начали деятельность в школе при Богоявленском монастыре, располагавшемся в переулке, где сейчас стоит памятник этим греческим ученым.
Монумент работы Вячеслава Клыкова представляет просветителей, облаченных в монашеские ризы, застывшими над переводом Библии на церковнославянский язык. Софроний держит свиток, Иоанникий восседает на резном стуле с развернутой грамотой в руках; перед ними — Священное Писание и чернильница с перьями.
Братья Лихуды стали первыми преподавателями Академии. В 1814 году Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, получив наименование Московской духовной академии. Сюда‑то «по своей и Божьей воле» пришел в конце января 1731 года с намерением попасть в число учеников Михайло Ломоносов. 

Долгое время считалось, что от Академии ничего не сохранилось. Но исследования, поиски историков и краеведов-энтузиастов доказали, что учебные и жилые корпуса первого высшего учебного заведения Руси в перестроенном виде сохранились до наших дней. В 1968 году здесь были жилые помещения. Предполагалось в 1978 году устроить музей, но был открыт склад магазина продуктов. Сейчас здание закрыто строительными лесами.



В чем заключалась особенность обучения Ломоносова в Славяно–греко‑латинской академии?


Окажемся на Никольской улице, 7–9, стр. 3.

В Славяно–греко‑латинской академии было восемь классов: четыре низших, которые назывались фара, инфима, грамматика, синтаксима, два средних – пиитика и риторика, и два высших - философия и богословие. В низших классах учили латыни, славянскому языку, нотному пению, преподавались азы географии, истории и математики. В средних  - красноречию, ораторскому искусству и литературе. В высших классах наряду с логикой и философией учащиеся получали определенные знания по физике, психологии и естественным наукам.
На двух последних курсах ученики уже считались студентами и по окончании их выходили из академии со свидетельствами ученых богословов и становились священниками, учителями в светских учебных заведениях, государственными служащими. Для того чтобы закончить полный курс академии, требовалось не менее десяти, а кое‑кому лет двенадцать или тринадцать.
Условия своей жизни в Москве Ломоносов описал впоследствии в известных письмах к И. И. Шувалову. Ломоносов вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться». Ломоносов сразу же выделился среди учеников своими дарованиями и исключительным прилежанием, он закончил обучение в академии за 5 лет.



Сохранился ли Заиконоспасский монастырь?


Обратим внимание на строение 4. 

Заиконоспасский монастырь получил свое название, так как стоял за Иконным рядом по Никольской улице. Никольская улица в Китай-городе слыла в народе «сосредоточием православного духа, книжной мудрости и академической учености». Принято считать, что монастырь основан Борисом Годуновым в 1600 году. Собор Спаса Нерукотворного Образа— главная церковь Заиконоспасского монастыря — к счастью, уцелел до настоящего времени. Это один из лучших памятников «московского барокко» петровской эпохи. Богослужения в соборном храме Спаса Нерукотворного возобновились в 1992 году. Сейчас в верхних этажах разместились факультеты Историко-архивного института.  



Какую роль в появлении Московского университета сыграл Михаил Ломоносов?


Окажемся перед зданием Исторического музея на Никольской улице.

А.С. Пушкин так писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию  сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...»
В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, а также успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число.
М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И.  Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.




Где располагалось первое здание Московского университета?

Наша следующая точка, главная аптека у Воскресенских ворот - первое здание Московского университета.

Здание Главной аптеки у Воскресенских ворот было возведено в самом конце XVII века. Внутреннее пространство здания имело средневековый характер и было разобщено на множество "клетей". Именно это строение решили приспособить под размещение университета, пока для него не будет возведено специальное здание. В 1755 г. помещения Главной аптеки перестроил известный московский зодчий елизаветинского времени Д. Ухтомский. Именно здесь 7 мая 1755 г. состоялась церемония торжественного открытия Московского университета.

Здание Главной аптеки с самого начала с большим трудом удовлетворяло всем потребностям университета: здесь, помимо лекционных аудиторий, размещались учебные классы университетской гимназии, библиотека и минералогический кабинет, химическая лаборатория, типография с книжной лавкой. Поэтому уже с 1760-х гг. часть учебных помещений переводят во вновь приобретаемые дома на Моховой улице. Окончательный же переезд университета на Моховую состоялся в конце XVIII века.

Первое университетское здание, лишившись своих обитателей, постепенно ветшало, и было разобрано в связи с возведением Исторического музея. Памятная доска в его стене свидетельствует сейчас об открывшемся некогда на этом месте Московском университете. 



В чем состояло новаторство Ломоносова как основоположника первого Московского университета?


Проходим к зданию МГУ на Моховой улице, 11с1.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости».



Квест готовился на основании работы преподавателя химии и биологии Козиной Татьяны Валентиновны, опубликованной на портале https://urok.1sept.ru/articles/587747
Распечатать статью

Точки маршрута

Рыбный переулок

Адрес

Рыбный переулок

Ближайшие станция метро

Площадь РеволюцииКитай-город

Узнать об объекте больше
Рыбный переулок
1
Вот как описывается уход Ломоносова из родительского дома в академической биографии 1784 года: «Из селения его отправлялся в Москву караван с мерзлою рыбою. В третий день настиг он его в семидесяти уже верстах. Через три недели прибыли в столичный сей город». Первые два дня Ломоносов жил в «обшевнях» — больших санях-розвальнях — в рыбном ряду Китай-города, находившегося в одноэтажных каменных лавках, поставленных в два ряда параллельно переулку, который до сих пор носит свое историческое имя.
Next step
Проходим по Рыбному переулку, пересекаем Ильинку, идем по Богоявленскому переулку, останавливаемся у памятника братьям Лихудам в Богоявленском переулке, 12.

Братья Иоанникий и Софроний Лихуды

Годы постройки

2007

Адрес

Богоявленный переулок, д. 2с4

Ближайшие станция метро

Площадь Революции

Назначение постройки

Исторические личности

Узнать об объекте больше
star-icon
3.7
Братья Иоанникий и Софроний Лихуды
2
Славяно‑греко‑латинская академия (Спасские школы или Заиконоспасское училище) основали братья Иоанникий (1633–1717 гг.) и Софроний (1652–1730 гг.) Лихуды. Они были весьма образованными людьми: учились сначала в Венеции, затем в Падуанском университете, в Москву приехали в 1685 году, начали деятельность в школе при Богоявленском монастыре, располагавшемся в переулке, где сейчас стоит памятник этим греческим ученым. Монумент работы Вячеслава Клыкова представляет просветителей, облаченных в монашеские ризы, застывшими над переводом Библии на церковнославянский язык. Софроний держит свиток, Иоанникий восседает на резном стуле с развернутой грамотой в руках; перед ними — Священное Писание и чернильница с перьями. Братья Лихуды стали первыми преподавателями Академии. В 1814 году Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, получив наименование Московской духовной академии. Сюда‑то «по своей и Божьей воле» пришел в конце января 1731 года с намерением попасть в число учеников Михайло Ломоносов. Долгое время считалось, что от Академии ничего не сохранилось. Но исследования, поиски историков и краеведов-энтузиастов доказали, что учебные и жилые корпуса первого высшего учебного заведения Руси в перестроенном виде сохранились до наших дней. В 1968 году здесь были жилые помещения. Предполагалось в 1978 году устроить музей, но был открыт склад магазина продуктов. Сейчас здание закрыто строительными лесами.
Next step
Окажемся на Никольской улице, 7–9, стр. 3.

Славяно-Греко-Латинская Академия, XVII-XVIII вв. Заиконоспасский монастырь.

Годы постройки

XVII-XVIII вв.

Адрес

ЦАО, Никольская ул., дом 7-9, строение 1-2-5, ЦАО, Никольская ул., дом 7-9, строение 3

Ближайшие станция метро

Охотный рядПлощадь РеволюцииТеатральная

Архитекторы

И.П. ЗарудныйИ.Ф. Мичурин

Назначение постройки

Учебное заведение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
Славяно-Греко-Латинская Академия, XVII-XVIII вв.  Заиконоспасский монастырь.
3
В Славяно–греко‑латинской академии было восемь классов: четыре низших, которые назывались фара, инфима, грамматика, синтаксима, два средних – пиитика и риторика, и два высших - философия и богословие. В низших классах учили латыни, славянскому языку, нотному пению, преподавались азы географии, истории и математики. В средних  - красноречию, ораторскому искусству и литературе. В высших классах наряду с логикой и философией учащиеся получали определенные знания по физике, психологии и естественным наукам. На двух последних курсах ученики уже считались студентами и по окончании их выходили из академии со свидетельствами ученых богословов и становились священниками, учителями в светских учебных заведениях, государственными служащими. Для того чтобы закончить полный курс академии, требовалось не менее десяти, а кое‑кому лет двенадцать или тринадцать. Условия своей жизни в Москве Ломоносов описал впоследствии в известных письмах к И. И. Шувалову. Ломоносов вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться». Ломоносов сразу же выделился среди учеников своими дарованиями и исключительным прилежанием, он закончил обучение в академии за 5 лет. // Обратим внимание на соседнее строение 4. // Заиконоспасский монастырь получил свое название, так как стоял за Иконным рядом по Никольской улице. Никольская улица в Китай-городе слыла в народе «сосредоточием православного духа, книжной мудрости и академической учености». Принято считать, что монастырь основан Борисом Годуновым в 1600 году. Собор Спаса Нерукотворного Образа— главная церковь Заиконоспасского монастыря — к счастью, уцелел до настоящего времени. Это один из лучших памятников «московского барокко» петровской эпохи. Богослужения в соборном храме Спаса Нерукотворного возобновились в 1992 году. Сейчас в верхних этажах разместились факультеты Историко-архивного института.
Next step
Проследуем по Никольской улице к зданию Исторического музея.

Никольская улица

Адрес

Никольская улица

Ближайшие станция метро

Охотный рядПлощадь РеволюцииЛубянкаТеатральная

Узнать об объекте больше
Никольская улица
4
А.С. Пушкин так писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, а также успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова. После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов. В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Next step
Наша следующая точка, главная аптека у Воскресенских ворот - первое здание Московского университета.

Воскресенские (Иверские) ворота

Годы постройки

1535

Стиль

Неоклассицизм

Ближайшие станция метро

Охотный рядПлощадь Революции

Архитекторы

Пётр Малой Фрязин

Назначение постройки

Иное

Узнать об объекте больше
star-icon
3.4
Воскресенские (Иверские) ворота
5
Здание Главной аптеки у Воскресенских ворот было возведено в самом конце XVII века. Внутреннее пространство здания имело средневековый характер и было разобщено на множество "клетей". Именно это строение решили приспособить под размещение университета, пока для него не будет возведено специальное здание. В 1755 г. помещения Главной аптеки перестроил известный московский зодчий елизаветинского времени Д. Ухтомский. Именно здесь 7 мая 1755 г. состоялась церемония торжественного открытия Московского университета. Здание Главной аптеки с самого начала с большим трудом удовлетворяло всем потребностям университета: здесь, помимо лекционных аудиторий, размещались учебные классы университетской гимназии, библиотека и минералогический кабинет, химическая лаборатория, типография с книжной лавкой. Поэтому уже с 1760-х гг. часть учебных помещений переводят во вновь приобретаемые дома на Моховой улице. Окончательный же переезд университета на Моховую состоялся в конце XVIII века. Первое университетское здание, лишившись своих обитателей, постепенно ветшало, и было разобрано в связи с возведением Исторического музея. Памятная доска в его стене свидетельствует сейчас об открывшемся некогда на этом месте Московском университете.
Next step
Проходим к зданию МГУ на Моховой улице, 11с1.

Московский Университет

Годы постройки

1786-1793, 1817-1819

Стиль

Классицизм

Адрес

ЦАО, Моховая ул., дом 11, строение 1

Ближайшие станция метро

Охотный рядБиблиотека имени Ленина

Архитекторы

М.Ф. Казаков А.Г. Григорьев Д.И. Жилярди

Назначение постройки

Учебное заведение

Узнать об объекте больше
star-icon
4.1
Московский Университет
6
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой. Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости».
Next step
Прогулка окончена.

Связано с маршрутом (5)

Третьяковский проезд
icon
Третьяковский проезд
Охотный рядПлощадь РеволюцииЛубянкаТеатральная
Тест Тест
icon
Пальто
Комплекс зданий ФСБ РФ
icon
Владение, состоявшее ранее из ряда небольших участков, известно по переписным книгам с 1738 года и примыкало в то время к Пушечному двору. Несколькими участками владели князья Волконские, а в 1760-х — 1770-х годах здесь стояли палаты князей Хилковых.
Кузнецкий мост
5
Яшин Лев
icon
советский футболист
star-icon
3.7
Гостиница «Москва»
icon
Одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 1932—1935 годах по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева (вторая очередь завершена в 1968—1977 годах). Разобрана в 2004 году. На её месте к 2013 году завершено строительство нового здания гостиницы, точно воспроизводящего, по заявлениям проектировщиков, внешние формы прежнего — однако оно превосходит его в объёме. В настоящее время здание занимает отель Four Seasons Hotel Moscow, здесь же находятся различные магазины и рестораны.