Дом журналиста

Дом журналиста

Никитский бульвар, д. 8

В 1831 году Александр Сергеевич Пушкин, впервые после венчания, танцевал в этом доме со своей красавицей-женой, Натальей Николаевной Гончаровой, на великосветском балу.

star-icon
3.9
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Годы постройки:
XVIII в.
Архитекторы:
А. Вивьен
Назначение постройки
Городская усадьба, Общественное учреждение

Дом журналиста в Москве: история создания

В XVIII веке неподалеку от Арбатских ворот так называемого «Белого города» (третьего пояса обороны Москвы, состоявшего из крепостных сооружений, возведенных в XVI веке для защиты от набегов крымских татар) располагалось владение князей Гагариных. В 1812 году, во время пожара в Первопрестольной, усадьба сгорела практически дотла. Из каменных построек сохранился лишь флигель, расположенный в двух шагах от Никитского бульвара. В 20-е годы XIX века этот флигель был восстановлен и перестроен в качестве главного дома.

Прежние владельцы и именитые гости

В 1820–30-е гг. зданием владела Анастасия Михайловна Щербинина – дочь сподвижницы императрицы Екатерины II, княгини Екатерины Романовны Дашковой, занимавшей пост президента аж двух академий, – Петербургской Академии Наук и Императорской Российской Академии, созданной для углубленного изучения русского языка.

20 февраля 1831 года на пышном балу в доме Щербининой присутствовал и создатель «Руслана и Людмилы» Александр Сергеевич Пушкин – это был его первый после венчания в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот совместный выход в свет с новоиспеченной супругой. Известный славянофил и публицист А.И. Кошелев кратко описал тот знаменательный вечер в своем письме к другу, князю В.Ф. Одоевскому: «Вчера на бале у Щербининой встретил Пушкина. Он очень мне обрадовался. Свадьба его была 18-го, т. е. в прошлую среду. Он познакомил меня с своею женою, и я от нее без ума. Прелесть как хороша. Сегодня вечером еду к ним».

В 1836 году новыми владельцами особняка на углу Никитского бульвара и Воздвиженки стали графы Головкины.

В 1872 году на смену потомственному дворянству пришло вездесущее купечество, и усадьба перешла во владение нового хозяина, «ситцевого короля», купца первой гильдии Александра Никифоровича Прибылова. Спустя пять лет, в 1877 году, дом перестроили по проекту архитектора Александра Осиповича Вивьена, благодаря которому старинный особняк обрел выразительный декор фасада, дошедший до нашего времени. С XIX века сохранилась и литая чугунная ограда, растянувшаяся по красной линии Никитского бульвара словно защитная кольчуга.

Вплоть до 1917 года усадьбой владели Александр Семенович и Софья Александровна Макеевы, наследники купца Прибылова.

После революции в особняке разместился Дом печати. В 1920 году, по просьбе поэта-футуриста Маяковского, нарком просвещения, писатель и публицист Анатолий Луначарский передал здание журналистам. Здесь читали свои произведения звезды поэтического небосклона, – Сергей Есенин и Владимир Маяковский, Анатолий Мариенгоф и Демьян Бедный, Валерий Брюсов и Александр Блок. Весьма символично, что именно в Доме печати 25 сентября 1925 года состоялось последнее выступление Сергея Есенина. Спустя всего три месяца в этом же здании состоялось прощание с безвременно ушедшим автором «Черного человека». Толпы скорбящих провожали поэта в его последний путь, возлагая охапки цветов к гробу 30-летнего лирика. В тот трагический день по всему периметру железной ограды здания была размещена длинная полоса чёрной траурной ткани, на которой аршинными буквами было выведено: «Тело великого национального поэта Сергея Есенина покоится здесь».

В 1930-е годы здесь устраивались концерты пианиста и композитора Льва Оборина и скрипача Давида Ойстраха. При Доме печати был также создан свой собственный «Театр обозрений», репертуар которого создавали такие драматурги, как Валентин Катаев и Виктор Ардов. В 1938 году особняк на Никитском бульваре был реорганизован, и стал известен как Дом журналиста, проще говоря, «Домжур». Отсюда в 1941 году на фронт уходили московские журналисты.

Дом журналиста в Москве «здесь и сейчас»

В наши дни в легендарном Домжуре, впитавшем в себя историю разных архитектурных стилей и исторических эпох, регулярно проводятся пресс-конференции, круглые столы, творческие встречи, семинары, художественные выставки, фестивали и концерты. Посетителей привечают музей журналистики и современный кинозал.

В конце 2022 года завершился первый этап реставрации трехэтажного особняка, являющегося объектом культурного наследия регионального значения и представляющего собой образец лаконичной эклектики. Реставраторы восстановили исторический облик главного фасада дома, очистили парадный фасад от штукатурки и слоев краски, восстановили некогда утраченные элементы декора и кирпичную кладку, отреставрировали камин, лепнину, воссоздали мозаичный пол в вестибюле здания. Благодаря бережному отношению к архитектурному наследию, особняк сохранил свою идентичность. В частности, сохранились аутентичные интерьеры первой половины XIX века: бальная зала, ставшая Концертным залом, уютный Каминный зал, фактурные и романтичные гостиные (Розовая и Голубая), а также настоящая достопримечательность Домжура – мраморная парадная лестница, ступени которой по-прежнему помнят «первые и последние шаги» великих поэтов, музыкантов и мастеров слова.

Автор статьи: Алексей Дедушкин
Распечатать статью

Интересное рядом (8)

Флигель усадьбы Обресковых
icon
Единственная уцелевшая постройка усадьбы Обресковых начала XIX в. Горизонтально ориентированные окна первого этажа говорят о том, что здание использовалось и как конюшня.
Шолохов М. А.
icon
Гоголевский б-р (напротив д. 10)
Шолом-Алейхем
icon
Шолом-Алейхем (1859—1916) — еврейский писатель и драматург, один из основоположников современной художественной литературы на идише, в том числе детской, писал также на иврите и русском языке.
ул. М. Бронная, д. 13
star-icon
3.3
Брюсов Валерий Яковлевич
icon
поэт, прозаик, критик, переводчик
star-icon
4.1
Дашкова Екатерина Романовна
icon
княгиня, директор Императорской академии наук и художеств
star-icon
3.6