ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом с майоликами

Лебяжий пер. д. 6/1
3.45
Из года в год, каждую минуту, кто-то в этом доме прилежно фиксировал время и марку автомобилей, выезжающих из кремлевских стен.
  • Дом с майоликами
+ -

Дом этот выходит окнами прямо на Кремль. В одной из квартир новые постояльцы как-то обнаружили толстенные бухгалтерские книги. Из года в год, каждую минуту, в них кто-то прилежно фиксировал время и марку автомобилей, выезжающих из кремлевских стен…

До 1780-х годов квартал, в котором теперь расположен дом в Лебяжьем переулке, оставался за потомками Зотова и Головина. С конца XVIII века владельцы часто менялись и все время перестраивали усадьбу, главный дом которой и теперь стоит по адресу Кремлевская наб., 1/9. В 1868 году благородное имение приобрел губернский секретарь Михаил Андреевич Попов и устроил здесь водочный завод. Владение интенсивно застраивалось — ставились корпуса по Лебяжьему переулку, по направлению к Неглинной улице. Характер застройки понятен — склады, производство. После смерти хозяина фабрики производством некоторое время ведала его вдова, а в 1878 году оно перешло к потомственным гражданам Протопоповым, учредившим «Товарищество водочного завода преемников вдовы Поповой». «Товарищество» просуществовало на Кремлевской набережной до 1908 года.

В 1911 году усадьбу приобрел Петр Гаврилович Солодовников, сын известного промышленника и содержателя театра на Большой Дмитровке Г. Г. Солодовникова. По заказу Петра Гавриловича в 1912 году архитектор С. М. Гончаров перестроил складские помещения в западной части владения (со стороны Ленивки) и по Лебяжьему переулку. Там разместились театр миниатюр на 520 мест и «Электротеатр», то есть синематограф, на 280 мест. Со двора к ним было пристроено помещение для фойе, а перестроенное здание по Кремлевской набережной использовалось как вход в театр и для театральных касс.

Помимо зданий театра перестройке подверглись также и расположенное рядом двухэтажное здание по Лебяжьему переулку, незадолго до того горевшее. В 1912 году тут все тем же архитектором С. М. Гончаровым строится трехэтажный доходный дом, в 1913 году подросший на этаж. Дом с пяти- и шестикомнатными квартирами был оборудован лифтами.

Получившаяся постройка была бы совершенно заурядной, если бы не замечательные керамические панно под самой ее кровлей. С улицы трудно различить подписи под их былинно-батальными сценами, но это цитаты из баллады А. К. Толстого «Боривой»: «Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча, брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом…»

Всего на доме пять панно. По предположению исследователей В. Петровой, М. В. Нащокиной и С. Величко, рельефные детали самого большого центрального панно с девушкой в окружении морского царства выполнены по отливкам М. А. Врубеля. Кстати, эту же девушку с сережкой можно встретить… в Таганроге. Двухэтажный особняк Шаронова (музей градостроительства и быта, ул. Фрунзе, д. 80). Существует даже предположение, кто именно изображен на панно — балерина Гузикевич, о которой, к сожалению, почти ничего не известно. Но возможно, она работала в театре Солодовникова, и тогда ее изображение могло служить так же и рекламой.

По обеим сторонам центрального панно в соседних аттиках расположены две картины с изображением батальной сцены и подписью: «Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча. Брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом».
Подлинное авторство панно со стихотворными строками пока установить не удалось. Есть предположение, что это также Врубель.

Доходный дом № 1 в Лебяжьем переулке в определенной степени является еще и «литературным домом», т. к. связан с именами Бориса Пастернака и Александра Межирова. Борис Леонидович Пастернак жил в этом доме дважды (осенью 1913 и весною 1917 гг.). «Вернувшись в Москву, Пастернак снял маленькую комнату у въезда в Лебяжий переулок (дом 1, кв. 7). Ее окно выходило на Кремль и Софийскую набережную, поверх деревьев Александровского сада, который в этом месте был гораздо шире теперешнего. „Коробка с красным померанцем — моя каморка…“ — писал он об этой комнате в 1917 году в стихотворении „Из суеверья“. Это значило — размером со спичечный коробок. Сравнение было понятно современникам: на этикетке спичек часто изображался яркий оранжево-красный померанец, горьковатый родственник апельсина». (Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Биография).

Александр Петрович Межиров 6 сентября 1923 года в коммунальной квартире этого дома родился. «Дом, в котором я родился и рос, и теперь стоит на берегу Москвы-реки, окнами на Кремлевскую набережную и Лебяжий переулок. На другом берегу — Замоскворечье, Болотный рынок, Кадашевские бани, купеческие особняки в тихих переулках, особый, еще не разбавленный замоскворецкий говорок. Помню старый Каменный мост, его деревянные пролеты, храм Христа Спасителя, в который водила меня няня, боясь оставить на мраморных плитах площади. В этом храме она совсем тихо подпевала хору, по-своему молилась. Помню, как храм взорвали. Видел с крыши котовского доходного дома (№ 6), еще ничего не понимая. Помню, как на противоположном берегу стали строить большой серый дом…» (А. Межиров. Артиллерия бьет по своим. Избранное. Вместо предисловия).

Лебяжий переулок упоминается в ряде стихов Межирова, также называется и целый стихотворный сборник, вышедший в 1968 году.

«Мою шинель походы разлохматили,
Прожгли костры пылающих руин.
А в медальоне спрятан адрес матери:
Лебяжий переулок, дом 1…»
Медальон, 1951 г.

…В 1938 году Большой Каменный мост был перенесен от устья Ленивки на новое место, ближе к Кремлю — как раз на место зотовского двора. Новостройка съела треть его территории, но главный дом, по счастью, остался цел. Уцелел и дом в Лебяжьем. Однако давно ходят разговоры о необходимости строительства еще одного съезда с Боровицкой площади на Кремлевскую набережную. И тогда судьба дома, являющегося ценным градоформирующим объектом, окажется под вопросом.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Иван Линдт   2 декабря 2015 17:37

    Полноценная статья:
    http://moskva.kotoroy.net/histories/98.html

Интересное рядом
Дома
Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Лаврушинский пер., д. 10

«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, – писал П. М. Третьяков, – дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника»

3.77
Дома
Приют для вдов и сирот

Приют для вдов и сирот

Лаврушинский пер., д. 3/8 стр. 2

Преимущественное право на приём в приют было у вдов, малолетних детей и незамужних дочерей русских художников, произведения которых находились в городской художественной галерее имени П. и С. М. Третьяковых.

3.1
Дома
Городская усадьба П. А. Позднякова-Юсуповых

Городская усадьба П. А. Позднякова-Юсуповых

Леонтьевский пер., дом 2/26, стр. 1

Неподалеку от площади Никитских ворот на углу с Леонтьевским переулком находится пятиэтажный дом, лично переживший несколько драматических страниц российской истории. Это городская усадьба П. А. Позднякова - Юсуповых, более известная как дом Позднякова или Наполеоновский театр.

3.48
Дома
Усадьба Луниных

Усадьба Луниных

Никитский бульвар, д. 12, стр. 3

Выдающийся образец русского московского ампира, спроектированный великим архитектором Доменико Жилярди.

3.66
Дома
Городская усадьба Е.И.Васильчиковой - С.А.Оболенского - Н.Ф. фон Мекк

Городская усадьба Е.И.Васильчиковой - С.А.Оболенского - Н.Ф. фон Мекк

Гоголевский бул., д. 14, стр. 1

У этого дома не только три владельца в названии, но и история более чем богатая!

3.25
Дома
Дом Е.С. Лобковой

Дом Е.С. Лобковой

Толмачевский Б. пер., д. 5, стр. 7

Нечасто в московских домах устраивали лоджию в мезонине.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом для служащих Московской конторы Государственного банка

Жилой дом для служащих Московской конторы Государственного банка

Никитский бульвар, д.12

Портик этого дома поражает своими размерами.

3.27
Музеи
Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев мира, сокровищница русского искусства.

Основанная в 1856 году московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым, в 1892 году она была передана в дар городу Москве. Сегодня собрание Третьяковской галереи насчитывает около 170000 произведений, созданных с XI по XX век. Среди них – шедевры изобразительного искусства мирового значения.

(Нет голосов)
Музеи
Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре

Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре

Московский музей современного искусства — первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. С момента открытия музей многократно расширил сферу своей деятельности и получил признание широкой публики. Сегодня музей является одним из самых активных участников художественной жизни столицы.

Музей открыл свои двери 15 декабря 1999 года при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы. Основателем и директором музея стал Зураб Церетели, Президент Российской Академии художеств. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2000 работ известных художников XX века, положила начало музейному собранию. Позднее фонды музея значительно пополнились, и в настоящее время это одно из самых представительных собраний отечественного искусства XX столетия.

Сегодня музей располагается на четырех площадках в историческом центре Москвы. Основное здание, в котором размещается постоянная экспозиция и проводятся временные выставки, расположено на улице Петровке, в бывшем особняке купца Губина, построенном по проекту архитектора Матвея Казакова. Кроме того, в распоряжении музея находятся три великолепных выставочных пространства: пятиэтажное здание в Ермолаевском переулке, просторная галерея на Тверском бульваре и старинное здание Российской академии художеств на Гоголевском бульвар

(Нет голосов)
Музеи
Галерея актуального искусства RuArts

Галерея актуального искусства RuArts

Галерея RuArts была основана коллекционером Марианной Сардаровой в 2004 году.

Пространство галереи, спроектированное по проекту архитекторов Антона Надточия и Веры Бутко (АБ «Атриум»), – одно из самых масштабных в Москве, имеет площадь более 800 кв. м и находится в «музейном квартале» в самом центре города.

RuArts – одна из ведущих галерей актуального искусства Москвы, представляющая разнообразные виды современной художественной практики, включая живопись, графику, фото, видео, скульптуру и инсталляцию.

Помимо отечественных художников, галерея сотрудничает со многими зарубежными авторами. Галерея RuArts первой привезла в Москву выставки звезд мировой величины, в том числе Спенсера Туника (Spencer Tunick), Эрвина Олафа (Erwin Olaf), Нобуко Ватабики (Nobuko Watabiki), Эрве Ика (Herve Ic) и Кимико Йошида (Kimiko Yoshida).

Среди имен авторов, сотрудничающих с галереей, как номинанты и лауреаты премий современного искусства, чьи работы находятся в музейных собраниях, так и молодые, начинающие художники.

Галерея представляет следующих авторов: Семен Агроскин, Сергей Ануфриев, Сергей Борисов, Вита Буйвид, Владимир Глынин, Александр Захаров, Виталий Пушницкий, Дмитрий Цветков, Татьяна Подмаркова, Алина и Джефф Блюмис, Кимико Йошида, Спенсер Туник.

(Нет голосов)
Дома
Вторая Безымянная башня

Вторая Безымянная башня

Кремлевская стена

Промежуточная башня южной стены Кремля. Возведена в 1480-х годах между 1-ой Безымянной и Петровской башнями.

3.3
Дома
Церковь Николы в Толмачах

Церковь Николы в Толмачах

Толмачевский М. пер., д. 9

Храм Святителя Николая Угодника Мир-Ликийского и Барийского в Толмачах (Храм Сошествия Св. Духа с Никольским и Покровским
пределами) в Замоскворечье имеет совершенно особое значение среди
памятников истории и культуры Москвы.

(Нет голосов)