Киевский вокзал. Зал пригородных поездов

Киевский вокзал. Зал пригородных поездов

Архитектор, приступивший к работе над проектом по возвращении из длительной поездки по Италии, придал постройке черты венецианских палаццо.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Ампир,Неоклассицизм
Годы постройки:
1940
Архитекторы:
Д.Н. Чечулин
Назначение постройки
Вокзал

Информация о здании

Зал пригородных поездов Киевского вокзала был построен в 1940 г. по проекту архитектора Дмитрия Чечулина. Многофункциональное двухуровневое сооружение включало полуподземную (цокольную) и надземную части, связывающие вокзал со станцией метро и с выходами на площадь Киевского вокзала. Доминантой пространственной композиции стал крупный кубический объем кассового зала. Архитектор, приступивший к работе над проектом по возвращении из длительной поездки по Италии, придал постройке черты венецианских палаццо.


В 1952–1953 гг. между западным торцом северного крыла главного здания Киевского вокзала и восточным фасадом главного объема пригородного вокзала был построен надземный вестибюль станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии (архитекторы И.Г.Таранов и Г.С.Тосунов). Выходной павильон метро вплотную пристроен к северной стороне дебаркадера. В таком виде комплекс Киевского вокзала сохранился до наших дней.

В 1974 г. комплекс был признан памятником архитектуры федерального значения: «Киевский вокзал, где весной 1919 г. Ленин Владимир Ильич выступал перед рабочими, отъезжающими в южные районы страны для организации советских хозяйств (совхозов)».

Многочисленные ремонты и реконструкции, проводимые на протяжении всего времени существования пригородного зала, существенно исказили его исторический облик. И в начале 2000-х гг. началась его поэтапная реставрация. В 2018 г. специалисты приступили к реставрации фасадов и интерьеров пригородного зала.

К моменту начала реставрационных работ фасад павильона находился не в лучшем состоянии – более 15% его отделки было разрушено или утрачено. Некоторые участки стен и декора были в аварийном состоянии из-за протечек. Дополнительную сложность работам придавал непрерывный пассажиропоток: более 100 000 человек в сутки.

За два года специалисты отреставрировали и воссоздали 15 000 кв. м уникальной камневидной штукатурки, более 1 000 кв. м столярных заполнений, 1 200 кв. м медных покрытий. Первоначальный облик возвращен четырем художественным панно и оформлению часовых циферблатов из майолики. Отреставрировано шесть каменных скульптур на фасадах и четыре скульптуры из шпиатра. Вернуть им первозданный вид позволили исторические фотографии и найденные фрагменты.

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Гамалея Н. Ф.
icon
Бронзовый бюст установлен на гранитном постаменте.
Дом декабриста Михаила Бестужева
icon
Дом – прекрасный образец ампирной архитектуры – построен не ранее 1820 года. Здесь с 1867 года жил вернувшийся из ссылки декабрист Михаил Бестужев. В этом доме он скончался в 1871 году.
Станция метро «Киевская» (кольцевая)
icon
Обычно умы горожан будоражит "мобильный телефон" в руках у одного из партизан на одной из мозаик этой станции.
Жилой дом Ремесленно-технического училища Общества распространения технических знаний
icon
Дом изначально был корпусом для фабричной паровой машины. Затем его надстроили для проживания директора и инспектора Общества распространения технических знаний.