ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк Морозовых

Большой Трёхсвятительский пер., д. 1-3, стр. 1
объект культурного наследия федерального значения Участник конкурса
4.15
Это дом с большой интересной историей.
  • Особняк Морозовых
+ -

В середине XVIII века усадьба принадлежала поручику Нарбекову. Также усадьбой владел князь Кантемир, позже во владении расположилось училище Лопухиной.

С 1855 года дом принадлежал славянофилу и меценату Василию Кокореву, коллекционеру картин русских мастеров, предметов народного искусства и быта. Отражением взглядов и увлечений хозяина стала перестройка его собственного дома, произведенная в начале 1860-х годов по проекту архитектора И. Черника. Одни современники писали, что «дом построен в старобоярском стиле», другие — что он «возобновлен самым безобразно-роскошным образом».

22 января 1862 года в доме открылась Кокоревская картинная галерея. В центральном помещении цокольного этажа размещался известный в то время ресторан «Тиволи», с зимним и летним садами, причем в летнем имелся «бельведер, с которого открывается прекрасный вид на Москву».
Галерея просуществовала всего три года, финансовые дела Кокорева пошатнулись, и он вынужден был продать дом, а после и галерею. Владельцами усадьбы стали Тимофей Саввич и Мария Федоровна Морозовы, родители знаменитого мецената Саввы Морозова. Они вновь переделали интерьеры дома, а в одном из помещений верхнего этажа устроили старообрядческую домовую церковь. Мария Федоровна, намного пережившая мужа, обладательница 30-миллионного состояния, оставалась хозяйкой дома до 1911 года.

Частыми гостями дома Морозовых были Третьяков, Шаляпин, Чехов, Тимирязев, Валентин Серов, Коровин, Остроухов, Васнецовы. А Левитан получил здесь кров. В 1889 г. Сергей Тимофеевич Морозов подарил Левитану собственную мастерскую, переделанную из оранжереи. Она сохранилась в глубине двора и отмечена мемориальной доской.

Следующим «узлом» истории старой усадьбы стал 1918 год, когда особняк превратился в штаб мятежных левых эсеров. В усадьбе располагался отряд ВЧК под началом левого эсера Попова. Именно здесь скрылся убийца германского посла Мирбаха Яков Блюмкин. Именно сюда приехал Феликс Дзержинский, чтобы арестовать его, однако сам был взят под арест по приказу Попова. Но уже 7 июля дом Морозова, откуда восставшие обстреливали так хорошо видный Кремль, был разгромлен частями Латышской дивизии.

С 1919 г. здесь и в соседнем строении (дом № 3) располагался Покровский концлагерь, в котором содержали, главным образом, бывших царских офицеров и белогвардейцев.

С 1920-х гг. и до конца века в особняке располагался детский сад № 304, его можно видеть в кинофильме «Усатый нянь». Большая часть интерьерной роскоши, а также чугунная терраса паркового фасада, за это время были утрачены. Дело довершила реконструкция 2002 года.

В наши дни в Морозовском доме располагается Южно-Уральская Промышленная Компания.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Герман Клочков   13 марта 2016 20:59

    После убийства Мирбаха, Я. Блюмкин рванул в Покровские казармы (Казарменный пер, 1/3). Штаб Д. Попова к тому времени был там.

  • Герман Клочков   13 марта 2016 20:50

    У эсера Попова есть имя - Дмитрий Иванович. Очень не ординарная личность.

  • Ирина Левина   2 декабря 2013 21:47

    Галереи с Тиволи в этом доме не было. Она была в другом доме.

Интересное рядом

Территории
Улица Маросейка

Улица Маросейка

С 1954 по 1990 год улица носила имя гетмана Богдана Хмельницкого.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Иакова Апостола в Казенной слободе

Церковь Иакова Апостола в Казенной слободе

Яковоапостольский пер., д. 6, стр. 1

Этот мощный ампирный храм дал название всему переулку.

Рейтинг: 3.44
Дома
Лютеранская (Евангелическая) больница

Лютеранская (Евангелическая) больница

пер. Обуха, дом 5, стр. 1

Если пройти вглубь квартала между домами 12 и 16 по улице Воронцово поле, то можно увидеть красно-кирпичное здание с башенками и стрельчатыми окнами, чем-то напоминающее средневековую европейскую архитектуру – романский стиль и готику, в то же время во многих деталях видны элементы стиля модерн. Перед нами здание бывшей Евангелической больницы, построенное в начале ХХ века.

3.86
Дома
Усадьба Прохоровых – Хлудовых

Усадьба Прохоровых – Хлудовых

Подсосенский пер., д. 30, стр. 1, 2

Во второй половине XIX века усадьба принадлежала семьям крупнейших русских фабрикантов

3.4
Дома
Поликлиника Наркомата нефтяной промышленности

Поликлиника Наркомата нефтяной промышленности

Китайгородский пр., д. 7

По мнению некоторых, барельефы на фасаде здания метафорически предвещали крах системы.

3.19
Дома
Усадьба Лазаревых

Усадьба Лазаревых

Армянский пер., 2 с2

Армянский переулок не просто так носит свое название. Есть сведения, что армяне селились в этом районе уже с XVI века

Рейтинг: 3.75
Маршруты
Морозовская Москва

Морозовская Москва

Увидеть все морозовские особняки и обойти все адреса, связанные с представителями этой фамилии, за один день невозможно. Но некоторые из них вы сможете увидеть на этой прогулке.

3.47
Территории
Славянская площадь

Славянская площадь

Входит в непрерывную цепочку площадей, окружающих Китай-город.

(Нет голосов)
Дома
МУЖВЗ 66

МУЖВЗ 66

Мясницкая ул., д. 21, стр. 8

Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) – одно из лучших художественных учебных заведений дореволюционной России, кузница кадров самых известных   московских художников и архитекторов.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба А. В. Морозова

Усадьба А. В. Морозова

Подсосенский пер., д 21

В этой необычной усадьбе живут дракон и… гном.

3.52
Дома
Доходный дом в Армянском переулке

Доходный дом в Армянском переулке

Армянский пер., д. 1/8, стр. 1

В 1908-11 годах одну из квартир в доме снимал известный философ Николай Александрович Бердяев.

3.43
Дома
Жилой дом XVIII-XIX вв.

Жилой дом XVIII-XIX вв.

ул. Покровка, дом 42, стр.5

В 1875 году здание перестраивается по проекту архитектора М.А.Арсеньева. Именно в этот период в архитектуру всего усадебного комплекса вносятся существенные коррективы, сохранившиеся до наших дней: надстраивается третий этаж, фасад приобретает декор в стиле эклектики второй половины XIX столетия.

(Нет голосов)