Особняк в Денежном переулке — один из немногих сохранившихся памятников «деревянной Москвы». Построенный после пожара 1812 года, он неоднократно менял владельцев и перестраивался, отражая в своём облике смену архитектурных стилей и вкусов.
Изначально дом представлял собой типичный образец небольшого жилого здания в стиле ампир: одноэтажная деревянная постройка с антресолями на каменном фундаменте, украшенная лепным декором с элементами классицизма. В 1887 году по заказу купца Николая Константиновича Боля архитектор Владимир Павлович Гаврилов существенно изменил облик здания. Были разобраны антресоли, надстроен мезонин с балконом, изменена внутренняя планировка. Фасады приобрели эклектичный вид, характерный для архитектуры конца XIX века.
В 1892 году дом перешёл во владение Карла Александровича Гутхейля — потомственного почётного гражданина, унаследовавшего от отца музыкально-издательскую фирму. Под его руководством «Издательство А. Гутхейля» стало одним из крупнейших в дореволюционной России, специализируясь на выпуске сочинений как европейских, так и русских композиторов.
Гутхейль вошёл в историю русской музыки как первый издатель произведений Сергея Васильевича Рахманинова. Он заинтересовался талантливым выпускником Московской консерватории и предложил издать его оперу «Алеко» — дипломную работу молодого композитора. Это положило начало многолетней дружбе и сотрудничеству между издателем и композитором. Рахманинов часто бывал в особняке Гутхейля в Денежном переулке.
Помимо издательской деятельности, Карл Гутхейль активно занимался благотворительностью. Он был одним из участников «Товарищества для учреждения общедоступного театра в Москве» наряду с такими выдающимися деятелями культуры, как Константин Сергеевич Станиславский, Владимир Иванович Немирович-Данченко и Савва Тимофеевич Морозов. Это товарищество стало основой для создания будущего Московского Художественного театра.
После революции 1917 года особняк был национализирован. В нём размещались различные организации, позже здание использовалось под коммунальное жильё. В конце 1980-х годов дом перешёл в ведение Министерства иностранных дел.
К началу XXI века особняк находился в аварийном состоянии. Были утрачены многие элементы исторического декора, нарушена планировка, разрушались конструкции. В 2010-х годах началась масштабная реставрация, инициированная новым владельцем здания — клиникой антивозрастной эстетической медицины Bellefontaine.
Реставраторам удалось решить сложную задачу: сохранить исторический облик памятника архитектуры и одновременно приспособить его к современным требованиям. Был сохранён и отреставрирован деревянный сруб, укреплены несущие конструкции. Фасадам вернули первоначальное цветовое решение и архитектурно-художественное оформление, включая фигурные аттики с картушами и венчающий карниз.
В интерьерах воссоздана историческая планировка, отреставрирован входной деревянный тамбур. По сохранившимся образцам и историческим фотографиям воспроизведены внутренние деревянные двустворчатые двери, декоративные филенки, дубовый паркет парадного зала первого этажа, карнизы лестничной клетки в мезонине.
Высокое качество проведённых работ было отмечено профессиональным сообществом. В 2017 году особняк Н.К. Боля – К.А. Гутхейля стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».
Сегодня отреставрированный особняк не только памятник архитектуры, но и своеобразный музей, хранящий память о важных страницах культурной жизни Москвы конца XIX – начала XX веков.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.