ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Палаты (Гранатный двор), XVII в.

3.44
Предполагают, что здесь располагались мастерские по производству разрывных артиллерийских снарядов, находившиеся в ведомстве Пушкарского приказа (с 1701 года – Артиллерийского приказа).
+ -

Первое архивное изображение дома № 3/5 по Спиридоновке относится к 1764 году, однако проведенные в 1970-х гг. археологические исследования выявили, что еще в конце XVII века на этом месте были возведены каменные палаты.
Предполагают, что здесь располагались мастерские по производству разрывных артиллерийских снарядов, находившиеся в ведомстве Пушкарского приказа (с 1701 года – Артиллерийского приказа). Здесь же находился склад для хранения боеприпасов. Отсюда наименование – Гранатный двор. Кроме того память об этих мастерских сохраняется в названии Гранатного переулка, который примыкает к Спиридоновке вблизи от того места, где находятся палаты.
Есть сведения, что двор собирались перенести подальше от города, но по тем или иным причинам задуманное так и не было исполнено. В 1712 году в Москве произошел большой пожар, сильно пострадал и Гранатный двор. Взорвались пороховые склады, здание практически превратилось в руины. Тем не менее, часть стен сохранилось, и их использовали при возведении новой постройки.
Существует другая версия, согласно которой у палат было не производственное, а административное назначение. Они являлись приказным корпусом для проживания чиновников военного ведомства на территории "Гранатного двора". Сам же двор, скорее всего, располагался ниже по переулку.
Так или иначе, здание нуждалось в перестройке и вновь возведенное на этом месте строение, почти не напоминало те палаты, что стояли здесь до пожара. Об их существовании напоминали лишь кирпичные своды в нижнем этаже, оставшиеся местами оконные проемы и фрагменты декора. Согласно архивным данным в середине XVIII века домовладение принадлежало князю М.С.Долгорукому, позже здесь селились купцы, а затем был дом причта церкви "Большое Вознесение".
В 1930-е гг. здание подвергалось неоднократным переделкам, причиной которых стало, прежде всего, устройство здесь коммунального жилья.
В 1973 году, когда, в ходе предварительных реставрационных работ по восстановлению памятника, находившегося к тому моменту в плачевном состоянии, были обнаружены свидетельства, позволившие определить датировку здания, было принято решение вернуть палатам первоначальный облик конца ХVII – нач. ХVIII вв.. Работы по реставрации проводились здесь в 1970-х и в 1990-х гг.
Реставраторы воссоздали планировку здания того периода, сводчатые перекрытия этажей, высокую вальмовую кровлю. Со стороны восточного фасада восстановили каменное крыльцо с шатровой кровлей, а вдоль западного фасада – двухэтажную галерею (гульбище), оформленную аркадой в первом этаже.
Фасады палат украшает белокаменный декор, довольно скупой, что говорит в пользу производственного назначения здания: трехчастный карниз опоясывает здание, оконные и дверные проемы обрамлены широкими профилированными наличниками, вертикальный ритм здания поддерживают плоские лопатки.
Культурный слой палат XVI в.—XVII в. является памятником археологического наследия федерального значения и охраняется государством.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом Веригиной

Дом Веригиной

Кудринская пл., д. 46/54

Единственный сохранившийся дом, в котором проживал великий композитор П.И. Чайковский

3.48
Дома
Церковь Свв. Мучениц Софии и Татианы, 1892-1897 гг., архитектор А.С.Каминский

Церковь Свв. Мучениц Софии и Татианы, 1892-1897 гг., архитектор А.С.Каминский

Садовая-Кудринская ул., д. 15, стр. 9

Весной 1885 года князь Александр Алексеевич Щербатов пожертвовал детской больнице ведомства учреждений императрицы Марии обширную городскую усадьбу своей недавно скончавшейся матери княгини Софьи Степановны Щербатовой...

3.3
Дома
Усадьба, первая половина XIX в.

Усадьба, первая половина XIX в.

Знаменка ул., дом 12/2, стр. 3

В этой усадьбе в 1769 г. открылся Знаменский оперный дом, «прародитель Большого театра».

3.48
Территории
Арбат

Арбат

Формирование городской застройки в этом районе, по-видимому, началось в последние годы правления великого князя Ивана III.

(Нет голосов)
Дома
Дом Плевако

Дом Плевако

Новинский бульвар, д. 18А

Здание, расположенное на Новинском бульваре, было построено в 1905 году в стиле северного модерна. Его фасады украшают майоликовые панно, изготовленные в Абрамцевской гончарной мастерской Саввы Мамонтова, а также изразцы, выполненные по эскизу Михаила Врубеля.

3.3
Дома
Доходный дом Л. И. Гурвича

Доходный дом Л. И. Гурвича

Вознесенский пер., д. 12, стр. 3

В этом владении прошло детство знаменитых циркачей и дрессировщиков братьев Дуровых.

(Нет голосов)
Дома
Меблированные комнаты "Малый Париж"

Меблированные комнаты "Малый Париж"

Леонтьевский пер., д. 16

Писательская лавка в этом доме когда-то внушала уверенность в том, что «не за горами та пора, когда слабые огоньки ликбезов разгорятся в могучее пламя всеобщей грамотности»

3.44
Памятники
Низами Гянджеви

Низами Гянджеви

Леонтьевский пер. (сквер)

Низами Гянджеви (1141—1209) — классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, известен тем, что привнес в персидскую эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль.

(Нет голосов)
Дома
Главный дом усадьбы Е.Л. Маринг-Дарбель

Главный дом усадьбы Е.Л. Маринг-Дарбель

Крестовоздвиженский пер., д. 4

Небольшой дом в Крестовоздвиженском переулке с богато украшенным вторым этажом сейчас выделяется среди остальных зданий. Сложно представить, что раньше вся застройка переулка была подобна дому № 4.

(Нет голосов)
Музеи
Музей «Чайковский и Москва»

Музей «Чайковский и Москва»

Музей «П. И. Чайковский и Москва» открылся 18 мая 2007 года в здании Культурного центра имени П. И. Чайковского. В этом чудом сохранившемся доме, в квартире, занимавшей половину второго этажа флигеля большой старинной усадьбы, Петр Ильич прожил с сентября 1872 по ноябрь 1873 года. Москва в жизни и творчестве Чайковского сыграла огромную роль. Его творческая индивидуальность сложилась именно в московский период. Здесь композитор обрел друзей и единомышленников, чьи внимание, забота и участие помогали преодолевать бытовые трудности и способствовали расцвету его музыкального дарования. Москва сформировала гения, который приобрел мировую известность. О московском периоде своей жизни Чайковский потом напишет: «Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал того, что сделал». 14 ноября в Музее открылась выставка «Чайковский и Мир», приуроченная к 175-летию композитора. Впервые многие реликвии, связанные с личной жизнью и творчеством Петра Ильича, увидит широкая публика. Около 500 экспонатов предоставлены ведущими музеями России. Цель экспозиции – раскрыть две составляющих бытия великого художника: активный диалог с внешним миром и сосредоточенную внутреннюю жизнь. Первый раздел – «Мир Чайковского» – концентрируется на личности П. И. Чайковского, его характере, психологии, проявлениях в повседневной жизни, общения с родными. Второй раздел, «Чайковский и мир», посвящен многомерным (музыкальным, художественным, общественным) контактам Петра Ильича с внешним миром. Основу экспозиции составили подлинные материалы: исторические документы; личные вещи композитора; фотографии П. И. Чайковского, его коллег, друзей и членов семьи; гравюры; литографии; графика; рисунки; дружеский шарж; письма. Гостям выставки предоставлена уникальная возможность увидеть рукописное наследие композитора: более пятидесяти автографов («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.), партитуры, литературные рукописи. В залах экспозиции будут звучать фонографические материалы. Впервые настолько подробно можно проследить творческий процесс композитора – от замысла произведения до его исполнения. Пристальному вниманию публики предстанет Симфония № 6 – последнее сочинение, которое было исполнено при жизни П. И. Чайковского. Необычное звуковое и художественное оформление экспозиционного пространства создают целостный образ композитора и оставляют ощущение его личного присутствия. Организатором выставки «Чайковский и Мир» выступило Музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки в соответствии с Указом Президента РФ В. В. Путина № 1356 от 11 октября 2012 года «О праздновании 175-летия со дня рождения П. И. Чайковского» и распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 года № 1291-р.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Матюшкиных-Азанчевского

Усадьба Матюшкиных-Азанчевского

Б. Кисловский пер., д. 1, стр. 1

В 1844 г. усадьбу купил Г. Устинов, переехавший сюда из здания нынешнего Музея архитектуры.

3.1