ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Палаты (Гранатный двор), XVII в.

3.44
Предполагают, что здесь располагались мастерские по производству разрывных артиллерийских снарядов, находившиеся в ведомстве Пушкарского приказа (с 1701 года – Артиллерийского приказа).
+ -

Первое архивное изображение дома № 3/5 по Спиридоновке относится к 1764 году, однако проведенные в 1970-х гг. археологические исследования выявили, что еще в конце XVII века на этом месте были возведены каменные палаты.
Предполагают, что здесь располагались мастерские по производству разрывных артиллерийских снарядов, находившиеся в ведомстве Пушкарского приказа (с 1701 года – Артиллерийского приказа). Здесь же находился склад для хранения боеприпасов. Отсюда наименование – Гранатный двор. Кроме того память об этих мастерских сохраняется в названии Гранатного переулка, который примыкает к Спиридоновке вблизи от того места, где находятся палаты.
Есть сведения, что двор собирались перенести подальше от города, но по тем или иным причинам задуманное так и не было исполнено. В 1712 году в Москве произошел большой пожар, сильно пострадал и Гранатный двор. Взорвались пороховые склады, здание практически превратилось в руины. Тем не менее, часть стен сохранилось, и их использовали при возведении новой постройки.
Существует другая версия, согласно которой у палат было не производственное, а административное назначение. Они являлись приказным корпусом для проживания чиновников военного ведомства на территории "Гранатного двора". Сам же двор, скорее всего, располагался ниже по переулку.
Так или иначе, здание нуждалось в перестройке и вновь возведенное на этом месте строение, почти не напоминало те палаты, что стояли здесь до пожара. Об их существовании напоминали лишь кирпичные своды в нижнем этаже, оставшиеся местами оконные проемы и фрагменты декора. Согласно архивным данным в середине XVIII века домовладение принадлежало князю М.С.Долгорукому, позже здесь селились купцы, а затем был дом причта церкви "Большое Вознесение".
В 1930-е гг. здание подвергалось неоднократным переделкам, причиной которых стало, прежде всего, устройство здесь коммунального жилья.
В 1973 году, когда, в ходе предварительных реставрационных работ по восстановлению памятника, находившегося к тому моменту в плачевном состоянии, были обнаружены свидетельства, позволившие определить датировку здания, было принято решение вернуть палатам первоначальный облик конца ХVII – нач. ХVIII вв.. Работы по реставрации проводились здесь в 1970-х и в 1990-х гг.
Реставраторы воссоздали планировку здания того периода, сводчатые перекрытия этажей, высокую вальмовую кровлю. Со стороны восточного фасада восстановили каменное крыльцо с шатровой кровлей, а вдоль западного фасада – двухэтажную галерею (гульбище), оформленную аркадой в первом этаже.
Фасады палат украшает белокаменный декор, довольно скупой, что говорит в пользу производственного назначения здания: трехчастный карниз опоясывает здание, оконные и дверные проемы обрамлены широкими профилированными наличниками, вертикальный ритм здания поддерживают плоские лопатки.
Культурный слой палат XVI в.—XVII в. является памятником археологического наследия федерального значения и охраняется государством.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Главный дом городской усадьбы А.К.Коптева - Н.А.Мейендорф

Главный дом городской усадьбы А.К.Коптева - Н.А.Мейендорф

Улица Большая Никитская, д. 57/46, стр. 1

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Л. И. Гурвича

Доходный дом Л. И. Гурвича

Вознесенский переулок, 12 строение 3

В этом владении прошло детство знаменитых циркачей и дрессировщиков братьев Дуровых.

(Нет голосов)
Дома
Дом Плевако

Дом Плевако

Новинский бульвар, д. 18А

Здание, расположенное на Новинском бульваре, было построено в 1905 году в стиле северного модерна. Его фасады украшают майоликовые панно, изготовленные в Абрамцевской гончарной мастерской Саввы Мамонтова, а также изразцы, выполненные по эскизу Михаила Врубеля.

3.3
Дома
Усадьба Матюшкиных-Азанчевского

Усадьба Матюшкиных-Азанчевского

Б. Кисловский пер., д. 1, стр. 1

В 1844 г. усадьбу купил Г. Устинов, переехавший сюда из здания нынешнего Музея архитектуры.

3.1
Дома
Главный дом усадьбы Е.Л. Маринг-Дарбель

Главный дом усадьбы Е.Л. Маринг-Дарбель

Крестовоздвиженский пер., д. 4

Небольшой дом в Крестовоздвиженском переулке с богато украшенным вторым этажом сейчас выделяется среди остальных зданий. Сложно представить, что раньше вся застройка переулка была подобна дому № 4.

(Нет голосов)
Дома
Дом Веригиной

Дом Веригиной

Кудринская пл., д. 46/54

Единственный сохранившийся дом, в котором проживал великий композитор П.И. Чайковский

3.48
Дома
Усадьба, первая половина XIX в.

Усадьба, первая половина XIX в.

Знаменка ул., дом 12/2, стр. 3

В этой усадьбе в 1769 г. открылся Знаменский оперный дом, «прародитель Большого театра».

3.44
Дома
Меблированные комнаты "Малый Париж"

Меблированные комнаты "Малый Париж"

Леонтьевский пер., д. 16

Писательская лавка в этом доме когда-то внушала уверенность в том, что «не за горами та пора, когда слабые огоньки ликбезов разгорятся в могучее пламя всеобщей грамотности»

3.44
Музеи
Музей «Чайковский и Москва»

Музей «Чайковский и Москва»

Музей «П. И. Чайковский и Москва» открылся 18 мая 2007 года в здании Культурного центра имени П. И. Чайковского. В этом чудом сохранившемся доме, в квартире, занимавшей половину второго этажа флигеля большой старинной усадьбы, Петр Ильич прожил с сентября 1872 по ноябрь 1873 года.

Москва в жизни и творчестве Чайковского сыграла огромную роль. Его творческая индивидуальность сложилась именно в московский период. Здесь композитор обрел друзей и единомышленников, чьи внимание, забота и участие помогали преодолевать бытовые трудности и способствовали расцвету его музыкального дарования. Москва сформировала гения, который приобрел мировую известность. О московском периоде своей жизни Чайковский потом напишет: «Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал того, что сделал».

14 ноября в Музее открылась выставка «Чайковский и Мир», приуроченная к 175-летию композитора. Впервые многие реликвии, связанные с личной жизнью и творчеством Петра Ильича, увидит широкая публика. Около 500 экспонатов предоставлены ведущими музеями России.

Цель экспозиции – раскрыть две составляющих бытия великого художника: активный диалог с внешним миром и сосредоточенную внутреннюю жизнь. Первый раздел – «Мир Чайковского» – концентрируется на личности П. И. Чайковского, его характере, психологии, проявлениях в повседневной жизни, общения с родными. Второй раздел, «Чайковский и мир», посвящен многомерным (музыкальным, художественным, общественным) контактам Петра Ильича с внешним миром.

Основу экспозиции составили подлинные материалы: исторические документы; личные вещи композитора; фотографии П. И. Чайковского, его коллег, друзей и членов семьи; гравюры; литографии; графика; рисунки; дружеский шарж; письма. Гостям выставки предоставлена уникальная возможность увидеть рукописное наследие композитора: более пятидесяти автографов («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.), партитуры, литературные рукописи. В залах экспозиции будут звучать фонографические материалы.

Впервые настолько подробно можно проследить творческий процесс композитора – от замысла произведения до его исполнения. Пристальному вниманию публики предстанет Симфония № 6 – последнее сочинение, которое было исполнено при жизни П. И. Чайковского.

Необычное звуковое и художественное оформление экспозиционного пространства создают целостный образ композитора и оставляют ощущение его личного присутствия.

Организатором выставки «Чайковский и Мир» выступило Музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки в соответствии с Указом Президента РФ В. В. Путина № 1356 от 11 октября 2012 года «О праздновании 175-летия со дня рождения П. И. Чайковского» и распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 года № 1291-р.

(Нет голосов)
Памятники
Низами Гянджеви

Низами Гянджеви

Леонтьевский пер. (сквер)

Низами Гянджеви (1141—1209) — классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, известен тем, что привнес в персидскую эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль.

(Нет голосов)
Территории
Арбат

Арбат

Формирование городской застройки в этом районе, по-видимому, началось в последние годы правления великого князя Ивана III.

(Нет голосов)