ENG

+ -

Долгое время считалась главной улицей Москвы, пока в XVIII веке ей не пришла на смену Тверская. Будущая улица Сретенка еще с XII века была частью дороги во Владимир, Ростов и другие города северо-востока Руси. А с XIV века эта дорога стала путем в Троице-Сергиеву Лавру, и каждый православный считал своим долгом пройти пешком свой паломнический путь начиная с этой улицы. Свое название улица получила от события, происшедшего в годы монголо-татарского нашествия. В 1395 году на Москву наступали войска Тамерлана. Для молитвы об избавлении от этой беды в столицу была перенесена икона Владимирской Божией матери. 26 августа (8 сентября по н.с.) вся Москва вышла встречать чудотворную икону и завоеватель повернул войска назад. В 1397 году на месте встречи («сретения») иконы был основан монастырь, названный Сретенским.

До середины XIX века Сретенкой также называлась Большая Лубянка, на которой расположен монастырь, дававший начало и название улице. Заканчивалась улица грандиозной Сухаревой башней, которая была снесена в советское время. Теперь на этом месте находится Сухаревская площадь и метро Сухаревская В XVI веке вдоль Сретенки находились слободы: Печатная и большая Пушкарская, Сретенская и Новая сретенская, называемая Панкратьевской чёрной слободой. Каждая из слобод строила на улице свою церковь, но до сегодняшнего времени дожили всего три. С XVII века район Сретенки с прилегающими переулками стал складываться как торгово-ремесленная, купеческая часть города, а благородные дворяне на ней своих усадеб не строили. Названия сретенских переулков отражают род занятий своих обитателей: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирнин. На Сретенке было в изобилии всяких лавок — мясных, рыбных, зеленных, было множество мелких магазинчиков, трактиров, чайных, парикмахерских, дешевых меблированных номеров. А в самом конце Сретенки, у Сухаревой башни, раскинулся знаменитый, рынок, на который, как писал Гиляровский, «как на праздник, шла вся Москва, и подмосковный крестьянин, и заезжий провинциал». Несмотря на небольшую протяженность (длина улицы составляет всего 800 метров), Сретенка испещрена переулками. Писатель-москвовед А. И. Вьюрков обратил внимание на одну характерную черту улицы Сретенки: на ней нет ворот. Все дворы выходят только в прилегающие переулки. Этот факт не случаен — купцы-домовладельцы старались использовать каждый метр так называемой «красной линии» под торговые помещения с витринами, а переулок был при каждом доме. Поэтому многие переулки носят имя своих домовладельцев: Ананьевский, Ащеулов, Большой Головин, Даев, Луков, Малый Головин, Панкратьевский, Рыбников, Селиверстов и другие. Сегодня Сретенка отлакирована новодельными фасадами, но в ее переулках еще сохранились знаменитые московские дворы.

Если кто-то хочет посмотреть, какой была Москва в первой половине ХХ века, а может быть и раньше, тому нужно побродить по сретенским переулкам, особенно по тем, что идут от нечетной стороны улицы.

Достопримечательности Сретенки:

Нечетная сторона

1. Ул. Сретенка, д. 1, Гостиница 1806 года постройки.. В 1892 г. перестроена архитектором П. Ушаковым.

2. Ул. Сретенка д. 3 Церковь Успения в Печатниках (1695).

3. Ул.Сретенка д. 9. XVIII век - подворье купца Малюшина, где находились меблированные комнаты, торговые лавки, аптека и трактир.

4. Ул. Сретенка д.11- владение купца Сущенкова, который открыл здесь лавки и пристанище для нищих.

5. Ул. Сретенка д. 15. Деловое здание, выстроенное модернистском стиле, сохранило лепной декор, керамические фризы и большие окна.

6. Ул. Сретенка д. 19. На этом месте с 1914 до конца декабря 1997 г. располагался один из самых старых кинотеатров столицы «Уран», сейчас на этом месте театр «Школа драматического искусства».

7. Ул. Сретенка д 27.Сретенку завершает церковь Троицы в Листах (1651-1661).

Четная сторона

8. Ул Сретенка д. 4. В здании находился кинотеатр, который был открыт в 1913-м, носивший названия Гранд-Электро, Фантомас, Искра и Хроника.

9. Ул. Сретенка д 6/2 в наше время был сильно перестроен, в период 1920-1980-х здесь находилось Московское художественное училище памяти 1905 года.

10. Ул. Сретенка д.26. Многоквартирный дом (1913 г.), архитектор. А. Измиров

Анна Берникова
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом Кожсиндиката

Дом Кожсиндиката

Чистопрудный бульвар, д. 12а, с. 1

Архитектором этого здания стал студент школы советского авангарда.

Рейтинг: 3.75
Дома
Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Ул. Садовая-Сухаревская, д. 8/12

Жилой дом в стиле "сталинский ампир" (арх. А. Алхазов, Б. Мирович). Сейчас тут проживает уже третье поколение жильцов и несколько семей старожилов, кто еще помнит как заселялся дом  в далеком 1940 году.

Рейтинг: 3.4
Дома
Здание Госторга, ныне Министерство торговли РСФСР, 1927 г., арх. Великовский Б.М., Владимиров В.Н., Вегман Г.Г.

Здание Госторга, ныне Министерство торговли РСФСР, 1927 г., арх. Великовский Б.М., Владимиров В.Н., Вегман Г.Г.

Мясницкая ул., д. 47

Здание Госторга, ныне Министерство торговли РСФСР, 1927 г., Мясницкая ул., д. 47 (арх. Великовский Б.М., Владимиров В.Н., Вегман Г.Г.)

(Нет голосов)
Дома
Больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы

Больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы

пер. Огородная Слобода, д. 9, стр. 1

В переулке Огородная слобода, совсем недалеко от Чистых прудов, есть интереснейший деревянный дом.

Рейтинг: 3.66
Музеи
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова. Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея. 27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог. Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года. В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника. В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея. 29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству. Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников. Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника. Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов. В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами. В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

(Нет голосов)
Дома
Дом Московского Политехнического общества

Дом Московского Политехнического общества

Малый Харитоньевский пер, д. 4

Над входом высечены буквы «П» и «О», которые означают «Политехническое общество». По сторонам центрального эркера две даты: «1878» - год основания общества и «1905» - год закладки этого здания.

Рейтинг: 3.7
Дома
Церковь Софии Премудрости Божией

Церковь Софии Премудрости Божией

Пушечная ул., д. 15

После присоединения Новгородской республики к Московскому великому княжеству в столицу оказались перевезены многие именитые горожане.

Рейтинг: 3.3
Дома
Доходный дом Бебутовой

Доходный дом Бебутовой

Рождественский бул., д. 9, стр. 1

Владельцы дома, князья Бебутовы, до 1919 г. помогали реставрировать памятники архитектуры Закавказья.

Рейтинг: 3.56
Дома
Доходный дом с магазинами князя А.Г. Гагарина

Доходный дом с магазинами князя А.Г. Гагарина

Кузнецкий Мост ул., д. 19, стр. 1

В середине XIX в. в этом старинном особняке, сохранившем свое торговое значение до наших дней, разместился первый магазин русских товаров на «французском» Кузнецком Мосту.

Рейтинг: 3.45
Дома
Филаретовское епархиальное училище

Филаретовское епархиальное училище

Малый Харитоньевский переулок, д. 5

М.П. Чехова вспоминала, что «познакомилась с девочкой, учившейся в Филаретовском женском епархиальном училище. Она рассказала мне, как хорошо они учатся, интересно проводят время, танцуют, и мне очень захотелось там учиться».

Рейтинг: 3.48
Территории
Улица Покровка

Улица Покровка

В XVII в. здесь пролегала «царская дорога», по ней царская семья ездила в Преображенское, Измайлово, Покровское-Рубцово.

(Нет голосов)
Дома
Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

Печатников пер., д. 7

Этот дом участвовал в съёмках кино: в фильме Леонида Гайдая "Двенадцать стульев", Юрия Кары "Завтра была война" и в других. В этом доме жила киношная Эллочка-людоедка.

Рейтинг: 3.52