Телефонная связь появилась в Москве больше 140 лет назад, кардинально изменив привычный уклад жизни москвичей. В 1882 году в пяти российских городах заработали первые телефонные станции. Первые московские номера были предельно короткими и простыми для запоминания – имели всего три цифры – и начинались с семерки.
Одними из первых на чудо-изобретение среагировали писатели и драматурги, включив в свои произведения одну емкую ремарку, зачастую менявшую сюжет всей пьесы: «Зазвонил телефон». Возникновение нового явления общественной жизни – телефона – прокомментировал и Лев Николаевич Толстой. «Мы переживаем то ужасное время, о котором говорил Герцен. Чингис-хан уже не с телеграфами, а с телефонами и бездымным порохом», – не без тревоги заметил автор «Войны и мира» в 1890 году.
Как это ни парадоксально, освоить телефонную связь москвичам помог театр, ставший в конце XIX века главным развлечением состоятельных горожан. За год до открытия первых телефонных станций в России появилась необычная услуга – трансляция опер по телефону с помощью специального прибора, «театрофона». Его автором стал французский инженер Клеман Адер. Наушники уникального устройства находились у пользователей дома, в то время как многочисленные микрофоны размещались на сцене театра и вокруг оркестровой ямы, передавая живой звук спектакля в стереорежиме.
В 1881 году театрофон в буквальном смысле наделал немало шума на Всемирной выставке в Париже. О модной новинке тут же узнала российская императорская семья. Вскоре возможность послушать оперу по телефону появилась и в Санкт-Петербурге, и в Москве. Еще через год телефонные станции заработали в пяти российских городах.
За возможность наслаждаться спектаклем, не вставая с дивана, театралам приходилось раскошеливаться, но удобство пользования компенсировало все финансовые траты. К тому же, благодаря появлению театрофона, зрители могли существенно сэкономить на входных билетах и транспортных расходах.















