ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

"Замоскворечье. Москва реставратора Дмитрия Кульчинского"

Замоскворечье – один из старейших районов Москвы, на его территории расположено множество архитектурных памятников, сохранению которых отдал немало сил архитектор-реставратор Д.Н. Кульчинский. Предлагаем совершить прогулку по этим историческим местам и увидеть некоторые из них.
3.45
Средний Овчинниковский пер., 7 - 2-й Верхний Михайловский проезд, д. 2
7 домов 1 час 34 минуты 7,8 км
Департамент культурного наследия города Москвы
Департамент культурного наследия города Москвы формирует и реализует государственную политику в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории города Москвы объектов культурного наследия. Деятельность Департамента охватывает широкий комплекс мероприятий по популяризации объектов культурного наследия. Организация и проведение выставок, форумов, конференций, семинаров, тематика которых связана с культурным наследием нашей страны; издание книг и журналов об архитектурных памятниках столицы и достижениях в сфере реставрации, организация ежегодного отраслевого конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация", вручение почетных званий "Почетный реставратор города Москвы" – ключевые направления деятельности Департамента в области популяризации.
+ -
Замоскворечье – один из старейших районов Москвы, архитектурный облик которого во многом определился благодаря селившимся здесь в XVIII – XIX вв. купцам.
Несмотря на урон, нанесенный в ХХ веке застройке района советской градостроительной политикой, силами градозащитников и реставраторов удалось спасти многие бесценные объекты истории и культуры. Большая заслуга в этом принадлежит и архитектору-реставратору Дмитрию Николаевичу Кульчинскому (1926-2017), отдавшему немало сил сохранению архитектурных памятников Замоскворечья. Предлагаем совершить прогулку по этим историческим местам, и увидеть некоторые из них.
Деятельность Д.Н. Кульчинского в области охраны и реставрации культурного наследия нашей страны продолжалась более 60 лет, с момента окончания МАРХИ и до конца жизни. Многие из восстановленных по его проектам и при его непосредственном участии объектов культурного наследия перед началом работ находились в тяжелейшем состоянии. В ходе исследовательских научных изысканий им было сделано немало открытий, которые впоследствии были использованы в ходе реставрационных работ.
Дмитрий Николаевич Кульчинский первым был удостоен звания "Почетный реставратор города Москвы". Инициатор важных законодательных инициатив, он внес огромный вклад в дело охраны культурного наследия нашей страны, спасая не только отдельные памятники, но и целые кварталы исторической застройки.
С воспоминаниями, документами, рисунками и поэтическим творчеством Д.Н. Кульчинского можно ознакомиться в книге "Москва архитектора-реставратора Дмитрия Кульчинского", изданной Департаментом культурного наследия города Москвы в 2018 г.
https://www.mos.ru/dkn/documents/view/222110220/ 

Пешую прогулку по Замоскворечью начинаем у небольшой церкви Михаила Архангела в Овчинниках в Среднем Овчиниковском переулке, «спрятанной» во дворе большого административного здания. В 1954-1955 гг. архитектурно-проектная мастерская № 7 под руководством В.Я. Либсона, в которой трудился на тот момент Д. Кульчинский, проводила обмеры и готовила проект реставрации храма.

Далее выходим на Большую Ордынку и подходим к усадьбе купцов Долговых (или как ее еще называют по имени последнего владельца – "Дом Жемочкина"). В 1953-1955 гг. здесь была проведена комплексная реставрация. "Проведенная Д. Кульчинским работа по исследованию памятника архитектуры является серьезным вкладом в историю московского зодчества и подтверждает непосредственное участие В.И. Баженова в проектировании дома.." – писал архитектор-реставратор В.Я. Либсон.

Следующая точка маршрута – церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе на Большой Полянке. В 1958 г. по проекту Д. Кульчинского в храме были проведены реставрационные работы.

Переместившись за пределы Садового кольца, идем вниз по Кожевнической улице и подходим к дому с палатами XVII века рядом с которым видим еще один двухэтажный жилой дом XIX в. Оба они принадлежали когда-то купцу П.А. Котельникову, а автором проекта реставрации ансамбля этих домов в 1959-1960 гг. стал Д. Кульчинский.

Сворачиваем на 2-й Кожевнический переулок, где в глубине квартала стоит церковь Троицы в Кожевниках. В 1957-1959 гг. Д. Кульчинский совместно с коллегами реставраторами делал обмеры, исследования, эскизный проект и реставрационные работы на этом памятнике культового зодчества XVII - XVIII вв.

Следующая остановка на Павловской улице у 4-й Градской больницы, когда-то также называвшейся Павловской. В 1958 г. при участии Д. Кульчинского были проведены научные исследования и реставрационные работы по фасадам главного здания. Важным элементом реставрационных мероприятий стало воссоздание лепного декора ризалитов, от которого на тот момент сохранились только следы контуров, а также восстановление пилонов ворот ограды с фигурами львов.

Маршрут заканчивается в районе 2-го Верхнего Михайловского проезда у загородного дома графа А.Г. Орлова, так называемой "Голубятни". Д. Кульчинский принимал участие в двух этапах реставрации этого здания. К этому объекту у реставратора было особое отношение, он любил вспоминать о проведенной здесь работе: "Интересно, что одним из первых объектов была "Голубятня"… Когда в начале 50-х годов мы делали обмеры, это была страшная коммунальная квартира. Затем после отселения жильцов там выполнялись разные работы по реставрации, и по приспособлению. Но интересно, что окончательный этап … завершался мною, уже сотрудником ЦНРПМ, в начале XXI века. Удалось полностью восстановить облик и фасадов этой уникальной деревянной ротонды, и круглого центрального зала, и необыкновенной анфилады помещений вокруг него".
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом писателей

Дом писателей

Лаврушинский пер., 17

Типичное довоенное 9-этажное здание в советском классицизме расположено между Ордынкой и старым комплексом Государственной Третьяковской галереи. Архитектор Иван Николаев предусмотрел многоступенчатый объем и расчленил фасад эркерами и балконами. Первые два этажа выделены рустовкой.

3.83
Дома
Дом, конец XVIII в. - начало XIX в.

Дом, конец XVIII в. - начало XIX в.

1-й Кадашевский пер., д. 14/13, стр. 1

Здание отличной сохранности, в основе которого лежат купеческие палаты XVIII века, занимает сегодня библиотека Третьяковки

3.02
Дома
Склады Товарищества водочного завода

Склады Товарищества водочного завода

Садовническая ул., д. 57, стр. 1

Здание эксплуатировалось как производственное до конца XIX столетия, затем его арендовали под размещение интендантских складов. В советское время "склады" переоборудовали под нужды разместившегося во владении "Винторга". В начале 1940-х годов здесь располагался административно-производственный корпус завода шампанских вин.

(Нет голосов)
Дома
Станция метро "Павелецкая" радиальная

Станция метро "Павелецкая" радиальная

Новокузнецкая ул., д. 43/16, стр. 1

Дата открытия: 20.11.1943 Открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на действующем участке «Театральная» - «Автозаводская». (С 01.01.1943 поезда на уже действующем участке «Театральная» - «Автозаводская» проследовали эту станцию без остановки). Проектное название: Павелецкий вокзал, Донбасская

3.48
Памятники
Фонтан Искусств

Фонтан Искусств

Лаврушинский переулок, д. 10

Оригинальный фонтан, выполненный в виде трёх картин,прислонённых друг к другу.

3.76
Дома
Усадьба Демидова, конец XVIII в. - середина XIX в.

Усадьба Демидова, конец XVIII в. - середина XIX в.

Б.Толмачевский пер., д. 3, стр. 2, 5, 6

В 1770-е годы Амос Прокофьевич Демидов, сын владельца металлургических заводов на Урале Прокофия Акинфиевича Демидова, купил городскую усадьбу в Толмачевском переулке.

3.66
Дома
Усадьба Игнатьевой-Белкина

Усадьба Игнатьевой-Белкина

Люсиновская ул., д. 8

Эта усадьба - великолепный образец архитектуры послепожарной Москвы.

3.44
Дома
Музей им. А.А. Бахрушина

Музей им. А.А. Бахрушина

Ул. Бахрушина, д. 31/12

Стартом для нового увлечения стал спор с купцом Купреяновым: кто из них за год сможет собрать больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра...

3.28
Территории
Михайловский сад

Михайловский сад

Единственный общедоступный парк в Замоскворечье.

(Нет голосов)
Музеи
Координационный центр «Лаврушинский 15»

Координационный центр «Лаврушинский 15»

Координационный центр «Лаврушинский 15» занимается организацией, проведением и сопровождением экспозиционно-выставочных и иных мероприятий, осуществляемых Творческим Союзом художников России и Поволжским отделением Российской академии художеств. Центр является многофункциональным просветительским учреждением, в котором осуществляется публичный показ музейных предметов, предметов искусства, арт-объектов, инсталляций и других видов художественного выражения.На площадке экспонируются представители традиционного и современного искусства – профессиональные авторы Москвы и многих других регионов Российской Федерации.Среди выставок центра:персональная выставка Люси Чарской «Москва, Лондон, Нью-Йорк, Париж» – цикл из 30 работ, выполненных в технике классической акварели, представляющих три полноценные серии, посвященных Москве. Также на выставке была представлена нью-йоркская серия работ;юбилейная выставка заслуженного художника России Павлова Владимира, посвященная 70-летнему юбилею художника и 50-летию творческой деятельности;выставочный проект Елены Болотских «Визуализация невидимого. Нумерология России: 17, 37, 41, 53, 61, 91, 100» – авторский выставочный проект, посвящённый знаковым вехам русской истории;«Творческие горизонты Анатолия Кияйкина» – выставка живописца и графика, заслуженного художника России. Одной из самых заметных исторических картин является полотно художника «Ферапонтово. Никонов Крест». Широкую известность получил его графический триптих «Победа. Не в силе Бог, но в правде. Псков. 1242 год. 5 апреля», в котором художник даёт авторскую трактовку событий времён Александра Невского;«Анатомия белого» Карины Казарян – выставка работ московской художницы и дизайнера Карины Казарян, выполненных в технике «белого рельефа», возможности которой она исследует с 2001 года. Стиль «белого рельефа», буквально «по наследству» переданный Карине ее крестным отцом, художником и скульптором Рудольфом Хачатряном, сочетает в себе рисунок и рельеф, свет и тень, природные формы и абстракцию. Список всех выставочных мероприятий размещен на сайте центра.

(Нет голосов)
Дома
Павелецкий вокзал

Павелецкий вокзал

Павелецкий вокзал

К концу XIX века Общество Рязанско-Уральской железной дороги управляло крупнейшей частной дорогой, связывавшей 12 густонаселенных губерний. Дорога прошла через Черноземье и Поволжье до Урала, соединила Смоленск, Тамбов, Саратов и Астрахань, но не имела выхода к Москве. В мае 1897 года Правление дороги получило разрешение на строительство необходимой ему «вывозной» линии Павелец – Москва.

3.48
Музеи
Галерея «Агентство. Art Ru»

Галерея «Агентство. Art Ru»

Галерея «Агентство. Art Ru» работает в сфере современного искусства на протяжении пяти лет, и за это время зарекомендовала себя как динамично развивающаяся площадка, открытая для арт-проектов различных жанров и масштабов. В галерее регулярно проходят выставки живописи, медиа-арта, пластического искусства. Пространство Art Ru позволяет органично вписать в него крупные синтетические проекты на стыке жанров. Работы художников Агентства входят в собрания Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Государственного Русского музея, ММОМА, Нью-Йоркского музея современного искусства и в другие крупные коллекции.

(Нет голосов)