Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Прогулка с Ириной Апексимовой

Артистка, директор театра Ирина Апексимова проводит по любимым московским улочкам. По пути она рассказывает о фактах, которых нет в справочниках и путеводителях, делится воспоминаниями и открывает свои места силы.

Прогулка с Ириной Апексимовой
Прогулка с Ириной Апексимовой
A
Земляной Вал ул., дом 76/21, строение 1
B
Пресненский район
Баррикадная, Пушкинская, Тверская, Маяковская
1 ч. 26 м.
7.2 км
Артистка, директор театра Ирина Апексимова проводит по любимым московским улочкам. По пути она рассказывает о фактах, которых нет в справочниках и путеводителях, делится воспоминаниями и открывает свои места силы.
3.45
Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
A
Земляной Вал ул., дом 76/21, строение 1
B
Пресненский район
Баррикадная, Пушкинская, Тверская, Маяковская
Об авторе

Ирина Апексимова родилась в Волгограде, юность артистки проходила в Одессе. В Москву актриса переехала в 1985 году, а годом позже поступила в Школу-студию МХАТ. Вместе с ней в мастерской Олега Павловича Табакова учились В. Машков, Е.Миронов, В. Николаев. До 2000 года актриса работала в МХТ им. Чехова: играла в «Дяде Ване» (Елена Андреевна), «Борисе Годунове» (Марина Мнишек), «Горе от ума» (Софья) режиссера Олега Ефремова и многих других спектаклях. Снялась в более 50 фильмах и сериалах. С 2015 года возглавляет Московский государственный театр драмы и комедии на Таганке.
Автор статьи: Ирина Апексимова
Рекомендации
В путь!
Театр на Таганке
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1911 г.
Адрес:
Земляной Вал ул., дом 76/21, строение 1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Эпоха:
1910-е
4.00
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута
Наша прогулка начинается в “Театре на Таганке”. Когда зрители попадают сюда, они заходят в советское здание: гардероб, буфет, зал. А вот ты чуть-чуть направо зайди – такого закулисья нет ни в одном театре Москвы.

Боюсь ошибиться, но, по-моему, здесь объединили пять зданий разных времен постройки, со временем появились большая и малая сцены. В 1992 году два переплетенных театра – “Театр на Таганке” и “Содружество актеров Таганки” – разделили. Правда только на бумаге: все кое-как перекрыто какими-то дверьми, заколочено, но связь осталась.

В театре, например, есть чаплинский коридор – который Юрий Петрович Любимов (директор с театра с 1990 по 2011 гг.) называл “внутренностями Таганки” – длиннющий, узкий, с очень низким потолком. Он ведет из зрительской части театра к служебному входу на улице Высоцкого. Так вот этот коридор находится под театром “Содружество актеров Таганки”.

А во внутреннем дворике этой огромной, большой “Таганки” есть памятник Высоцкому. Из некоторых кабинетов его даже видно. Но попасть в дворик можно только из театра “Содружество актеров Таганки”.
Дальше от театра идем по Гончарной улице в сторону высотки на Котельнической набережной, пересекая Яузу, попадаем в переулки Китай-города.
Покровский бульвар
5.00
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута
Дальше от театра идем по Гончарной улице в сторону высотки на Котельнической набережной, пересекая Яузу, попадаем в переулки Китай-города: Петропавловский, Подколокольный, Подкопаевский, Хохловский, Старосадский, Армянский и Кривоколенный.

На Китай-городе остается прекрасная старая Москва. Когда мне повезло и у меня появилась здесь квартира, я поняла, что это одно из прекраснейших мест. Оно действительно очень старое. Вокруг семь храмов и когда они одновременно звонят – это потрясающее ощущение.
Это самое популярное место, где снимают исторические фильмы, где меньше всего вывесок, новостроек и т.д. Покровка, Подколокольный, Кривоколенный – там потрясающие дома. Мне вообще в Москве больше всего нравятся дома, не памятники, а архитектура. Я родилась в Волгограде, большую часть жизни жила в Одессе, и в Москве в этих домах я нахожу родные для себя из детства вещи. Например, в Кривоколенном переулке есть старинные дома, очень похожие на очень красивый район Одессы – на Пушкинскую.
Через Кривоколенный переулок выйдем сначала на Лубянку, затем пройдем огородами до Кузнецкого моста.
Улица Кузнецкий мост
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута
Через Кривоколенный переулок прекрасно выйти на Лубянку. Там тоже огородами, не через Лубянскую площадь, можно сразу попасть на Кузнецкий мост, с которого пешком напрямую в проезд Художественного театра – так он назывался в моем детстве, а нынче Камергерский переулок.

Там, где сейчас стоит памятник Чехову, например, был общественный туалет и вечная толкучка. Можно было купить джинсы, тушь импортную. Из Камергерского переулка по Тверской мы шли в метро. Слева был замечательный, огромный магазин “Российские вина”. А дальше гастроном, в котором все ведущие артисты МХАТ им. Чехова, а потом и поменьше, знакомились с мясниками – можно было получить по блату кусок мяса. По дороге стояли бабушки, которые продавали водку, еду, парфюмерию - все на свете. Это вот 90-ые годы.

Я помню прекрасно, какие тогда были продуктовые заказы. На праздники, например, администрация МХАТ им. Чехова договаривалась с какими-то фирмами, фабриками и в театр привозили продукты. В одном заказе были обычно: палка колбасы, банка майонеза – все дефицитные продукты. А позже стал вообще роскошный заказ: я помню, как привезли мешки с картошкой. У нас не было автомобилей, мы могли взять ну 5 кг, а народные артисты, у которых автомобили были, брали целиком мешки и развозили их по домам. Вот это был потрясающий момент.

А еще меняли бутылки: три пустые на одну полную. Накануне нового года меняли на шампанское. Я помню, как мы везли из дома стеклянную тару. К 11 часам, когда у нас начиналась репетиция, некоторые уже успели обменять несколько раз...
От Кузнецкого моста мы перейдем к Камергерскому переулку.
Камергерский переулок
Узнать об объекте больше
4
Проследуем ко зданию МХТ.
МХТ им. Чехова
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1882 г.
Адрес:
Камергерский пер., дом 3, строение 1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Эпоха:
19 век, 1900-е
5.00
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута
Когда я приехала в Москву поступать, мне было все равно, в какой театральный институт. Я поступала везде. Во всех моих несчастных шатаниях по Москве меня сопровождала мама. И когда мы проходили мимо проезда Художественного театра, сердце как-то учащенно билось в этот момент. И так же учащенно билось оно все годы.

Это место очень много для меня значило, потому что я училась в Школе-студии МХАТ и работала во МХАТ им. Чехова много-много лет. Там были проведены самые прекрасные первые пять лет моей жизни в Москве. Все праздники мы отмечали в театре, потому что это был дом родной.

Школа-студия МХАТ и МХАТ им. Чехова – это моя родина. До этого я жила какой-то безумно интересной, счастливой детской жизнью. Но родилась я именно в это время и именно в этом месте. Тогда рядом со служебным входом МХАТ им. Чехова стояли Ефремов, Евстигнеев, Смоктуновский, Табаков – люди, которые меня создали.

Когда по прошествии 15 лет, проведенных на этом месте, закрылись передо мной двери театра, я года 3-4 не то что не проходила, я проезжала мимо на машине, не поворачивая голову в эту сторону. Это было настолько живо, болезненно.
Пересекая Тверскую, идем на улицу Неждановой (Брюсов переулок), где находится Церковь Воскресения на Успенском вражке.
Церковь Воскресения на Успенском вражке
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1629–1634, 1816–1820 гг.
Адрес:
Брюсов пер., дом 15/2, строение 3
Ближайшие станции метро:
Пушкинская, Тверская, Чеховская
Эпоха:
17 век, 19 век
3.56
Узнать об объекте больше
6
О точке маршрута
Оттуда, пересекая быстренько Тверскую, идем на улицу Неждановой (Брюсов переулок), где находится церковь. Там рядом дома, где жили артисты Большого, Вахтанговского театра, МХАТ им. Чехова и Дом композиторов. Это такое театральное место, и церковь считается покровительницей театралов. Люди, которые работают в театрах, в нее ходят. Все студенты Школы-студии туда бегали. И когда мы работали в МХАТ им. Чехова, перед какой-то важной работой заходили в эту церковь.
Дальше на Никитскую и по ней до театра Маяковского в клуб “Маяк”.
«Театр Парадиз» — Театр им. Вл. Маяковского
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVIII в., 1884
Адрес:
ЦАО, Никитская Б. ул., дом 19/13, строение 1
Архитекторы:
Ф.О. Шехтель, К.В. Терский
Эпоха:
18 век, 19 век
4.67
Узнать об объекте больше
7
О точке маршрута
Дальше на Никитскую и по ней до театра Маяковского в клуб “Маяк”, он существует и сейчас. Это место, куда приходили все артисты, ныне великие, а тогда простые. В конце 90-ых – начале 00-ых там после спектакля все собирались. И это было прекрасное времяпрепровождение, потому что всегда находились темы, о чем поговорить, что-то обсудить. Это было единение: огромная Москва, но одновременно очень маленькая, потому что ты все время находишься в одной прослойке и все друг друга знают. Мы все двигались по одним и тем же тропам, и всегда можно было встретиться в “Маяке”.
И теперь мы отправляемся на Патриаршие пруды.
Патриаршие пруды
Годы постройки:
XVII в.
Адрес:
Пресненский район
Ближайшие станции метро:
Баррикадная, Пушкинская, Тверская, Маяковская
Эпоха:
19 век, 1930-е
4.00
Узнать об объекте больше
8
О точке маршрута
И дальше из “Маяка”, особенно это хорошо летом где-то в районе 5-6 утра – когда уже есть солнце, когда прекрасно проведена ночь в хорошей компании, когда еще нет народа на улице и машин, и есть ощущение, что этот город принадлежит тебе – через Тверской бульвар в самое мое любимое место – Патриаршие пруды.
Я люблю именно сами пруды. Волга, Черное море – там я опять попадаю в атмосферу детства, где всегда было все прекрасно.

У меня есть любимая скамейка, не знаю, какая она по счету. Если находиться спиной к ресторанам – с левой стороны вторая-третья. Мне достаточно там полчаса посидеть, покурить, когда очень плохо. И ты находишь выход из любой ситуации. Там мое личное место силы.
Здесь наша прогулка подходит к концу.
Поделитесь статьей с друзьями