Открыть в приложении
Скачать
close

МГЭС-1. Корпус с машинным залом синхронных преобразователей

МГЭС-1. Корпус с машинным залом синхронных преобразователей

ЦАО, Раушская наб., дом 12
Китай-город
Корпус выстроен в стиле, традиционном для российских промышленных зданий, с элементами неоклассицизма. Его фасад, выходящий на набережную, подчинен осевой симметрии.
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Неоклассицизм
Годы постройки:
1925-1928
Назначение постройки
Промышленный комплекс

Информация о здании

Государственная электрическая станция № 1 им. П.Г.Смидовича –  старейшая действующая электростанция России. ГЭС-1 является объектом культурного наследия как уникальный памятник промышленной архитектуры. 28 ноября 1897 года состоялся пуск первой очереди Раушской электростанции суммарной мощностью 3,3 МВт. Здесь впервые в России была применена трехфазная кольцевая система передачи переменного тока, который трансформировался до 120 В и доставлялся потребителям в радиусе 5 км.

 В 1920-е годы развивавшемуся московскому трамваю требовались все большие электрические мощности. В 1925–1926 гг. для усиления связи МГЭС-1 с Трамвайной электростанцией были проложены кабельные трассы и построен новый корпус для размещения синхронных преобразователей частоты. Для этого к земельному участку электростанции был присоединен соседний участок № 12 по Раушской набережной. Новый корпус строился вплотную к существующим зданиям МГЭС-1, так что восточная стена здания конторы (Раушская набережная, дом 10, стр. 2) оказалась для них общей. В свою очередь, с востока к корпусу примыкает дом № 14 по Раушской набережной – шестиэтажное здание распределительного устройства и лаборатории (1927 г.). Корпус с машинным залом синхронных преобразователей является объектом культурного наследия регионального значения (с 2004 года).

Корпус выстроен в стиле, традиционном для российских промышленных зданий, с элементами неоклассицизма. Его фасад, выходящий на набережную, подчинен осевой симметрии.

Он расчленен на всю высоту лопатками, которые выше карниза продолжают столбы аттика. Фасадный ритм создают чередующиеся вытянутые по вертикали витражи (плоскости сплошного остекления) и расположенные по одной оси круглые и арочные оконные проемы с металлическим витражным заполнением. Дворовый фасад, ныне частично скрытый поздними пристройками, полностью повторял главный. Он сохранил лопатки на углах, а также карниз и часть западного фронтона, фасад фермы галереи. Торцевой фасад (ныне скрыт домом № 14) имел по центру более широкий арочный проем, фланкированныий узкими арочными же проемами с тремя круглыми окнами над ними.

Сохранились первоначальные подлинные конструкции ферм перекрытия и отделка поверхности потолка с профилированными прямоугольными и ромбическими филенками. Интересно, что металлические фермы перекрытия были открыты в интерьер здания. Фасад остекленной кабельной галереи над домом, выходящий̆ на набережную, был полностью выполнен в стилистике конструктивизма. Исследователи памятника отмечали также, что первоначальному проекту отвечают и местоположение, форма, размер и оформление дверных и оконных проемов.


Константин Михайлов, при поддержке Музея Мосэнерго и энергетики Москвы 
Автор статьи

Распечатать статью

Интересное рядом (8)

Памятник Кириллу и Мефодию
icon
Кирилл (827—869) и Мефодий (815—885) — братья из города Солуни (Салоники), создатели старославянской азбуки и языка, христианские проповедники.
Славянская пл.
Китай-город
star-icon
3.5
Покровский собор (Храм Василия Блаженного)
icon
г. Москва, Красная пл., д. 2
Охотный рядПлощадь РеволюцииТеатральная
Парк «Зарядье»
icon
Парк "Зарядье" - новый символ Москвы
улица Варварка домовладение 6, строение 1
Китай-город
Бюст А.Н. Островского
icon
Александр Николаевич Островский (1823—1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской академии наук.
М. Ордынка ул., д. 9 (в сквере)
НовокузнецкаяТретьяковская
Палаты Дурново в составе жилого дома, XVIII-XIX вв.
icon
Документы середины XVIII столетия фиксируют здесь каменные палаты. Возможно, их ядро было построено еще в допетровское время. В начале XVIII века этот участок имел 60 саженей (около 130 м) в длину. В самом конце XVIII века фасад здания был перестроен в актуальном для того времени стиле классицизм. За век усадьба несколько раз переходила из рук в руки: последним дворянским владельцем участка стал генерал от инфантерии Н.Д.Дурново. В 1820-х годах усадьба перешла в купеческие руки.
ЦАО, Климентовский пер., дом 1, строение 1
Новокузнецкая
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Церковь Св. Михаила и Федора Черниговских чудотворцев
icon
Эта церковь дала название всему переулку – Черниговский. При взгляде со стороны Пятницкой улицы невольно возникает вопрос: почему две церкви поставлены так близко друг от друга? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на 600 лет назад.
ЦАО, Черниговский пер., дом 3
НовокузнецкаяТретьяковская
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Парадное Замоскворечье
icon

На протяжении столетий избегавшее радикальных перестроек, Замоскворечье больше других частей столицы сохранило на себе отпечаток эволюции парадного жилья Москвы за минувшие полтысячи лет. Здесь бок о бок стоят традиционные каменные палаты, помнящие Грозного, терема – и построенные после пожара 1812 года ампирные, а затем эклектические особняки.

Перестроенные дома Замоскворечья
icon
Перестроенные дома Замоскворечья - маршрут сложный, и речь пойдет не столько о фактах перестройки зданий, сколько о смешении архитектурных стилей или изменении функций зданий.