Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Савеловский вокзал

Савеловский вокзал

Савеловский вокзал
Савеловская
Железная дорога от Москвы до села Савёлово на Волге строилась по предложению председателя Правления общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Саввы Мамонтова. В дальнейшем предполагалось продлить её до Углича, Калязина и, главное, до Рыбинска, чтобы связать речной торговый путь по Волге с Москвой. Мамонтов понимал, что в первые годы своей работы линия не будет прибыльной, однако, вместе с министром финансов С.Ю. Витте, полагал, что дорога стратегически важна для развития северных областей России.
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Эклектика
Годы постройки:
1897—1902
Архитекторы:
А.С. Сумароков
Назначение постройки
Вокзал

Информация о здании

Железная дорога от Москвы до села Савёлово на Волге строилась по предложению председателя Правления общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Саввы Мамонтова. В дальнейшем предполагалось продлить её до Углича, Калязина и, главное, до Рыбинска, чтобы связать речной торговый путь по Волге с Москвой. Мамонтов понимал, что в первые годы своей работы линия не будет прибыльной, однако, вместе с министром финансов С.Ю. Витте, полагал, что дорога стратегически важна для развития северных областей России.

Строительство началось от станции Лосиноостровская Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги к станции Бескудниково, откуда начиналась сама Савёловская дорога.

Вокзал начали строить на окраине Москвы, у Бутырской заставы, за пределами Москвы, где земля была недорогой. Окончание его строительства намечалось на зиму 1899 года, однако, работы неожиданно остановились. Дело в том, что Московско-Виндавская железная дорога предложила продать ей уже построенный участок Бескудниково – Савёлово и построить вокзал в другом месте. Но летом 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская дорога была выкуплена в казну, сделка по продаже не состоялась и вокзал продолжили строить на старом месте.

Руководил работами инженер А.С. Сумароков. Есть предположение, что именно он был автором проекта вокзала. Сам вокзал представлял собой скромное одноэтажное здание, лишь центральная часть была двухэтажной. Его строительство закончилось в 1902 году. До этого поезда отправлялись с Ярославского вокзала и переходили на Савёловскую железную дорогу по соединительной линии Бескудниково – Лосиноостровская. Движение поездов от нового вокзала, названного Бутырским, было торжественно открыто 10 (23) марта 1902 года. Вокзал стал самым «молодым» в Москве.

Московская городская дума, понимая значение вокзала и предполагая существенный рост цен на прилегающие к нему земли, в 1900 году изменила границы Москвы и Московского уезда и включила вокзал в состав города.

За всё время своего существования Савёловский вокзал считался самым тихим, а Савёловское направление – самым глухим. Ильф и Петров пишут о нём в «Двенадцати стульях»: «Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савёловский. Это башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, работники Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебниково. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большее расстояние по этой линии – сто тридцать верст».

Со временем вокзал стал тесным для растущего потока пассажиров. С него можно было уехать в Рыбинск, Углич и Санкт-Петербург (через Сонково), причём путь в Петербург проходил по малодеятельным однопутным линиям и занимал целые сутки. В 1987 году началась реконструкция Савёловского вокзала. После реконструкции вокзал стал двухэтажным, но в общих чертах сохранил свой облик. В 1999 году все поезда дальнего следования были переведены с Савёловского вокзала на Белорусский, всерьёз ставился вопрос о его закрытии.

В наше время Савёловский вокзал – единственный в Москве, обслуживающий только пригородные электрички. В 2004 – 2010 годах Савёловский вокзал обслуживал поезда-экспрессы в аэропорт Шереметьево.

Распечатать статью

Интересное рядом (8)

Памятник яйцу
icon
Что важней: яйцо или курица?
Тихвинский пер., д.3 на территории технического лицея №1501
МенделеевскаяСавеловская
star-icon
3.1
Работникам завода, погибшим в Великой Отечественной войне
icon
Б. Новодмитровская ул., д. 28
ДмитровскаяСавеловская
star-icon
3.1
Особняк Г.Б.Келлера
icon
Здание особняка Келлера — образец жилой застройки в стиле модерн. Это единственное строение, сохранившееся от некогда обширного владения промышленника и торговца Густава Келлера. В памятнике нашли отражение как передовые приемы архитектуры, так и инженерно-технические достижения начала XX века. Кроме того, на первом этаже особняка были предусмотрены две квартиры для сдачи внаем.
САО, Вятская ул., дом 35
Дом культуры «Правда»
icon
Архитекторами Н. Молотовым и Н. Чекмотаевым был создан проект Дома культуры, который состоял из «театра на 800 мест, столовой на 3000 обедающих и закрытого рабочего кооператива».
САО, Правды ул., дом 21, строение 1
Савеловская
star-icon
3.3
Комбинат издательства «Правда»
icon
Комбинат стал первым сооружением в СССР, построенным для производственных процессов типографии. Здание строили по аналогам зарубежных предприятий, где был принят горизонтальный тип организации процесса производства.
САО, Правды ул., дом 24
Савеловская
Мамонтов С. И.
icon
крупный промышленник, меценат.
star-icon
4
Бутырский: Савеловский вокзал-Колокольня-Парк на ул.Руставели
icon
В старину «бутырками» называли небольшие селения, отделенные от города лесом или полем. Таким селением, отделенным от Москвы широким полем, Бутырский хутор оставался вплоть до XVIII века.
Административный корпус парфюмерной фабрики товарищества «А. Ралле и К°» (с 1930 г. ‒ фабрика «Свобода»), 1899 г., архитектор О. Ф. Дидио
icon
Здание по Вятской улице, входящее в состав исторической застройки корпусов парфюмерной фабрики Ралле, возникло в 1930-е гг. после объединения двух ранее самостоятельных владений. Каждое из них состоит из двух исторических участков, планировочные границы которых формировались еще во второй половин