ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Здание МИДа

Смоленская-Сенная пл., дом 32-34/57/23, стр. 2
3.75
Здание Министерства иностранных дел, одно из семи высотных зданий начала 1950-х годов. Авторы проекта здания МИДа - архитекторы Михаил Адольфович Минкус и Владимир Георгиевич Гельфрейх.
  • Здание МИДа
+ -

Здание Министерства иностранных дел, одно из семи высотных зданий начала 1950-х годов. Авторы проекта здания МИДа — архитекторы Михаил Адольфович Минкус и Владимир Георгиевич Гельфрейх. Первые эскизы планировки Смоленской площади для нового здания были созданы в 1946 году. В январе 1947 года появилось постановление о строительстве в Москве высотных зданий, и работа началась. Рассматривалось несколько вариантов проекта разной этажности. От правого, южного крыла здания должен был начинаться новый проспект Смоленская площадь – Дворец Советов шириной 42 метра. Его предполагали пробить прямо через переулки и кварталы между Пречистенкой и Сивцевым Вражком. Арбат должен был превратиться в большую улицу шириной 33 метра.

20 января 1949 года был одобрен технический проект здания, а уже в апреле авторы были награждены Сталинской (Государственной) премией 1-ой степени. Ширина фасада нового дома по Смоленской площади была принята в 160 метров. Высота центральной части дома 27 этажей, крыльев по 15, а боковых корпусов 6 этажей. Авторы считали, что такое ярусное построение здания соответствует традициям русской архитектуры. Цоколь и нижние части стен МИДа облицованы красным гранитом «карлахти», порталы входа со Смоленской площади выполнены из серого гранита «коростышево» и корабчеевского известняка, основной объём облицован керамическими блоками.

Здание МИДа сдано в эксплуатацию летом 1953 года, позже была достроена дальняя часть правого корпуса. Большое количество чертежей здания использовалась впоследствии при строительстве Дома науки и культуры в Варшаве, весьма нелюбимого польским обществом.

Проект здания МИДа не предусматривал завершения в виде шпиля. Вместо него авторы планировали поставить ряд сложных зубцов с обелисками по углам. Существует легенда, объясняющая появление шпиля. Якобы, когда стройка находилась на завершающем этапе, мимо неё проезжал И. В. Сталин. Глядя на строительство, он заметил, что для русской архитектуры характерны остроконечные завершения. Немедленно был выполнен проект шпиля. Для облегчения конструкции его сделали из металла, окрашенного под цвет здания.

Возможно, что появление шпиля связано с желанием сделать дом более индивидуальным. Без шпиля оно слишком похоже на административные здания США первой половины ХХ века, что считалось недопустимым.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Александр Карасев   4 июня 2018 16:08

    Почему-то в статье не упоминается, что левое крыло здания, выходящее фасадом на Арбат было выстроено еще до войны и то, что высотка так и не была достроена по первоначальному проекту - выходящее на денежный переулок здание является самостоятельным строением также довоенной постройки.

Интересное рядом

Памятники
Памятник героям-дружинникам, участникам баррикадных боев на Красной Пресне

Памятник героям-дружинникам, участникам баррикадных боев на Красной Пресне

Дружинниковская ул. (у Горбатого моста)

(Нет голосов)
Музеи
Дом-музей М.Ю. Лермонтова

Дом-музей М.Ю. Лермонтова

Лермонтовская коллекция собиралась с первых дней создания ГМИРЛИ имени В. И. Даля (Государственного литературного музея) в 1934 году, а 19 февраля 1981 года на Малой Молчановке открылся отдел «Дом-музей М. Ю. Лермонтова». Пожалуй, самым ценным экспонатом лермонтовской коллекции можно назвать сам особняк – деревянное одноэтажное здание с мезонином в стиле ампир. К 200-летию М. Ю. Лермонтова здание было восстановлено согласно изначальным планам, проведены реставрационные работы. В 2014 году обновленный музей открылся для посетителей.

Бабушка поэта Е. А. Арсеньева арендовала этот дом для любимого внука летом 1829 года, и Михаил Лермонтов прожил здесь до лета 1832. Музейная экспозиция посвящена годам учебы поэта в Университетском Благородном пансионе и Московском императорском университете и рассказывает о первых поэтических опытах и победах. Здесь представлены портреты матери, бабушки и самого поэта в раннем детстве. Книги с автографами Михаила Юрьевича Лермонтова. Особый интерес представляют работы Лермонтова-художника: многочисленные рисунки, акварельный портрет отца, картины маслом с видами Кавказа и автопортрет поэта.

В музее проходят временные выставки, научные конференции, концерты классической музыки, интерактивные занятия для школьников, лекции и экскурсии для посетителей всех возрастов.



https://www.facebook.com/literaturemuseum

https://vk.com/goslitmuz

https://twitter.com/goslitmuz

https://www.instagram.com/literarymuseum/

https://www.youtube.com/channel/UCXHtjdH9V03e2Z5H9IFxVUg

(Нет голосов)
Дома
Особняк К.А. Гутхейля

Особняк К.А. Гутхейля

Пречистенский переулок, д. 8, стр. 1 и 2

Этот дом строился не для конкретного владельца, а как архитектурный объект

3.59
Дома
Усадьба доктора В.Ф. Снегирева

Усадьба доктора В.Ф. Снегирева

Ул. Плющиха, д. 62, стр. 1, 2

Небольшой домик в глубине двора, заросшего яблонями и сиренью, всегда привлекает взгляды прохожих.

3.3
Памятники
Памятник Петру Аркадьевичу Столыпину

Памятник Петру Аркадьевичу Столыпину

Конюшковская ул. (у здания Правительства Российской Федерации)

Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911) — выдающийся государственный деятель Российской империи.

(Нет голосов)
Музеи
Выставочный зал Института реставрации

Выставочный зал Института реставрации

В деревянном особняке 1818 года находятся выставочный зал ГосНИИ реставрации, небольшая реставрационная мастерская и мемориальный кабинет С. В. Ямщикова. Регулярно проводятся тематические реставрационные, художественные и исторические выставки.

Бесплатный доступ для посетителей, желающих посмотреть выставку и интерьеры старинного особняка. Возможно проведение экскурсий по дому и выставке.

(Нет голосов)
Музеи
Галерея АЗ

Галерея АЗ

История выставочного зала «Галерея А3» начинается в 1986 году, во времена позднего СССР и ранней «перестройки». Тогда одним из знаков наступающих перемен стало решение организовать в каждом районе Москвы свое выставочное пространство; так, в Киевском районе был создан «Выставочный зал «Арбат». Эти районные площадки стали практически первым официальным местом, где могли происходить художественные события совершенно нового уровня свободы.

Кроме выставочной деятельности, в стенах галереи проходят поэтические чтения, музыкальные и перформативные мероприятия. Здесь звучали голоса известных российских поэтов: Андрея Вознесенского, Елены Кацюба, Игоря Холина, Виктора Бирюкова (в сопровождении саксофона Сергея Летова), Константина Кедрова, Алины Витухновской, Игоря Жукова, Вадима Месяца и других. Со своим творчеством зрителей знакомили известные мультипликаторы, режиссёры, композиторы, художники, дизайнеры. Галерея организует видеопоказы – знакомит зрителей с современными художниками, использующих в своём творчестве новые технологии. Начиная с 2005 года, в Галерее А3 проводятся ежегодные «Сессии московских художников» (куратор А. Волков). Сессии московских художников сопровождаются выпуском каталогов.

Роль галереи в том, чтобы помочь молодым заявить о себе, а состоявшимся показать свои новые опыты; сохранить память о незаслуженно забытых именах. Это задача сохранения культуры, не предполагающая, более того, невозможная в плане немедленного извлечения материальной прибыли.

Галерея А3 развивается, реагируя на изменения в отечественном и мировом художественном процессе, остаётся верной важным принципам искусства – гуманизм, просвещение, преемственность поколений.

В 2018 году галерея вошла в состав Объединения «Выставочные залы Москвы».

(Нет голосов)
Дома
Особняк Саарбекова

Особняк Саарбекова

Поварская ул., д. 24

Одно из первых зданий в Москве, построенных в стиле «модерн».

3.68
Дома
Главный дом городской усадьбы

Главный дом городской усадьбы

Ул. Поварская, д. 11

Сюда на уроки известного танцевального учителя Иогеля приходили дети многочисленной столыпинской родни.

3.17
Памятники
Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону

Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону

Смоленская набережная д.10

Установлен в 2007 г. в Москве возле здания посольства Великобритании в честь 120-летия публикации Артуром Конан Дойлем первой новеллы о лондонском сыщике.

(Нет голосов)
Дома
Дом Мастера

Дом Мастера

Мансуровский пер., д. 9

«…Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате.
– Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней  раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен»
«Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков

3.77
Дома
Жилой дом, 1937-1939 гг., архитекторы А.В.Щусев, А.К.Ростковский

Жилой дом, 1937-1939 гг., архитекторы А.В.Щусев, А.К.Ростковский

Новый Арбат ул., д. 31/12

В 1934-1938 гг. А. В. Щусев с архитекторами своей мастерской работает над проектом комплексной застройки Смоленской и Ростовской набережных. Реконструкция набережных, примыкающих к Бородинскому мосту, являлась проектом первой очереди по застройке жилыми кварталами набережных столицы.

3.3