Главный учебный корпус МГТУ имени Н.Э. Баумана состоит из двух частей и с разных сторон выглядит как два разных здания. Со 2-й Бауманской улицы видна старая часть — Слободской дворец, который приобрёл современный облик в первой трети XIX века. Это трёхэтажное протяжённое здание П-образной формы с боковыми крыльями, построенное в эпоху позднего классицизма — ампира. Об этом свидетельствуют строгая симметрия объёмов, полуколонны в оконных проёмах и рустовка в оформлении второго этажа. Центральную часть фасада украшает многофигурная композиция «Минерва» работы скульптора Ивана Петровича Витали, символизирующая единство наук и практических навыков ремесленника.
Садовый фасад Слободского дворца решён более традиционно: в его центре выступает высокая стройная ионическая колоннада, окружающая полуротонду. Этот вид дошёл до наших дней почти без изменений. В 1832 году в полуротонде была освящена домовая церковь во имя святой Марии Магдалины.
Архитектор Доменико Жилярди придал зданию черты позднего московского ампира: крупные гладкие плоскости стен, сдержанный декор, подчёркнутая тяжеловесность объёмов. Характерный для него приём — ордерная арка, поддерживаемая спаренными дорическими колоннами, — объединяет протяжённый фасад. Главным украшением дворца стала многофигурная композиция с богиней мудрости Минервой на аттике центрального фасада, где богиню окружают аллегорические изображения наук и ремёсел. По красной линии владения была устроена ограда с белокаменными пилонами, украшенными скульптурами лежащих львов.
Новая часть главного корпуса обращена фасадом к Лефортовской набережной Яузы. Она имеет разную этажность и по конфигурации перекликается со старым зданием, как бы являясь его отражением. Здесь также выделены центральный объём и выдвинутые вперёд боковые крылья, однако ощущение монолитности отсутствует: высота нового корпуса варьируется от 5–6 этажей в боковых частях до 12 этажей в центральной башне. Вход со стороны набережной подчеркнут выступающей колоннадой с портиком, на котором установлены шесть фигур рабочей молодёжи.
Старая и новая части соединены между собой в районе крыльев и двумя переходами в центральной части. В результате между различными корпусами сформированы три закрытых двора. Из одного из внутренних двориков хорошо виден стык старой и новой частей здания.
Слободской дворец расположен на 2-й Бауманской улице, на месте бывшей усадьбы канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. История участка началась в 1749 году, когда ближайший советник императрицы Елизаветы Петровн и руководитель внешней политики Российской империи Бестужев-Рюмин начал строительство большого московского дома на заболоченном берегу Яузы. Участок был выбран из-за близости к Лефортову, где во время пребывания в Москве нередко останавливалась императрица.
Строительство под руководством архитектора Петра Гейдена продвигалось медленно: одновременно Бестужев-Рюмин возводил дом в Санкт-Петербурге на Каменном острове. Здание было закончено в 1753 году. Главная роль в ансамбле отводилась парку с фигурными прудами, спускавшимися к реке. Усадьба имела сложную П-образную структуру с возвышающейся центральной частью и повторяла планировку петербургского дома владельца, чтобы он мог сохранять привычный уклад жизни.
Современники отмечали высокое качество внутренней отделки дома. Сам владелец подчёркивал, что, выкупая «пустыри, искривившиеся хижины и мерзлые болота» перед императорскими палатами, считал необходимым создать строение, которое, находясь рядом с императорскими домами, не умаляло бы их величия. Отделочные работы продолжались до 1758 года, когда из-за придворных интриг Бестужев-Рюмин впал в немилость, был сослан, а его имущество конфисковано.
При Екатерине II бывшего канцлера оправдали, и дворец вновь перешёл в его собственность. Не желая более участвовать в государственных делах, он предложил императрице выкупить московскую усадьбу в казну за 34 тысячи рублей. По другой версии, строение было приобретено уже после смерти вельможи у его наследников.
В 1767 году владения были пожалованы графу Алексею Орлову, который редко пользовался усадьбой. Здание ветшало, и в 1778 году его собирались разобрать, а материалы использовать для строительства Екатерининского дворца на другом берегу Яузы. Тогда усадьбу выкупило ведомство строительства Екатерининского дворца, однако проект не был реализован.
В 1787 году усадьба была пожалована канцлеру Александру Андреевичу Безбородко, руководившему внешней политикой России. Подарок, вероятно, стал благодарностью за сопровождение императрицы Екатерины II в поездке в Крым. В переписке Безбородко сообщал, что по повелению государыни дом должен быть исправлен, надстроен и перестроен на казённый счёт, так что он будет иметь в Москве один из лучших домов в «здоровой части города».
Для реконструкции усадьбы Безбородко пригласил архитекторов Джакомо Кваренги и Матвея Фёдоровича Казакова; по мнению некоторых исследователей, участие принимал и Николай Александрович Львов. Новое здание было возведено на прежнем фундаменте и объединяло существующие корпуса, убранство дворца оформляли в стиле классицизма. Главный ризалит дополнили третьим этажом, центральный фасад украсили шестиколонным портиком, а садовый фасад — полукруглой террасой.
Современники отмечали исключительное великолепие интерьеров. Польский король Станислав Август Понятовский, посетивший дом в 1797 году, писал, что петербургский дом Безбородко, более богатый картинами, уступает московскому по пышности убранства; особое впечатление производили бронза, мебель, ковры и редкая посуда.
Во время подготовки к коронации 1797 года в усадьбе останавливался император Павел I. С этим посещением связана легенда: император обратил внимание, что внутренний сад мог бы служить плацем для учений, и по его словам Безбородко распорядился в кратчайший срок разровнять участок. Впоследствии Павел I приобрёл усадьбу. В эпоху его правления бывший дом Безбородко был перестроен под московскую резиденцию императора и получил название Слободского дворца по Немецкой слободе, на территории которой находился.
Для переустройства дворца вновь пригласили Матвея Казакова. Работы велись круглосуточно, в них участвовали сотни рабочих. В соседнем Марлинском дворце разместили служебные помещения, соединённые с главным зданием галереями. Дворец Лефорта, предназначенный для пребывания великих княжон, предполагалось также включить в общий комплекс, но это осуществлено не было. Один из корпусов соединялся с деревянной домовой церковью во имя Михаила Малеина, возведённой по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.
В 1801 году в Слободском дворце останавливался император Александр I во время коронационных торжеств. 6 июля 1812 года именно здесь он зачитал патриотическое воззвание к дворянству и купечеству. Слушавшие речь москвичи начали сбор средств на военные нужды прямо в залах дворца.
Осенью 1812 года комплекс сильно пострадал от московского пожара, Марлинский дворец был разрушен полностью. Группа архитекторов — Алексей Бакарев, Иван Таманский, Иван Мироновский и Евграф Тюрин — подготовила план восстановления, однако он не был реализован. К началу 1820-х годов Слободской дворец находился в запустении: отсутствовала крыша, сгорели флигели, от центральной части сохранились лишь стены.
О дворце вспомнили в 1826 году, когда понадобилось помещение для размещения ремесленной школы при Воспитательном доме. 5 октября 1826 года вдовствующая императрица Мария Фёдоровна издала указ, в котором изложила планы по расширению круга полезных занятий воспитанников Воспитательного дома. Предполагалось создать вне его стен большие мастерские для разных ремёсел с общежитиями, столовой и всеми необходимыми помещениями, разместить там до 300 ремесленных воспитанников, а в высвобождающихся корпусах Воспитательного дома увеличить число классов и организовать специальные отделения для подготовки будущих учителей и мастериц. В том же распоряжении ставилась задача устроить в новом комплексе богадельню для увечных питомцев и приют для престарелых служителей Воспитательного дома.
Император Николай I передал Воспитательному дому каменные корпуса, сохранившиеся после пожара в Слободском дворце. Для перестройки была учреждена специальная строительная комиссия, которая в 1827 году приступила к работам. Новый проект Доменико Жилярди, отличавшийся от допожарного, предусматривал возведение здания в стиле ампир на уцелевшем фундаменте с сохранением прежней планировки и высоты, но с увеличением объёма за счёт добавленных передних боковых корпусов.
Строительство продолжалось почти шесть лет. Параллельно велась работа над уставом нового заведения. В 1830 году проект положения Ремесленного учебного заведения при Московском Воспитательном доме был утверждён императором; эта дата считается днём основания будущего Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана.
В 1868 году ремесленное училище было преобразовано в Императорское Московское техническое училище. Здесь готовили механиков и инженеров-строителей. В 1887 году над зданием Слободского дворца был надстроен третий этаж, возведены корпуса студенческого общежития, где впоследствии разместились, в том числе, поликлиника и бухгалтерия вуза, а также корпуса химико-технологического института. Сейчас в одном из этих зданий расположено учреждение военного ведомства, территория которого огорожена и закрыта для свободного доступа.
В 1899 году архитектор Лев Николаевич Кекушев построил для Императорского Московского технического училища корпус лаборатории механической технологии волокнистых веществ. Первоначально здание с выразительной архитектурой выделялось в застройке улицы Коровий Брод и воспринималось как самостоятельный архитектурный акцент комплекса. В советское время корпус был перестроен и надстроен, его облик значительно изменился. Сегодня здесь размещаются факультеты ИБМ и МТ, а под поздней штукатуркой местами сохраняются элементы первоначального декора.
В начале XX века в стенах училища чувствовалось влияние политического либерализма. Во время первой русской революции 1905 года здание и территория Императорского Московского технического училища нередко предоставлялись различным организациям и политическим партиям для проведения митингов и собраний. Недалеко от училища во время одной из демонстраций черносотенцами был убит революционер, ветеринар по образованию Николай Эрнестович Бауман. В актовом зале два дня проходило прощание с ним, к гробу приходили многочисленные москвичи. Отсюда началось траурное шествие — похороны Баумана, в котором, по оценкам современников, участвовало до трёхсот тысяч человек. Эти события стали одной из причин, по которым через четверть века вузу было присвоено имя Баумана.
После 1917 года училище пережило ряд преобразований. В 1918 году оно получило название Московского высшего технического училища. В 1930 году на базе механического факультета был создан Московский механико-машиностроительный институт, которому в том же году присвоили имя Н.Э. Баумана. Позднее в комплексе было устроено главное бюро пропусков.
В годы Великой Отечественной войны коллектив училища участвовал в обороне страны. В память о бауманцах, погибших на фронтах, в 1958 году на территории МВТУ был установлен памятник работы скульптора Василия Горчукова. Памятник выполнен из белого камня; на мраморной плите выбита надпись: «Здесь захоронена земля с братских могил бауманцев, павших в Великой Отечественной войне, на Мамаевом кургане, под Новгородом, под Вязьмой, под Тарту».
30 августа 1960 года комплекс Слободского дворца был взят под государственную охрану. В том же году архитектор Лидия Константиновна Комарова осуществила строительство многоэтажной части главного учебного корпуса Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана, обращённой фасадом к Яузе. Строительство началось с левого, «северного» крыла, затем симметрично было возведено правое, «южное» крыло. В новых помещениях разместились учебные аудитории, лаборатории и службы. В башенной части находятся технические службы университета и стрелковый тир.
Во внутреннем дворике главного комплекса хорошо виден стык старой части — Слободского дворца — и новой высотной застройки середины XX века. Над главным входом со стороны Лефортовской набережной располагается скульптурная композиция, соотносимая со строками гимна МГТУ: «Мужество, воля, труд и упорство». Среди студентов ансамбль получил неофициальное название «семеро непьющих». Фигур на портике шесть; «седьмым непьющим» в студенческой традиции считается Николай Эрнестович Бауман, имя которого носит университет.
Полукруглые коридоры с аудиториями по бокам от главного входа в новый корпус студенты называют «циркулями». Если смотреть на здание со стороны Яузы, справа располагается северный «циркуль», слева — южный. Аудитории в южном крыле имеют индекс «ю», аудитории северного крыла обозначаются только цифрами.
В 1963 году напротив Слободского дворца, со стороны 2-й Бауманской улицы, Николаю Эрнестовичу Бауману был установлен памятник работы скульптора Александра Петровича Шлыкова. В палисаднике за памятником расположен фонтан. До начала XXI века у студентов существовала традиция: после защиты диплома заходить в фонтан. К 175-летию университета фонтан был обновлён, прежняя чаша заменена новой конструкцией с металлическими элементами. Чтобы сохранить традицию и при этом обеспечить безопасность выпускников, во время защит фонтан закрывают специальным каркасом.
Сегодня в главном корпусе МГТУ имени Н.Э. Баумана размещаются деканаты факультетов ИУ (Информатика и системы управления), РЛ (Радиоэлектроника и лазерная техника), БМТ (Биомедицинская техника), РК (Робототехника и комплексная автоматизация) и многие кафедры. Здесь же находятся основные административные подразделения, приёмная комиссия, ректорат, малый зал Дворца культуры и музей МГТУ.
Расположение Слободского дворца и главного корпуса на берегу Яузы, в исторической Немецкой слободе, на улице, где ранее существовал топоним Коровий брод, связано с давними традициями этого района. Здесь рано появились промышленные предприятия, действовали мануфактуры, формировалась особая среда ремесла и просвещения. На этом фоне история Слободского дворца и технического университета воспринимается как единая линия, в которой архитектурное и образовательное наследие последовательно дополняют друг друга.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.
.jpg&w=1920&q=75)

.jpeg&w=1920&q=75)

%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)









