Зал пригородных поездов Киевского вокзала был возведён в 1940 году по проекту выдающегося советского архитектора Дмитрия Николаевича Чечулина. Это многофункциональное двухуровневое сооружение включает в себя полуподземную (цокольную) и надземную части, которые связывают вокзал со станцией метро и обеспечивают выходы на площадь Киевского вокзала. Центральным элементом пространственной композиции стал крупный кубический объём кассового зала.
Интересно отметить, что архитектурное решение здания было вдохновлено итальянской архитектурой. Чечулин, приступивший к работе над проектом по возвращении из длительной поездки по Италии, придал постройке черты венецианских палаццо, что придало зданию особую элегантность и монументальность.
В 1952–1953 годах комплекс Киевского вокзала был дополнен надземным вестибюлем станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии, созданным по проекту архитекторов Таранова и Тосунова. Этот вестибюль органично вписался в существующий архитектурный ансамбль, соединив западный торец северного крыла главного здания Киевского вокзала с восточным фасадом главного объёма пригородного вокзала.
В 1974 году комплекс Киевского вокзала был признан памятником архитектуры федерального значения. Это решение было связано не только с архитектурной ценностью объекта, но и с его исторической значимостью: весной 1919 года здесь перед рабочими выступал Владимир Ильич Ленин.
На протяжении многих лет зал пригородных поездов подвергался многочисленным ремонтам и реконструкциям, которые существенно исказили его исторический облик. В начале 2000-х годов было принято решение о поэтапной реставрации объекта. Масштабные работы по восстановлению фасадов и интерьеров пригородного зала начались в 2018 году.
К моменту начала реставрационных работ состояние фасада павильона было неудовлетворительным: более 15% его отделки было разрушено или утрачено, некоторые участки стен и декора находились в аварийном состоянии из-за протечек. Дополнительную сложность работам придавал непрерывный пассажиропоток, составляющий более 100 000 человек в сутки.
За два года специалисты провели колоссальный объём работ. Было отреставрировано и воссоздано 15 000 квадратных метров уникальной камневидной штукатурки, более 1 000 квадратных метров столярных заполнений, 1 200 квадратных метров медных покрытий. Особое внимание было уделено художественным элементам: реставраторы вернули первоначальный облик четырём художественным панно и оформлению часовых циферблатов из майолики.
Важной частью реставрационных работ стало восстановление скульптурного убранства здания. Специалисты отреставрировали шесть каменных скульптур на фасадах и четыре скульптуры из шпиатра. Для возвращения им первозданного вида реставраторы опирались на исторические фотографии и найденные фрагменты.
Отдельного упоминания заслуживает реставрация Красного зала, через который пассажиры со станции метро «Киевская» проходят к пригородным электричкам, поездам дальнего следования и выходят в город. Работы здесь проводились с ноября 2016 года по май 2017 года. В ходе реставрации были восстановлены лестничные сходы, отремонтированы стены и пол. Помещению вернули исторический облик: стены облицевали мрамором, восстановили художественную лепнину, декоративную живопись, люстру и бра. Новые двери и окна изготовили по оригинальным чертежам.
В 2019 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».
Сегодня зал пригородных поездов Киевского вокзала продолжает выполнять свою основную функцию.
В ходе реставрации были не только восстановлены исторические элементы, но и проведена модернизация. Для удобства пассажиров в зале появились элементы навигации на русском и английском языках. Кроме того, была модернизирована система энергоснабжения, что повысило безопасность и комфорт пребывания в здании.
Таким образом, зал пригородных поездов Киевского вокзала является ярким примером того, как исторический архитектурный объект может быть успешно адаптирован к современным требованиям, сохраняя при этом свою культурную и историческую ценность.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.