ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Беговой: Солдатенковская больница-Фабрика-кухня-Центральный Московский Ипподром-Ажурный дом-Кондитерская фабрика «Большевик»

Район Беговой обязан своим названием расположенному здесь Центральному московскому ипподрому, собравшему вокруг себя несколько улиц с «конными» названиями (Беговые улица и аллея, Скаковая улица).
3.3
Ул. Поликарпова, д. 16 - Н. Масловка ул., д. 15
16 домов 2 часа 8,1 км
Гид района
В 2020 году Департамент культурного наследия провел конкурс "Стань гидом своего района". Впервые в конкурсе участвовали и аттестованные специалисты, и жители своего района, и просто любители культурного наследия нашего города. Теперь победителями проводится экскурсии по всем районам Москвы - это обзорные пешеходные, на самокатах или велосипедах, автобусные, созданные на основе воспоминаний жителей, приуроченные к Году памяти и славы, юбилейным датам, по литературным местам, с посещением крыш или панорамных площадок, в виде вечерних прогулок, квеста, марафона, или субботника. А те, кто хочет пройти маршруты самостоятельно, мы публикуем здесь авторские экскурсии победителей и приглашаем на прогулку!
+ -

Масштабное развитие этих земель началось в XIX веке, когда велось строительство Санкт-Петербургского шоссе. В ходе работ бревенчатый настил заменили мостовой, а по обе ее стороны раскинулись загородные дома московской знати. Первым приобрел участок близ Петровского парка генерал и сенатор А.А. Башилов. Дворянские усадьбы протянулись вдоль границы с Петровским парком, образовав улицу Башиловку (теперь Марины Расковой) и по Бутырскому проезду (теперь улица Нижняя Масловка). Так постепенно образовывались улицы, появлялись фабрики и заводы. Одним из них был широко известный авиастроительный завод «Дукс».

Начнем нашу увлекательную прогулку со станции метро Беговая (выход 2). Пройдем вдоль 1-го Хорошевского проезда, затем повернем налево по улице Поликарпова и по адресу дом №16 перед нами предстает Храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Церковь задумывалась не просто как полковая церковь для Донского казачьего полка, но как и «храм-памятник русской скорби», посвящённый всем государственный деятелям, погибшим во время революции 1905 года, и в первую очередь – московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу, убитому в результате террористического акта в Кремле. Дата закладки церкви – 29 апреля 1907 года, в 50-летнюю годовщину рождения великого князя.

Рядом с храмом находится одно из самых известных московских медицинских учреждений – Городская клиническая больница им. С.П. Боткина (Солдатенковская больница). Козьма Терентьевич Солдатенков – один из создателей Товарищества Кренгольмской мануфактуры, также стал широко известен как меценат и благотворитель: долгие годы он собирал картины русских художников своего времени, покровительствовал деятелям искусства. В своем завещании он оставил около 2 млн. рублей на создание в Москве крупной больницы, открытой для всех, независимо от сословия, национальности и вероисповедания. Официальное открытие больницы состоялось 23 декабря 1910 года, тогда же по постановлению Московской городской думы она получила имя К.Т. Солдатенкова. Больничный комплекс был возведен по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица — известного архитектора начала ХХ века.

В 1920 году по распоряжению Моссовета больница вместо Солдатенковской стала именоваться в честь С.П. Боткина — известного врача. Здесь в 1922 году профессор В.Н. Розанов оперировал В.И. Ленина после покушения Фанни Каплан — необходимо было извлечь пулю. В дальнейшем территория больницы была расширена, появились новые здания, оснащенные в соответствии с требованиями времени.

Далее выйдем на 1-й Боткинский проезд и по левой стороне увидим здание Фабрики-кухни. В первые годы советской власти в Москве и других крупных городах страны создаются тысячи общественных столовых для рабочих. Огромные комплексы с цехами, конвейерной системой, многочисленными просторными обеденными залами современники с полным основанием называли «дворцами питания». На территории Государственного авиационного завода № 1 на Ходынском поле (бывшего «Дукса») в 1927-1928 гг. была возведена фабрика-кухня по проекту архитектора А. И. Мешкова, автора образцового проекта фабрики-кухни № 1 на Ленинградском проспекте. Столовая была рассчитана в основном на рабочих авиазавода, но в ней питались и жители близлежащих домов. Фабрика-кухня авиазавода в 1-м Боткинском проезде просуществовала вплоть до 1990-х гг. Сегодня площади здесь арендуют торговые сети и различные организации.

Ближе к ленинградскому проспекту по правой стороне мы можем познакомиться с Царским павильоном XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. Выставка открылась в 1882 году в Москве на территории Ходынского поля. Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней. Организация выставки отличалась невиданным размахом – ее комплекс занимал территорию в 30 гектаров и насчитывал 80 различных павильонов и сооружений. Особой постройкой являлся Царский или Императорский павильон, предназначенный для «отдохновения высочайших особ» и закрытый для других посетителей. Он был спроектирован в популярном тогда «русском стиле», мастером которого был Александр Степанович Каминский. Сейчас в здании бывшего павильона располагается ресторан «Паризьен».

Выйдем на Ленинградский проспект, повернем направо, пройдем до Беговой улицы, перейдем на противоположную сторону и пройдем на Беговую аллею. В конце этой улицы мы увидим величественное здание Центрального московского ипподрома. Это примечательное здание и по своему внешнему виду, и по статусу является излюбленным местом поклонников лошадей.

1 августа 1834 г. здесь, в южной части Ходынского поля, были проведены первые рысистые бега. Официальное открытие ипподрома состоялось 12 сентября 1834 г. Через три года были сооружены первые трибуны в виде двухэтажных беседок и треугольное в плане скаковое поле. Еще через двадцать лет были устроены овальные дорожки для бегов. Популярность ипподрома заставила его владельца, Московское скаковое общество, построить новые трибуны. В 1896–1899 гг. архитекторы И.Т.Барютин и С.Ф.Кулагин. построили главное здание ипподрома. Украшенное многочисленными башенками, четырехколонным портиком и, самое главное, увенчанное скульптурами коней (скульпторы К.Клодт, С.Волнухин), новое здание весьма полюбилось москвичам.

В 1949 г. пожар уничтожил трибуны. В 1953–1954 гг. И.В.Жолтовский, В.Л.Воскресенский, П.И.Скокан практически полностью перестроили здание. Теперь у него одна, но очень изящная башенка — это левая часть здания, и мощный восьмиколонный портик — правая часть. Замечательные конные скульптуры по-прежнему венчают здание, они не пострадали в пожаре и были перенесены со старого строения.

Давайте вернемся на Ленинградский проспект. В конце Беговой аллеи находится красивый Ажурный дом. 20-е гг. XX в. ознаменовываются появлением типового строительства. «Ажурный дом» строится советским архитектором А. Буровым в 1939-1940-х гг. Буров при строительстве дома сделал каркас из блоков и зрительно облегчил всю структуру дома. Декор дома заслуживает отдельного обсуждения. В первую очередь панели выполнены из мрамора, а, во-вторых, в панелях вырезаны украшения в виде растительных орнаментов.

На противоположной стороне проспекта мы можем увидеть здание Гостиницы «Советская» (совр. Отель «Советский»). Впервые ресторан появился здесь в 1836 г. Французский повар и купец Транкиль Ярд открыл загородный ресторан, который вскоре стал излюбленным местом кутежей русской интеллигенции и дворянства. «Гони-ка к "Яру"», – просили ямщиков Бунин, Куприн, Шаляпин, Чехов. Здесь всегда был цыганский хор. Пели О. Федорова и Варвара Панина, работал хор Ильи Соколова. В 1950-е здание еще раз перестроили, в нем открылась гостиница «Советская» с одноименным рестораном. В 1969 г. в театрально-концертном зале гостиницы открылся цыганский театр «Ромэн».

Пройдем далее по нечетной стороне Ленинградского проспекта, и по адресу дом №21 перед нами предстанет Дача Постниковых-Коншиных-И.А. Манташева. В 1880-е гг. участок приобретает купец А. М. Постников, учредитель «Товарищества фабрики металлических изделий А. М. Постникова», производитель церковной утвари и кабинетной бронзы. В годы своего владения часть участка он сдает в аренду «королю антрепризы» Ш. Омону. После смерти Постникова участок дробится, и дом с прилегающим участком переходит во владение московских фабрикантов Коншиных, а затем в 1914-1915 гг. И. А. Манташеву, сыну известного нефтепромышленника, страстному любителю лошадей, «бездельнику и прожигателю жизни». После революции здесь были квартиры сотрудников Академии Жуковского, а с 1949 г. – Дом пионеров. В наши дни, вплоть до недавнего времени, в здании располагался Музей детского кино при киностудии «Анимафильм».

Рядом находятся корпуса знаменитой кондитерской Фабрики «Большевик». Фабрика товарищества «А. Сиу и Ко», одно из старейших и крупнейших российских предприятий кондитерской промышленности, была основана в 1855 году в Москве французским предпринимателем Адольфом Сиу. В 1913 году фирма удостоилась звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». После национализации, в 1924 года фабрике было присвоено название «Большевик». Решение фасадов было выдержано в так называемом кирпичном стиле, популярном со второй половины XIX века рационалистическом течении промышленной архитектуры.

По адресу дом №5 стр. 8-9 находится еще одно примечательное здание – Жилой дом И.М. Юрасова. В 1897 г. новый владельцем участка №5 становится купец И. М. Юрасов ‒ обращается в Московскую городскую управу с прошением о постройке по красной линии Петербургского шоссе одноэтажного деревянного дома с полуподвалом, каменным сходом и террасой. Строительство дома поручается архитектору С. Ф. Воскресенскому. В 1897 г. он возводит прямоугольное в плане одноэтажное строение с четырехскатной кровлей и асимметричной композицией главного фасада. В левой его части располагается рустованный выступ центрального входа с ложным куполом, справа небольшой ризалит, завершающийся аттиком с ложным балясником. Главный вход выделен полукруглым фронтоном, над дверью панно с лепным цветочным декором. Все фасады оштукатурены и окрашены, лепной декор выделен белым цветом. По сведениям справочника «Вся Москва» за 1912 г., на территории владения функционирует цинко-литейный завод Г. Поля. Дом И. М. Юрасова является редким примером хорошо сохранившегося индивидуального деревянного жилого дома конца XIX в.

Перед мостом у Белорусского вокзала мы можем полюбоваться Жилым домом управления пароходства канала Москва-Волга. Дом за Тверской заставой в начале Ленинградского шоссе (ныне – проспекта) был построен в конце 1930-1950-х гг. по проекту архитекторов М. А. Готлиба и А. Д. Хилькевича. Первоначальным проектом был предусмотрен восьмиэтажный объем с мансардой и девятиэтажными крыльями. Фасад членился на три яруса: рустованный цоколь и первый этаж, а также ярусы, объединяющие 2-5 и 6-8 (9) этажи. В начале 1950-х гг. началась перестройка дома, в результате которой п-образное в плане здание стало шестиэтажным. На открытой площадке основного строения был возведен дополнительный двухэтажный объем с антресолью и четырьмя башнями. По углам фасад по красной линии Ленинградского проспекта фланкировали граненые выступы. По центральной оси располагалась проездная арка с кессонированным сводом с растительным декором. Архитектурно-художественное решение фасада было выполнено в традициях советского неоклассицизма. Доминантой сооружения были четыре прямоугольные башни по углам с арочными проемами, завершающиеся балюстрадой и скульптурным декором. В нежилых помещениях размещались магазины, билетные кассы; со стороны фасада, примыкающего к Белорусскому вокзалу, располагался выход на платформу.

Наша прогулка продолжится на противоположной стороне Ленинградского проспекта. По адресу дом №16 стр. 1 находится выявленный объект культурного наследия Здание богадельни кн. Н.А. Черкасской. Черкасская богадельня для женщин была устроена княгиней Н.А. Черкасской около 1858 года. В начале XIX века этот участок принадлежал Осипу Бове. Здесь располагалась дача знаменитого архитектора. В 1853 году землю покупает княгиня Надежда Алексеевна Черкасская, вдова героя войны 1812 года Николая Черкасского. Княгиня пожелала устроить на своем участке Богадельню для пожилых лиц женского пола неимущественного состояния, о чем испросила благословение у Митрополита Московского Филарета (Дроздова). В большом деревянном доме жили тогда 15 женщин. При богадельне был построен храм Живоначальной Троицы. Архитектором храма стал Н.И. Финистов.

Рядом располагается Дом К.А. Беллик. Вилла к была построена на Петербургском шоссе (ныне ‒ Ленинградский проспект) в 1915-1917 гг. по проекту архитектора Д. П. Сухова. Дом был выстроен в глубине участка. Главный фасад дома оформлен небольшими ризалитами и портиком из четырех пилястр ионического ордера с антаблементом и аттиком, который позднее был утрачен во время надстройки дома третьим этажом. В центре композиции крыльцо с двумя маршами лестниц, ведущих на полукруглую площадку с балюстрадой. С левой стороны фасада располагался полуциркульный эркер, справа бокового фасада – открытая терраса, под которой устроена проездная арка. Она декорирована двумя восьмигранными медальонами с изображениями женской и мужской фигур. Терраса придавала дому облик загородной виллы.

Теперь свернем на улицу Правды. На пересечении с 5-й улицей Ямского поля по обе стороны дороги находятся два примечательных здания. По правой – Комбинат издательства «Правда». К середине 1920-х гг. тиражи газеты «Правда» значительно увеличились, что потребовало расширения производства, и уже к концу 20-х гг. появилось решение о строительстве нового предприятия – полиграфического комбината издательства «Правда». Комбинат стал первым сооружением в СССР, построенным для производственных процессов типографии. Здание строили по аналогам зарубежных предприятий, где был принят горизонтальный тип организации процесса производства.

По левой стороне – Дом культуры «Правда». Вместе с работами по возведению огромного комплекса издательства началось строительство социальной и бытовой инфраструктуры для рабочих комбината. Архитекторами Н. Молотовым и Н. Чекмотаевым был создан проект Дома культуры, который состоял из «театра на 800 мест, столовой на 3000 обедающих и закрытого рабочего кооператива». Проект представлял собой П-образное в плане здание с трех-, четырехэтажным центральным объемом, в котором располагался зрительный зал, и двухэтажными боковыми крыльями. В правом крыле предполагалось разместить закрытый рабочий кооператив и столовую, в левом – детский сад, спортзал и клубные помещения.

Барельеф с изображением шествия различных групп советских граждан ‒ рабочих, физкультурников, студентов, пионеров и обрамленных знаменами портретов Ленина и Сталина (удален в 1956 г.) по центру композиции ‒ был выполнен скульптором Б. Валентиновым. В декабре 1937 г. состоялось торжественное открытие Дома культуры. В нем работало 20 кружков художественной самодеятельности, функционировали гастроном, столовая и детский сад, спортзал, предусмотренные первоначальным проектом.

Пройдем по 5-й улице Ямского поля в сторону увеличения нумерации домов, повернем направо на улицу Расковой, затем налево на улицу Нижняя Масловка. Здесь мы завершим нашу увлекательную прогулку по Беговому району знакомством с Трамвайным депо. В 1895 году Первое общество конно-железных дорог обратилось в Городскую управу о запуске в Москве нового вида транспортного сообщения – «электрического трамвая». Получив соответствующее разрешение, в 1898 году Общество приступило к реконструкции существующей линии конно - железной дороги от Страстной площади до Бутырской заставы, а также загородных линий, ведущих к Петровскому парку. На незастроенном участке между Башиловкой и Бутырским проездом (ныне - Нижней Масловкой) началось строительство «Электрического» трамвайного парка. На его территории была возведена первая преобразовательная электрическая подстанция для городского транспорта, питавшаяся от электростанции на Раушской набережной. Комплекс зданий трамвайного парка был сооружен по проекту инженера А.В. Бари, основателя одного из самых прогрессивных предприятий того времени. 25 марта 1899 г. состоялось торжественное открытие «электрического» трамвая.


  • 1

    Храм в честь Ватопедской иконы Божией Матери у Николаевских казарм

    Начнем нашу увлекательную прогулку со станции метро Беговая (выход 2).  Пройдем вдоль 1-го Хорошевского проезда, затем повернем налево по улице Поликарпова и по адресу дом №16 перед нами предстает Храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». На рубеже XIX–ХХ века на восточной окраине Ходынского поля были возведены корпуса Николаевских казарм для расквартирования I Гренадерской артиллерийской графа Брюса бригады и Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка. Церковь появилась позднее, основной вклад в её строительство сделал действительный статский советник И.А. Колесников. Но она задумывалась им не просто как полковая церковь, а как «храм-памятник русской скорби», посвящённый всем государственный деятелям, погибшим во время революции 1905 года, и в первую очередь – московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу, убитому в результате террористического акта в Кремле. Дата закладки церкви – 29 апреля 1907 года, в 50-летнюю годовщину рождения великого князя. Сама церемония началась с панихиды в Чудовом монастыре над его могилой, после чего крестный ход во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Владимиром отправился на Ходынское поле, где и была совершена торжественная закладка здания храма. 5 апреля 1909 года, после окончания всех работ, церковь была освящена. Архитектор храма – Владимир Адамович, чей творческий путь в то время лишь начинался, к этому времени уже зарекомендовал себя в качестве помощника Фёдора Шехтеля и автора особняка Мельникова в Волковом переулке. Храм пятиглавый, с четырьмя маленькими приземистыми главками по углам четверика, с «полосатой» кладкой по фасаду – деталь, свойственная «византийскому» стилю. Над западным входом поставлена звонница. Посвящение Ватопедской иконе Божией Матери неслучайно, так как в русской традиции её чаще именуют «Отрада и утешение»: храм должен был стать местом скорби по погибшим, своего рода отрадой и утешением для их родственников. В интерьере храма присутствовали мраморные доски с именами должностных лиц, убитых по политическим мотивам в 1904–1907 году на всей территории России – 1850 человек в 73 губерниях. После революции казармы из Николаевских стали Октябрьскими, полковая церковь оказалась закрыта, а её здание использовалось последовательно под общежитие, склад, а затем строительный цех завода «Знамя труда». Были снесены все её главы и звонница, а в конце 1980-х годов здание и вовсе едва не было уничтожено, но 1991 году церковь передали Русской православной церкви, после чего началась её реставрация. В результате храму Ватопедской иконы Божией Матери был возвращён исторический облик. ...Подробнее

    Рядом с храмом находится одно из самых известных московских медицинских учреждений – Городская клиническая больница им. С.П. Боткина (Солдатенковская больница).
  • 2

    Солдатенковская больница

    Козьма Терентьевич Солдатенков продолжил дело своего деда, создавшего еще в конце XVIII века собственное шелкоткацкое производство неподалеку от Павловского Посада. С 1852 года и до смерти в 1901 году он возглавлял фамильное предприятие, став со временем одним из крупнейших производителей в своей отрасли: он стоял у истоков Товарищества Кренгольмской мануфактуры и многих других предприятий. Но не только предпринимательские способности составили его славу. Козьма Терентьевич стал широко известен как меценат и благотворитель: долгие годы он собирал картины русских художников своего времени, покровительствовал деятелям искусства. В своем завещании он оставил около 2 млн. рублей на создание в Москве крупной больницы, открытой для всех, независимо от сословия, национальности и вероисповедания. Исполняя волю Солдатенкова, городские власти выделили обширный участок земли на Ходынском поле, где в 1908–1910 годах появились первые больничные здания. Официальное открытие больницы состоялось 23 декабря 1910 года, тогда же по постановлению Московской городской думы она получила имя К.Т. Солдатенкова. Больничный комплекс был возведен по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица — известного архитектора начала ХХ века. Отсутствие в этой части города промышленного производства и соседство с Петровским парком способствовало тому, что воздух здесь был очень чистый. Для заразных больных были построены деревянные бараки, для незаразных — двухэтажные каменные здания. Всего, согласно проекту, на территории больницы было построено 12 зданий, в том числе терапевтический, скарлатинный и хирургический корпусы. В 1920 году по распоряжению Моссовета больница вместо Солдатенковской стала именоваться в честь С.П. Боткина — известного врача. Здесь в 1922 году профессор В.Н. Розанов оперировал В.И. Ленина после покушения Фанни Каплан — необходимо было извлечь пулю. В дальнейшем территория больницы была расширена, появились новые здания, оснащенные в соответствии с требованиями времени. ...Подробнее

    Далее выйдем на 1-й Боткинский проезд и по левой стороне увидим здание Фабрики-кухни.
  • 3

    Фабрика-кухня

    В первые годы советской власти в Москве и других крупных городах страны создаются тысячи общественных столовых для рабочих. Под пункты питания использовались любые, порой малоприспособленные помещения, которые не могли обеспечить высокую производительность. Развернувшаяся во второй половине 1920-х гг. пропаганда идей раскрепощения женщин от рабства домашнего хозяйства, быта «без печных горшков» и «частной кухни», вскоре обрела воплощение в виде нового типа зданий ‒ фабрик-кухонь. Огромные комплексы с цехами, конвейерной системой, многочисленными просторными обеденными залами современники с полным основанием называли «дворцами питания». На территории Государственного авиационного завода № 1 на Ходынском поле (бывшего «Дукса») в 1927-1928 гг. была возведена фабрика-кухня по проекту архитектора А. И. Мешкова, автора образцового проекта фабрики-кухни № 1 на Ленинградском проспекте. Столовая была рассчитана в основном на рабочих авиазавода, но в ней питались и жители близлежащих домов. Т-образное четырехэтажное кирпичное здание, напоминающее самолет, состоит из главного корпуса, выходящего фасадом в 1-й Боткинский проезд, и дворового объема. Главный фасад с остекленными полукруглыми эркерами изначально имел лаконичную отделку серой штукатуркой. Во время капитального ремонта в 1960-х гг. он был облицован керамическим кирпичом. В начале 1970-х гг. было полностью заменено и панорамное остекление эркеров, изменившее пропорции оконных проемов и геометрию самих эркеров, ставших трехгранными. Фабрика-кухня авиазавода в 1-м Боткинском проезде просуществовала вплоть до 1990-х гг. Сегодня площади здесь арендуют торговые сети и различные организации. ...Подробнее

    Ближе к Ленинградскому проспекту по правой стороне мы можем познакомиться с Царским павильоном XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки.
  • 4

    Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки

    . Выставка открылась в 1882 году в Москве на территории Ходынского поля. Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней. Сначала выставку планировали провести в 1881 году, но из-за убийства императора Александра II отложили на год; открытие выставки в 1882 году оказалось приуроченным к торжествам коронации императора Александра III. Организация выставки отличалась невиданным размахом – ее комплекс занимал территорию в 30 гектаров и насчитывал 80 различных павильонов и сооружений. На отведенной под выставку территории возник живописный городок, в создании которого принимали участие крупнейшие петербургские и московские зодчие (окончательный проект был выработан московскими архитекторами Александром Степановичем Каминским и Августом Вебером). В бесчисленных павильонах экспонировались важнейшие достижения тех лет, выставка охватывала различные области промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, здравоохранения, военного и морского дела, а также кустарных промыслов. В отдельных частных павильонах представляли свою продукцию ведущие предприятия России. Впервые на выставке был устроен художественный отдел - в специальном павильоне экспонировались более 900 работ известных русских художников и скульпторов, среди которых Василий Верещагин, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Поленов и другие. Особой постройкой являлся Царский или Императорский павильон, предназначенный для «отдохновения высочайших особ» и закрытый для других посетителей. Он был спроектирован в популярном тогда «русском стиле», мастером которого был Александр Степанович Каминский. Здание павильона отличает сложная объемно-пространственная композиция (что было характерно для древнерусского гражданского строительства), оно как будто составлено из нескольких самостоятельных объемов, каждое из которых имеет оригинальное завершение. Вход в здание выполнен в виде стилизованного крыльца с высокой шатровой кровлей. Фасады павильона оформлены с использованием элементов и приемов древнерусской архитектуры и богато декорированы полихромными изразцами, выполненными по оригинальным авторским рисункам, что придает всему зданию нарядный и праздничный вид. Царский павильон дошел до нас в неизменном виде, полностью сохранилось и богатое убранство внутренних помещений. Сейчас в здании бывшего павильона располагается ресторан «Паризьен». ...Подробнее

    Выйдем на Ленинградский проспект, повернем направо, пройдем до Беговой улицы, перейдем на противоположную сторону и пройдем на Беговую аллею. В конце этой улицы мы увидим величественное здание Центрального московского ипподрома.
  • 5

    Центральный Московский ипподром

    Это примечательное здание и по своему внешнему виду, и по статусу является излюбленным местом поклонников лошадей. 1 августа 1834 г. здесь, в южной части Ходынского поля, были проведены первые рысистые бега. Официальное открытие ипподрома состоялось 12 сентября 1834 г. Через три года были сооружены первые трибуны в виде двухэтажных беседок и треугольное в плане скаковое поле. Еще через двадцать лет были устроены овальные дорожки для бегов. Бега — наездник управляет лошадью из специальной одноместной коляски. Скачки — жокей сидит на лошади верхом. Находились они в разных местах: скачки — на нынешнем ипподроме, а бега — через улицу на территории стадиона «Юных пионеров». В 1882 г. эту территорию отдали Всероссийской художественно-промышленной выставке и бега перенесли. Популярность ипподрома заставила его владельца, Московское скаковое общество, построить новые трибуны. Конкурс выиграли архитекторы И.Т.Барютин и С.Ф.Кулагин. В 1896–1899 гг. они построили главное здание ипподрома. Украшенное многочисленными башенками, четырехколонным портиком и, самое главное, увенчанное скульптурами коней (скульпторы К.Клодт, С.Волнухин), новое здание весьма полюбилось москвичам. В 1949 г. пожар уничтожил трибуны. В 1953–1954 гг. И.В.Жолтовский, В.Л.Воскресенский, П.И.Скокан практически полностью перестроили здание. Теперь у него одна, но очень изящная башенка — это левая часть здания, и мощный восьмиколонный портик — правая часть. Замечательные конные скульптуры по-прежнему венчают здание, они не пострадали в пожаре и были перенесены со старого строения. Во время гражданской войны на территории ипподрома проводились военно-учебные занятия, а на трибунах — митинги. Лишь в 1921 г. возобновились рысистые бега. После нескольких десятков лет успешной работы 1990-е гг. чуть не погубили ипподром, соревнования были возобновлены только в 2000 г. В настоящее время это один из самых больших ипподромов России, где проходят испытания лошадей различных пород на резвость и выносливость, проводятся соревнования по конному спорту, конкур, выездки и др. Кроме того он является научной, опытной базой Института коневодства. ...Подробнее

    Давайте вернемся на Ленинградский проспект. В конце Беговой аллеи находится красивый Ажурный дом.
  • 6

    Ажурный дом, архитектор А. К. Буров

    20-е гг. XX в. ознаменовываются появлением типового строительства. «Ажурный дом» строится советским архитектором А. Буровым в 1939-1940-х гг. Дом замышляется как дом-коммуна, где общественное будет преобладать над личным, с небольшими квартирами и обширными общественными помещениями на первом этаже: столовая, прачечная, ясли, детсад. Буров при строительстве дома сделал каркас из блоков и зрительно облегчил всю структуру дома. Декор дома заслуживает отдельного обсуждения. В первую очередь панели выполнены из мрамора, а, во-вторых, в панелях вырезаны украшения в виде растительных орнаментов. Эти решетки выполнены по эскизам советского педагога и теоретика изобразительного искусства, профессора, академика АХ СССР, народного художника СССР и лауреата Ленинской премии В. Фаворского. «Ажурный дом» по планам Бурова должен был стать фешенебельным домом-коммуной, где располагались продовольственный магазин, кафе-ресторан, сад-ясли и бюро обслуживания, которое выполняло заказы на доставку продуктов и обедов, уборку квартир, стирку и прочие услуги. Однако этим планам помешало начало войны. Она же стала причиной того, что дом так и не вошел в серию, оставшись единственным экземпляром. Несмотря на то что дом Бурова строился для обычных советских граждан, первыми в него въехали высшие военные чины. Но среди известных жильцов дома были и советский прозаик К. Симонов, и актриса В. Серова. Тем не менее все квартиры в доме были призваны подчеркнуть «неэлитарность» здания: во многих были совмещенные санузлы и крошечные кухни. Последние были сделаны намеренно: предполагалось, что люди будут брать готовую еду в ресторане на первом этаже и разогревать у себя. Также жильцы могли спускаться в общественные зоны не раздеваясь: для них в доме сохранилась замурованная дверь. ...Подробнее

    На противоположной стороне проспекта мы можем увидеть здание Гостиницы «Советская» (совр. Отель «Советский»)
  • 7

    Гостиница «Советская»

    Впервые ресторан появился здесь в 1836 г. Французский повар и купец Транкиль Ярд открыл загородный ресторан, который вскоре стал излюбленным местом кутежей русской интеллигенции и дворянства. «Гони-ка к "Яру"», – просили ямщиков Бунин, Куприн, Шаляпин, Чехов. Здесь всегда был цыганский хор. Пели О. Федорова и Варвара Панина, работал хор Ильи Соколова. В 1895 г. ресторан купил А. Судаков. Новое грандиозное здание в модном тогда стиле модерн с огромными арочными окнами и великолепными интерьерами возвел в 1910 г. архитектор А. Эрихсон. Крышу венчали большие граненые купола, Большой и Малый зал вмещали до 250 человек. В ресторане был летний сад, продолжали петь цыгане, которых по закону нельзя было услышать в черте города. Сюда приезжали из Москвы литераторы, художники, адвокаты. После 1917 г. в здании ресторана в разные годы были столовая, больница, кинотеатр, спортзал бойцов Красной Армии, в 1925 г. – кинотехникум, в 1930 – ВГИК. В 1939 г. архитектор П. Рагулин перестроил бывший «Яр», где разместился Клуб летчиков (или Центральный дом гражданского воздушного флота). В 1950-е здание еще раз перестроили, в нем открылась гостиница «Советская» с одноименным рестораном. По личному распоряжению сына Сталина Василия, занимавшего в те годы пост командующего ВВС Московского военного округа, над реконструкцией Клуба летчиков работали выдающиеся архитекторы П. Штеллер, И. Ловейко, В. Лебедев. Построенная в помпезном стиле сталинского ампира гостиница стала одной из правительственных резиденций. В 1969 г. в театрально-концертном зале гостиницы открылся цыганский театр «Ромэн». ...Подробнее

    Пройдем далее по нечетной стороне Ленинградского проспекта, и по адресу дом №21 перед нами предстанет Дача Постниковых-Коншиных-И.А. Манташева.
  • 8

    Дача Постниковых-Коншиных-И.А. Манташева

    Район Петербургского шоссе, а особенно Петровского парка, был престижным дачным местом: кроме загородных домов московской знати, здесь располагались рестораны и другие увеселительные заведения. К началу века дачное строительство набирает обороты, огромные участки начинают дробиться на более мелкие, позволить которые может себе и менее взыскательная публика. В 1880-е гг. участок приобретает купец А. М. Постников, учредитель «Товарищества фабрики металлических изделий А. М. Постникова», производитель церковной утвари и кабинетной бронзы. В годы своего владения часть участка он сдает в аренду «королю антрепризы» Ш. Омону. После смерти Постникова участок дробится, и дом с прилегающим участком переходит во владение московских фабрикантов Коншиных, а затем в 1914-1915 гг. И. А. Манташеву, сыну известного нефтепромышленника, страстному любителю лошадей, «бездельнику и прожигателю жизни». Владение по Петербургскому шоссе, 21 было возведено в первой половине XIX в. Перестраивается при Коншиных архитектором А. Эрихсоном. Главный фасад прямоугольного в плане дома акцентирован выступающим портиком: шесть каннелированных колонн композитного ордера опираются на цокольный этаж, образуя открытую лоджию на втором этаже. Композицию венчает фриз с розетками и треугольный фронтон, богато декорированный модульонами, розетками и гирляндами в тимпане. Ф. О. Шехтелем был пристроен двухэтажный объем с большими полукруглыми окнами с характерной для модерна расстекловкой на первом этаже и прямоугольными на втором. От проспекта дачу отделяет ограда (частично глухая) в столбах с декором на лицевой части и фигурными навершиями. Входные пилоны украшены овальными картушами с гирляндами. После революции здесь были квартиры сотрудников Академии Жуковского, а с 1949 г. – Дом пионеров. В наши дни, вплоть до недавнего времени, в здании располагался Музей детского кино при киностудии «Анимафильм». ...Подробнее

    Рядом находятся корпуса знаменитой кондитерской Фабрики «Большевик». Фабрика товарищества «А. Сиу и Ко»
  • 9

    Кондитерская фабрика "Большевик"

    Одно из старейших и крупнейших российских предприятий кондитерской промышленности, была основана в 1855 году в Москве французским предпринимателем Адольфом Сиу. В 1913 году фирма удостоилась звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». После национализации, в 1924 года фабрике было присвоено название «Большевик». История постройки ныне существующего комплекса зданий фабрики на Ленинградском проспекте началась в 1884 году, когда Адольф Сиу решил расширить производство. С этой целью он приобретает участок с домом и садом в дачном предместье — в Пресненской части шестого квартала за Тверской заставой по левую сторону Санкт-Петербургского шоссе. Возведение нового фабричного корпуса было поручено архитектору О.Ф. Дидио, популярному в среде московских предпринимателей французского происхождения. Проект был утвержден в мае 1884 года, а 1 октября этого же года строительство завершилось. О.Ф. Дидио выстроил двухэтажный каменный с полуподвалом и мансардой корпус (ныне — д. 15, стр. 1) в восточной части владения с отступом от красной линии современного Ленинградского проспекта. Со стороны юго-западного фасада к нему примыкали два ризалита — центральный, с котельной, и северный, со служебным входом и обслуживающей все этажи лестницей. Парадный вход с массивной каменной лестницей находился в центре главного северо-восточного фасада. Основание лестницы фланкировали фонари, выполненные в виде женских фигур со светильниками в руках. Четырехскатную вальмовую кровлю украшал металлический ажурный «гребень».    Решение фасадов было выдержано в так называемом кирпичном стиле, популярном со второй половины XIX века рационалистическом течении промышленной архитектуры: стены из неоштукатуренного красного кирпича с декоративной кладкой и насыщенный декор из светлого кирпича. Членение фасада—вертикальное, построенное на ритмичном чередовании оконных проемов с узкими плоскостями стен между ними. Окна с лучковым завершением и геометрической расстекловкой обрамлены «ажурными» наличниками с замковыми камнями, выполненными из светлого кирпича.   В 1896 году появилось второе здание из трех, формирующих парадный двор-курдонер фабричного комплекса (д. 15, стр. 2). О. Ф. Дидио возвел четырехэтажный каменный корпус с подвалом и мансардным этажом, в котором было организовано шесть квартир для служащих фабрики и магазин. Здание, выполненное в стилистике фабричного корпуса, завершалось шатровой кровлей с часами, вставленными в стилизованный фигурный лепной аттик.     В 1902 году Н. П. Никитин выстроил г-образный двухэтажный каменный корпус (д. 15, стр. 3), завершивший формирование репрезентативной зоны фабричного владения, в наши дни являющейся архитектурной доминантой Ленинградского проспекта. Решение фасадов корпуса созвучно облику построек О. Ф. Дидио. Первый этаж с широкими витринными окнами предназначался для размещения фирменного кондитерского магазина, второй — для квартир служащих. На уровне второго этажа был сделан балкон с ажурным металлическим ограждением, опирающийся на фигурные консоли. Над ризалитом в южной части постройки сохранилась высокая шатровая кровля со шпилем.    В конце 2011 года фабричное производство было выведено во Владимирскую область. После реновации территория бывшей фабрики превратилась в культурно-деловой квартал, где элементы исторической застройки интегрированы в современное архитектурное пространство.   Реставрационные работы в бывшем фабричном корпусе, жилом доме для служащих и кондитерском магазине проводились с 2013 по 2015 год. Первый — конструктивный — этап включал проведение противоаварийных мероприятий, усиление фундаментов и конструкций. ...Подробнее

    По адресу дом №5 стр. 8-9 находится еще одно примечательное здание – Жилой дом И.М. Юрасова.
  • 10

    Жилой дом И. М. Юрасова

    Владение 5 встречается на планах начиная с 1851 г. В 1877 г. участок с комплексом деревянных строений и садом принадлежит жене штабс-капитана В. А. Мухи – Александре Федоровне. К 1884 г. владельцем становится российский правовед, действительный тайный советник К. К. Петерс. А в 1894 г. владение переходит к отставному гвардии поручику Р. Ф. Стендеру. В это время в северо-западной части участка, по данным справочника «Вся Москва» за 1895-1896 гг., здесь располагается бумажная фабрика для кондитерских изделий «Витковский Влад и К°». В 1897 г. новый владелец ‒ купец И. М. Юрасов ‒ обращается в Московскую городскую управу с прошением о постройке по красной линии Петербургского шоссе одноэтажного деревянного дома с полуподвалом, каменным сходом и террасой. Строительство дома поручается архитектору С. Ф. Воскресенскому. В 1897 г. он возводит прямоугольное в плане одноэтажное строение с четырехскатной кровлей и асимметричной композицией главного фасада. В левой его части располагается рустованный выступ центрального входа с ложным куполом, справа небольшой ризалит, завершающийся аттиком с ложным балясником. Главный вход выделен полукруглым фронтоном, над дверью панно с лепным цветочным декором. Все фасады оштукатурены и окрашены, лепной декор выделен белым цветом. В начале XX в. с юго-западной стороны к дому была сделана одноэтажная каменная пристройка. По сведениям справочника «Вся Москва» за 1912 г., на территории владения функционирует цинко-литейный завод Г. Поля. Дом И. М. Юрасова является редким примером хорошо сохранившегося индивидуального деревянного жилого дома конца XIX в. ...Подробнее

    Перед мостом у Белорусского вокзала мы можем полюбоваться Жилым домом управления пароходства канала Москва-Волга.
  • 11

    Жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга

    Дом за Тверской заставой в начале Ленинградского шоссе (ныне – проспекта) был построен в конце 1930-1950-х гг. по проекту архитекторов М. А. Готлиба и А. Д. Хилькевича. Первоначальным проектом был предусмотрен восьмиэтажный объем с мансардой и девятиэтажными крыльями. Фасад членился на три яруса: рустованный цоколь и первый этаж, а также ярусы, объединяющие 2-5 и 6-8 (9) этажи. С целью гармонизации здания с расположенным на противоположной стороне шоссе домом по проекту архитектора Д. Ф. Фридмана, фасады дома № 1 предполагалось оформить в той же стилистике. Объем без выступов и эркеров был пластически выделен балконами с насыщенным лепным декором. Первый этаж был отдан под магазины, на остальных этажах были двух- и трехкомнатные квартиры. Лестничные клетки имели декор в виде штукатурных тяг, в квартирах были лепные карнизы и плафоны. В начале 1950-х гг. началась перестройка дома, в результате которой п-образное в плане здание стало шестиэтажным. На открытой площадке основного строения был возведен дополнительный двухэтажный объем с антресолью и четырьмя башнями. По углам фасад по красной линии Ленинградского проспекта фланкировали граненые выступы. По центральной оси располагалась проездная арка с кессонированным сводом с растительным декором. Архитектурно-художественное решение фасада было выполнено в традициях советского неоклассицизма. Доминантой сооружения были четыре прямоугольные башни по углам с арочными проемами, завершающиеся балюстрадой и скульптурным декором. В нежилых помещениях размещались магазины, билетные кассы; со стороны фасада, примыкающего к Белорусскому вокзалу, располагался выход на платформу. В 1953 г. строительство дома было завершено. Спустя десятилетия силуэт дома с башнями по-прежнему составляет неотъемлемую часть панорамы площади Тверской заставы и открывает перспективу Ленинградского проспекта. В доме насчитывается 130 квартир. Его первый этаж занимают торговые помещения, в интерьерах которых и сегодня можно увидеть отголоски высокого стиля 1950-х гг.: колонны, лепные розетки, карнизы и кессонированные потолки. ...Подробнее

    Наша прогулка продолжится на противоположной стороне Ленинградского проспекта. По адресу дом №16 стр. 1 находится выявленный объект культурного наследия Здание богадельни кн. Н.А. Черкасской.
  • 12

    Здание богадельни кн. Н.А. Черкасской

    Черкасская богадельня для женщин была устроена княгиней Н.А. Черкасской около 1858 года. В начале XIX века этот участок принадлежал Осипу Бове. Здесь располагалась дача знаменитого архитектора. В 1853 году землю покупает княгиня Надежда Алексеевна Черкасская, вдова героя войны 1812 года Николая Черкасского. Княгиня пожелала устроить на своем участке Богадельню для пожилых лиц женского пола неимущественного состояния, о чем испросила благословение у Митрополита Московского Филарета (Дроздова). В большом деревянном доме жили тогда 15 женщин. При богадельне был построен храм Живоначальной Троицы. Архитектором храма стал Н.И. Финистов. Богадельня находилась в ведении Императорского Человеколюбивого общества. После смерти княгини, которая была похоронена вместе с мужем на территории храма, богадельней занимался купец Николай Спиридонов. При нем в богадельне была открыта ремесленная школа для девочек, а число постоялиц значительно увеличилось. После смерти купца, его вдова Вера Богдановна Спиридонова в 1888 году устроила при церкви новый придел в честь Святителя Николая Чудотворца в память о муже. Архитектором, которого пригласили для устройства придела, был Н.А. Воскресенский. В 1893 году к церкви была пристроена каменная паперть, заменившая прежнюю деревянную. Архитектором выступил П.П. Зыков-сын. Строительство на территории богадельни продолжилось. Вместо деревянных построек в 1898 году были тогда возведены двухэтажные кирпичные корпуса в псевдорусском стиле, спроектированные архитектором И.П. Машковым. Они соединялись с храмом. Место было переименовано в Спиридоньевское убежище для неизлечимых больных. После Октябрьской революции Церковь была закрыта. В 1921 году настоятель Иоанн Миловидов репрессирован. А в 1922 году в корпусах богадельни располагался Дом матери и ребенка имени Лениной-Крупской, а с 1928 года - амбулатория имени П.Ф. Лесгафта. В 1950-х г. в корпусах богадельни разместилась детская поликлиника, которая существует здесь до сегодняшнего дня. Храм в 2000-х гг. был передан Русской православной церкви. ...Подробнее

    Рядом располагается Дом К.А. Беллик.
  • 13

    Дом К.А. Беллик

    Вилла к была построена на Петербургском шоссе (ныне ‒ Ленинградский проспект) в 1915-1917 гг. по проекту архитектора Д. П. Сухова. Дом был выстроен в глубине участка. Главный фасад дома оформлен небольшими ризалитами и портиком из четырех пилястр ионического ордера с антаблементом и аттиком, который позднее был утрачен во время надстройки дома третьим этажом. В центре композиции крыльцо с двумя маршами лестниц, ведущих на полукруглую площадку с балюстрадой. С левой стороны фасада располагался полуциркульный эркер, справа бокового фасада – открытая терраса, под которой устроена проездная арка. Она декорирована двумя восьмигранными медальонами с изображениями женской и мужской фигур. Терраса придавала дому облик загородной виллы. Хотя к этому времени Петербургское шоссе начинает застраиваться доходными домами, местность неподалеку от Петровского парка по-прежнему остается преимущественно дачной. В 1944-1945 гг. дом был передан болгарскому коммунисту Георгию Димитрову. После войны и до 1988 г. здесь располагалось болгарское посольство. В 2015 г. дом К. А. Беллик был поставлен на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения. ...Подробнее

    Теперь свернем на улицу Правды. На пересечении с 5-й улицей Ямского поля по обе стороны дороги находятся два примечательных здания. По правой – Комбинат издательства «Правда».
  • 14

    Комбинат издательства «Правда»

    К середине 1920-х гг. тиражи газеты «Правда» значительно увеличились, что потребовало расширения производства, и уже к концу 20-х гг. появилось решение о строительстве нового предприятия – полиграфического комбината издательства «Правда». Учитывая специфику комбината, выбор места – на пересечении 2-й и 5-й улиц Ямского Поля – для строительства определило наличие вблизи Московско-Брестской железнодорожной ветки, с которой впоследствии комбинат был связан отводной веткой, что позволяло осуществлять ежедневную приемку большого количества вагонов с бумагой и отправку готовой продукции. Комбинат стал первым сооружением в СССР, построенным для производственных процессов типографии. Здание строили по аналогам зарубежных предприятий, где был принят горизонтальный тип организации процесса производства. В 1930 г. издательство «Правда» провело закрытый конкурс на строительство. В нем участвовали проекты архитекторов А. В. Щусева, П. А. Голосова, С. П. Леонтовича, Э. М. Лисицкого. В итоге был выполнен проект П. Голосова и А. В. Куровского, наиболее рационально решивших проблему организации полиграфического процесса. В комплекс комбината также входили подстанции, котельные, склады, гараж на 68 машин, гаражные мастерские. Весь комплекс находится под государственным контролем как объект культурного наследия. В 2006 г. основное здание – издательский корпус – горело в сильном пожаре, в настоящее время здесь до сих пор идут восстановительные работы, и оно эксплуатируется частично. ...Подробнее

    По левой стороне – Дом культуры «Правда».
  • 15

    Дом культуры «Правда»

    Вместе с работами по возведению огромного комплекса издательства началось строительство социальной и бытовой инфраструктуры для рабочих комбината. Архитекторами Н. Молотовым и Н. Чекмотаевым был создан проект Дома культуры, который состоял из «театра на 800 мест, столовой на 3000 обедающих и закрытого рабочего кооператива». Проект представлял собой П-образное в плане здание с трех-, четырехэтажным центральным объемом, в котором располагался зрительный зал, и двухэтажными боковыми крыльями. В правом крыле предполагалось разместить закрытый рабочий кооператив и столовую, в левом – детский сад, спортзал и клубные помещения. Под строительство Дома культуры был выделен участок напротив издательско-редакционного корпуса комбината. Задуманное как элемент единого архитектурного ансамбля, здание Дома культуры получило совсем иное стилистическое воплощение, отразившее архитектурные искания середины и конца 30-х гг. На смену конструктивистской эстетике приходило новое осмысление классических форм. Барельеф с изображением шествия различных групп советских граждан ‒ рабочих, физкультурников, студентов, пионеров и обрамленных знаменами портретов Ленина и Сталина (удален в 1956 г.) по центру композиции ‒ был выполнен скульптором Б. Валентиновым. В декабре 1937 г. состоялось торжественное открытие Дома культуры. В нем работало 20 кружков художественной самодеятельности, функционировали гастроном, столовая и детский сад, спортзал, предусмотренные первоначальным проектом. ...Подробнее

    Пройдем по 5-й улице Ямского поля в сторону увеличения нумерации домов, повернем направо на улицу Расковой, затем налево на улицу Нижняя Масловка.
  • 16

    Трамвайное депо на Нижней Масловке

    Здесь мы завершим нашу увлекательную прогулку по Беговому району знакомством с Трамвайным депо. В 1895 году Первое общество конно-железных дорог обратилось в Городскую управу о запуске в Москве нового вида транспортного сообщения – «электрического трамвая». Получив соответствующее разрешение, в 1898 году Общество приступило к реконструкции существующей линии конно - железной дороги от Страстной площади до Бутырской заставы, а также загородных линий, ведущих к Петровскому парку. На незастроенном участке между Башиловкой и Бутырским проездом (ныне - Нижней Масловкой) началось строительство «Электрического» трамвайного парка. На его территории была возведена первая преобразовательная электрическая подстанция для городского транспорта, питавшаяся от электростанции на Раушской набережной. Комплекс зданий трамвайного парка был сооружен по проекту инженера А.В. Бари, основателя одного из самых прогрессивных предприятий того времени. В центральной части владения был возведен вагонный сарай с 6 путями на 30 вагонов (стр. 3). Здание с характерной для промышленных сооружений рубежа веков базиликальной композицией со световым фонарем торцевым фасадом было обращено в сторону Башиловки. Углы завершались башенками. Боковые фасады членились широкими лопатками, между которыми располагались большие окна с веерными замками. 25 марта 1899 г. состоялось торжественное открытие «электрического» трамвая. В советское время бывший «электрический» парк Бельгийского общества, именуемый теперь Бутырским трамвайным парком, а затем – депо, оснащается специальными грузовыми вагонами и платформами. Его основной функцией становится перевозка грузов, а с 1940-х годов – и ремонт грузового подвижного состава. В годы Великой Отечественной войны в депо производились противотанковые ежи. В 1960 году Бутырское грузовое трамвайное депо было ликвидировано, перевозки теперь осуществлялись грузовыми троллейбусами. Трамвайные пути, ведущие с Нижней Масловки в депо, а также на территории самого депо были разобраны. В конце 1990-х годов были демонтированы и рельсы по Нижней Масловке. В последние годы здания комплекса занимала служба капитального ремонта Мосгортранса, ряд помещений сдавался в аренду. Сегодня комплекс принадлежит частному предприятию. ...Подробнее

    На этом наша прогулка закончена!
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, 9,  Петровско-Разумовская аллея, 2)

Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, 9, Петровско-Разумовская аллея, 2)

Верхняя Масловка ул., д. 9; Петровско-Разумовская аллея, д. 2

История создания Городка художников на Верхней Масловке началась в середине 1920-х гг., когда получают распространение идеи строительства жилых и общественных зданий, домов-коммун и кооперативов по отраслевому или профессиональному принципу.

3.35
Здания
Ажурный дом, архитектор А. К. Буров

Ажурный дом, архитектор А. К. Буров

Ленинградский пр-т, д. 27

«Ажурный дом» строится Буровым в 1939-1940-х гг. Дом замышляется архитектором как дом-коммуна, где общественное будет преобладать над личным, с небольшими квартирами и обширными общественными помещениями на первом этаже: столовая, прачечная, ясли, детсад.

3.68
Музеи
Галерея JART

Галерея JART

Галерея JART работает по принципу междисциплинарного синтеза, свойственного XXI веку, периодически экспонируя разнообразие качественных произведений изобразительного искусства и скульптуры XIX–XXI вв. На базе галереи запущена лекционная программа совместно с художником и искусствоведом Дмитрием Гутовым.Галерея JART создана в 2007 году и с 2016 года работает как открытое выставочное пространство. Среди наиболее значимых проектов галереи: выставка «Штрихи к авангарду», выставка «Свет веков. Западноевропейские витражи XIII–XIX вв.», выставка «Пять столетий русской иконы», выставка Даши Намдакова «Погружение», проект Даши Намдакова на седьмой Московской международной биеннале современного искусства «Заоблачные леса» (Государственная Третьяковская галерея).

(Нет голосов)
Памятники
Конные скульптурные группы

Конные скульптурные группы

Ленинградский пр-т, д. 27 (въезд на Беговую аллею)

(Нет голосов)
Здания
Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки

Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки

Ленинградский пр-т., д. 31 стр. 9

Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней.

3.56
Здания
Здание богадельни кн. Н.А. Черкасской

Здание богадельни кн. Н.А. Черкасской

Ленинградский просп., д. 16, стр. 1

В свое время, чтобы сохранить церковь прихожане пытались доказать, что она не является домовой, так как «помещается в здании, совершенно отдельном от богадельни Лениной-Крупской».

3.63
Здания
Дом Скакового общества, 1903-1905 гг., архитектор Иван  Жолтовский

Дом Скакового общества, 1903-1905 гг., архитектор Иван Жолтовский

Скаковая аллея, 7 (Скаковая ул., 16)

Дом Скакового общества - одна из ранних работ Ивана Жолтовского.

3.56
Здания
Жилой дом И. М. Юрасова

Жилой дом И. М. Юрасова

Ленинградский пр-т, д. 5 стр. 8-9

Дом И. М. Юрасова является редким примером хорошо сохранившегося индивидуального деревянного жилого дома конца XIX в.

3.66
Здания
Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, дома 1 и 3)

Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, дома 1 и 3)

Верхняя Масловка ул., д. 1, д. 3

В конце 1920-х гг. на Верхней Масловке на месте сгоревших павильонов «Межрабпом-Русь» (бывшего киноателье купца М. Трофимова и инженера М. Алейникова) началось возведение архитектурного ансамбля городка художников.

3.44
Здания
Дом культуры «Правда»

Дом культуры «Правда»

Правды ул., д. 21, стр. 1

Архитекторами Н. Молотовым и Н. Чекмотаевым был создан проект Дома культуры, который состоял из «театра на 800 мест, столовой на 3000 обедающих и закрытого рабочего кооператива».

3.3
Здания
Жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга

Жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга

Ленинградский просп., д. 1

Дом за Тверской заставой в начале Ленинградского шоссе (ныне – проспекта) был построен в конце 1930-1950- е гг. по проекту архитекторов М.А. Готлиба и А.Д. Хилькевича. В начале 1950-х годов началась перестройка дома, в результате которой П-образное в плане здание стало 6-этажным.

3.3