Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

МГЭС-1. Главный корпус с машинным залом и котельными

МГЭС-1. Главный корпус с машинным залом и котельными

ЦАО, Раушская наб., дом 10, строение 1
Охотный рядПлощадь РеволюцииКитай-город
Государственная электрическая станция № 1 им. П.Г.Смидовича – старейшая действующая электростанция России – является уникальным памятником промышленной архитектуры.
5
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Неоклассицизм
Годы постройки:
1896-1897
Архитекторы:
Н.Н. Благовещенский,Н.П. Басин,И.В. Жолт

Дата открытия, История появления

Величественное здание на Раушской набережной, напоминающее океанский пароход с большими трубами – это  старейшая действующая электростанция России ГЭС-1 (Государственная электрическая станция № 1 им. П.Г.Смидовича). ГЭС-1 с 2004 года является объектом культурного наследия регионального значения как уникальный памятник промышленной архитектуры.

История электростанции на Раушской набережной началась осенью 1895 года, когда «Общество электрического освещения» получило от Московской городской управы концессию на электроснабжение Москвы сроком на 50 лет. 22 ноября 1895 года у Александровского коммерческого училища был выкуплен участок площадью 1,2 га на Раушской набережной. Там предполагалось разместить машинный зал, котельную, административный корпус, два служебных дома, материальный и кабельный склады, бункер для двух нефтецистерн и двор с садом. 

Закладка зданий Раушской электростанции – машинного зала и трехэтажного здания управления (Раушская набережная, дом 10, стр. 2) состоялась 14 июня 1896 года. Проект станции был разработан членом правления «Общества электрического освещения» академиком Н.П.Басиным и инженером А.И.Колосовым, руководили строительством военный инженер Н.В.Смирнов и инженер-технолог А.Г.Бессон.  (По иным сведениям, проект станции разработан фирмой «Сименс и Гальске» в Шарлоттенбурге, а по проекту Н.П.Басина выполнен фасад станции).

28 ноября 1897 года состоялся пуск первой очереди Раушской электростанции суммарной мощностью 3,3 МВт. Здесь впервые в России была применена трехфазная кольцевая система передачи переменного тока, который трансформировался до 120 В и доставлялся потребителям в радиусе 5 км.

Расположение станции на берегу реки позволило решить вопрос с водой, необходимой для ее работы. Вода забиралась непосредственно из Москвы-реки – до 18 тыс. тонн в час. Система водоснабжения Раушской электростанции была самой передовой для того времени.

ГЭС-1 и сегодня обеспечивает электроэнергией и теплом весь центр Москвы. В 1899-1909 годах она бесперебойно питала первую линию московского электрического трамвая.

В ноябре 1907 года на Раушской станции завершена постройка нового машинного зала и котельной (вторая очередь). Территория станции была расширена за счет приобретения соседнего участка земли и сноса находящихся там зданий. Суммарная мощность станции достигла 12 МВт.

Для доставки на станцию топлива (бакинской нефти) в 1907 году от нефтяных складов акционерного общества «Ока» у Симоновского причала был построен специальный нефтепровод.

Интересные факты

В апреле 1908 года в Москве произошло одно из самых больших наводнений в истории города. Вода сильно повредила фундамент здания станции. При ликвидации последствий наводнения пришлось устанавливать водонепроницаемые перегородки. Табличку, отмечающую уровень подъема воды, до сих пор можно видеть на фасаде ГЭС-1.


Перестройка и реставрация

В 1911 году началась очередная реконструкция Раушской электростанции. На берегу Москвы-реки сооружено приемное устройство насосной станции. Архитектором Э.-А.И.Норвертом переделаны главный корпус с машинным залом и котельными (главный корпус с машинным залом перестраивался также в 1907, 1926 и 1928 годах).

В 1924 году к основному зданию станции было пристроено новое здание котельной. Проект ее разработал знаменитый архитектор И.В. Жолтовский. Он же руководил в 1928 году коллективом архитекторов, выполнивших проект реконструкции второй котельной. Над корпусом машинного зала по Раушской набережной выстроили кабельную галерею, для чего разобрали верхнюю часть центрального ризалита машинного зала, сбили кирпичный декор с главного фасада и оштукатурили его. Фасад главного корпуса МГЭС-1 приобрел совершенно новый облик в стиле конструктивизма. Боковой западный фасад машинного зала сохранил первоначальную архитектуру.

В 2006 году на экспертном совете в Москомнаследии было принято решение о воссоздании первоначального облика уличного фасада главного корпуса. В 2010 году согласован проект реставрации, предполагавший разборку кабельной галереи 1920-х года и воссоздание декоративного фронтона (щипца). Проектом реставрации, утвержденным в 2018 году, предусматривались также демонтаж поздних встроек и элементов декора, искажающих первоначальный облик объекта, восстановление утраченных декоративных и конструктивных элементов. В 2018–2019 гг. реставрированы фасад и машинный зал Главного корпуса станции. Теперь на его главном фасаде над центральным ризалитом возвышается декоративный фронтон (щипец). По краям щипца и в углах здания над венчающим карнизом установлены фигурные тумбы, между которыми располагается металлическое ограждение кровли. Фронтоны машинного зала и котельной повторяют мотив центрального щипца главного фасада.

Фасад машинного зала выполнен в стиле, характерном для промышленной̆ архитектуры конца XIX века, с высокими арочными окнами. Интересны также восемь стеклянных эркеров на дворовом фасаде, шесть из них — первоначальные с металлическими окрашенными переплетами.

История МГЭС

13 августа 1915 года от подмосковной электростанции Электропередачи к Раушской электростанции была проложена первая в России линия электропередачи напряжением 70 кВ протяженностью 71 км. Ток с торфяной электростанции стал поступать в Москву. Началось создание Московской энергетической системы.

В декабре 1917 года В.И.Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров о национализации «Общества электрического освещения 1886 года». Все его имущество, в том числе и Раушская электростанция, стало собственностью государства. Она стала называться «Первая Московская Государственная электрическая станция» — МГЭС-1. Название ГЭС-1 было принято после утверждения в 1939 году нового устава Мосэнерго.

11 февраля 1920 года в здании  МГЭС-1 состоялось одно из первых совещаний представителей ВСНХ, на котором было заслушано сообщение Г.М.Кржижановского об организации комиссии по разработке плана электрификации России (плана ГОЭЛРО).

ГЭС-1 всегда считалась кузницей кадров. До 1917 года на ней работали такие известные энергетики, как Роберт Классон — руководитель строительства первых центральных электростанций общего пользования, Глеб Кржижановский — председатель комиссии ГОЭЛРО.

30 сентября 1922 года МГЭС-1 было присвоено имя  П.Г. Смидовича – видного государственного деятеля, бывшего работника Мосэнерго.

В 1920-е годы МГЭС-1 выполняла функции регулирующей станции, поддерживающей нормативную частоту и напряжение в Московской энергосистеме. В 1931 году от МГЭС-1 проведены первые тепломагистрали централизованного теплоснабжения длиной 6 км, началась эпоха теплоснабжения. В 1933 году на станции была введена в эксплуатацию первая отечественная теплофикационная турбина мощностью 12 МВт.

С началом Великой Отечественной войны на ГЭС-1 были образованы команды противовоздушной обороны, созданы аварийно-восстановительные бригады, благодаря чему коллектив электростанции ни на минуту не прекращал работу, обеспечивая москвичей светом и теплом.

В 1946 году ГЭС-1 перешла на сжигание природного газа, став первой в российской энергетике электростанцией, использующей газ в качестве топлива.

В настоящее время ГЭС-1 продолжает снабжать электроэнергией и теплом центр столицы, где расположены Кремль, здание Государственной Думы, важнейшие социальные и культурные объекты.

Константин Михайлов при поддержке Музея Мосэнерго и энергетики Москвы

Автор статьи
Распечатать статью

Интересное рядом (9)

Станция метро "Китай-город"
icon
«Китай-город» (до 5 ноября 1990 года — «Площадь Ногина») — кросс-платформенная станция Московского метрополитена на Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линиях.
Старая площадь
icon
По сути, это и не площадь вовсе, а пешеходная улица, идущая от Варварки до площади Ильинских ворот, да поросший деревьями склон холма...
пл. Старая
Китай-город
Рыбный переулок
icon
Рыбный переулок
Площадь РеволюцииКитай-город
Фундаменты церкви Николы Большой Крест
icon
Главный престол храма был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел во имя Николая Чудотворца. Народное название – «Никола Большой Крест» – храм получил по названию придела Николая Чудотворца и из-за хранившегося в церкви деревянного креста высотой выше двух метров.
Овчинная слобода в Замоскворечье
icon
Эта тихая жизнь, эта жизнь слободы,
Эта тишь в долетающем грохоте…
Валерий Брюсов
Средний Овчинниковский переулок
НовокузнецкаяТретьяковская
Палаты Дурново в составе жилого дома, XVIII-XIX вв.
icon
Документы середины XVIII столетия фиксируют здесь каменные палаты. Возможно, их ядро было построено еще в допетровское время. В начале XVIII века этот участок имел 60 саженей (около 130 м) в длину. В самом конце XVIII века фасад здания был перестроен в актуальном для того времени стиле классицизм. За век усадьба несколько раз переходила из рук в руки: последним дворянским владельцем участка стал генерал от инфантерии Н.Д.Дурново. В 1820-х годах усадьба перешла в купеческие руки.
ЦАО, Климентовский пер., дом 1, строение 1
Новокузнецкая
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходный дом, 1903 г., архитектор С.Ф. Суворов
icon
ЦАО, Пятницкая ул., дом 17/4, строение 1
Новокузнецкая
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Парадное Замоскворечье
icon

На протяжении столетий избегавшее радикальных перестроек, Замоскворечье больше других частей столицы сохранило на себе отпечаток эволюции парадного жилья Москвы за минувшие полтысячи лет. Здесь бок о бок стоят традиционные каменные палаты, помнящие Грозного, терема – и построенные после пожара 1812 года ампирные, а затем эклектические особняки.

Музей морского флота
icon
115035, Москва, ул. Большая Ордынка, д. 19, стр.1
НовокузнецкаяТретьяковская