Масштабное развитие этих земель началось в XIX веке, когда велось строительство Санкт-Петербургского шоссе. В ходе работ бревенчатый настил заменили мостовой, а по обе ее стороны раскинулись загородные дома московской знати. Первым приобрел участок близ Петровского парка генерал и сенатор А.А. Башилов. Дворянские усадьбы протянулись вдоль границы с Петровским парком, образовав улицу Башиловку (теперь Марины Расковой) и по Бутырскому проезду (теперь улица Нижняя Масловка). Так постепенно образовывались улицы, появлялись фабрики и заводы. Одним из них был широко известный авиастроительный завод «Дукс».
Начнем нашу увлекательную прогулку со станции метро Беговая (выход 2). Пройдем вдоль 1-го Хорошевского проезда, затем повернем налево по улице Поликарпова и по адресу дом №16 перед нами предстает Храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Церковь задумывалась не просто как полковая церковь для Донского казачьего полка, но как и «храм-памятник русской скорби», посвящённый всем государственный деятелям, погибшим во время революции 1905 года, и в первую очередь – московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу, убитому в результате террористического акта в Кремле. Дата закладки церкви – 29 апреля 1907 года, в 50-летнюю годовщину рождения великого князя.
Рядом с храмом находится одно из самых известных московских медицинских учреждений – Городская клиническая больница им. С.П. Боткина (Солдатенковская больница). Козьма Терентьевич Солдатенков – один из создателей Товарищества Кренгольмской мануфактуры, также стал широко известен как меценат и благотворитель: долгие годы он собирал картины русских художников своего времени, покровительствовал деятелям искусства. В своем завещании он оставил около 2 млн. рублей на создание в Москве крупной больницы, открытой для всех, независимо от сословия, национальности и вероисповедания. Официальное открытие больницы состоялось 23 декабря 1910 года, тогда же по постановлению Московской городской думы она получила имя К.Т. Солдатенкова. Больничный комплекс был возведен по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица — известного архитектора начала ХХ века.
В 1920 году по распоряжению Моссовета больница вместо Солдатенковской стала именоваться в честь С.П. Боткина — известного врача. Здесь в 1922 году профессор В.Н. Розанов оперировал В.И. Ленина после покушения Фанни Каплан — необходимо было извлечь пулю. В дальнейшем территория больницы была расширена, появились новые здания, оснащенные в соответствии с требованиями времени.
Далее выйдем на 1-й Боткинский проезд и по левой стороне увидим здание Фабрики-кухни. В первые годы советской власти в Москве и других крупных городах страны создаются тысячи общественных столовых для рабочих. Огромные комплексы с цехами, конвейерной системой, многочисленными просторными обеденными залами современники с полным основанием называли «дворцами питания». На территории Государственного авиационного завода № 1 на Ходынском поле (бывшего «Дукса») в 1927-1928 гг. была возведена фабрика-кухня по проекту архитектора А. И. Мешкова, автора образцового проекта фабрики-кухни № 1 на Ленинградском проспекте. Столовая была рассчитана в основном на рабочих авиазавода, но в ней питались и жители близлежащих домов. Фабрика-кухня авиазавода в 1-м Боткинском проезде просуществовала вплоть до 1990-х гг. Сегодня площади здесь арендуют торговые сети и различные организации.
Ближе к ленинградскому проспекту по правой стороне мы можем познакомиться с Царским павильоном XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. Выставка открылась в 1882 году в Москве на территории Ходынского поля. Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней. Организация выставки отличалась невиданным размахом – ее комплекс занимал территорию в 30 гектаров и насчитывал 80 различных павильонов и сооружений. Особой постройкой являлся Царский или Императорский павильон, предназначенный для «отдохновения высочайших особ» и закрытый для других посетителей. Он был спроектирован в популярном тогда «русском стиле», мастером которого был Александр Степанович Каминский. Сейчас в здании бывшего павильона располагается ресторан «Паризьен».
Выйдем на Ленинградский проспект, повернем направо, пройдем до Беговой улицы, перейдем на противоположную сторону и пройдем на Беговую аллею. В конце этой улицы мы увидим величественное здание Центрального московского ипподрома. Это примечательное здание и по своему внешнему виду, и по статусу является излюбленным местом поклонников лошадей.
1 августа 1834 г. здесь, в южной части Ходынского поля, были проведены первые рысистые бега. Официальное открытие ипподрома состоялось 12 сентября 1834 г. Через три года были сооружены первые трибуны в виде двухэтажных беседок и треугольное в плане скаковое поле. Еще через двадцать лет были устроены овальные дорожки для бегов. Популярность ипподрома заставила его владельца, Московское скаковое общество, построить новые трибуны. В 1896–1899 гг. архитекторы И.Т.Барютин и С.Ф.Кулагин. построили главное здание ипподрома. Украшенное многочисленными башенками, четырехколонным портиком и, самое главное, увенчанное скульптурами коней (скульпторы К.Клодт, С.Волнухин), новое здание весьма полюбилось москвичам.
В 1949 г. пожар уничтожил трибуны. В 1953–1954 гг. И.В.Жолтовский, В.Л.Воскресенский, П.И.Скокан практически полностью перестроили здание. Теперь у него одна, но очень изящная башенка — это левая часть здания, и мощный восьмиколонный портик — правая часть. Замечательные конные скульптуры по-прежнему венчают здание, они не пострадали в пожаре и были перенесены со старого строения.
Давайте вернемся на Ленинградский проспект. В конце Беговой аллеи находится красивый Ажурный дом. 20-е гг. XX в. ознаменовываются появлением типового строительства. «Ажурный дом» строится советским архитектором А. Буровым в 1939-1940-х гг. Буров при строительстве дома сделал каркас из блоков и зрительно облегчил всю структуру дома. Декор дома заслуживает отдельного обсуждения. В первую очередь панели выполнены из мрамора, а, во-вторых, в панелях вырезаны украшения в виде растительных орнаментов.
На противоположной стороне проспекта мы можем увидеть здание Гостиницы «Советская» (совр. Отель «Советский»). Впервые ресторан появился здесь в 1836 г. Французский повар и купец Транкиль Ярд открыл загородный ресторан, который вскоре стал излюбленным местом кутежей русской интеллигенции и дворянства. «Гони-ка к "Яру"», – просили ямщиков Бунин, Куприн, Шаляпин, Чехов. Здесь всегда был цыганский хор. Пели О. Федорова и Варвара Панина, работал хор Ильи Соколова. В 1950-е здание еще раз перестроили, в нем открылась гостиница «Советская» с одноименным рестораном. В 1969 г. в театрально-концертном зале гостиницы открылся цыганский театр «Ромэн».
Пройдем далее по нечетной стороне Ленинградского проспекта, и по адресу дом №21 перед нами предстанет Дача Постниковых-Коншиных-И.А. Манташева. В 1880-е гг. участок приобретает купец А. М. Постников, учредитель «Товарищества фабрики металлических изделий А. М. Постникова», производитель церковной утвари и кабинетной бронзы. В годы своего владения часть участка он сдает в аренду «королю антрепризы» Ш. Омону. После смерти Постникова участок дробится, и дом с прилегающим участком переходит во владение московских фабрикантов Коншиных, а затем в 1914-1915 гг. И. А. Манташеву, сыну известного нефтепромышленника, страстному любителю лошадей, «бездельнику и прожигателю жизни». После революции здесь были квартиры сотрудников Академии Жуковского, а с 1949 г. – Дом пионеров. В наши дни, вплоть до недавнего времени, в здании располагался Музей детского кино при киностудии «Анимафильм».
Рядом находятся корпуса знаменитой кондитерской Фабрики «Большевик». Фабрика товарищества «А. Сиу и Ко», одно из старейших и крупнейших российских предприятий кондитерской промышленности, была основана в 1855 году в Москве французским предпринимателем Адольфом Сиу. В 1913 году фирма удостоилась звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». После национализации, в 1924 года фабрике было присвоено название «Большевик». Решение фасадов было выдержано в так называемом кирпичном стиле, популярном со второй половины XIX века рационалистическом течении промышленной архитектуры.
По адресу дом №5 стр. 8-9 находится еще одно примечательное здание – Жилой дом И.М. Юрасова. В 1897 г. новый владельцем участка №5 становится купец И. М. Юрасов ‒ обращается в Московскую городскую управу с прошением о постройке по красной линии Петербургского шоссе одноэтажного деревянного дома с полуподвалом, каменным сходом и террасой. Строительство дома поручается архитектору С. Ф. Воскресенскому. В 1897 г. он возводит прямоугольное в плане одноэтажное строение с четырехскатной кровлей и асимметричной композицией главного фасада. В левой его части располагается рустованный выступ центрального входа с ложным куполом, справа небольшой ризалит, завершающийся аттиком с ложным балясником. Главный вход выделен полукруглым фронтоном, над дверью панно с лепным цветочным декором. Все фасады оштукатурены и окрашены, лепной декор выделен белым цветом. По сведениям справочника «Вся Москва» за 1912 г., на территории владения функционирует цинко-литейный завод Г. Поля. Дом И. М. Юрасова является редким примером хорошо сохранившегося индивидуального деревянного жилого дома конца XIX в.
Перед мостом у Белорусского вокзала мы можем полюбоваться Жилым домом управления пароходства канала Москва-Волга. Дом за Тверской заставой в начале Ленинградского шоссе (ныне – проспекта) был построен в конце 1930-1950-х гг. по проекту архитекторов М. А. Готлиба и А. Д. Хилькевича. Первоначальным проектом был предусмотрен восьмиэтажный объем с мансардой и девятиэтажными крыльями. Фасад членился на три яруса: рустованный цоколь и первый этаж, а также ярусы, объединяющие 2-5 и 6-8 (9) этажи. В начале 1950-х гг. началась перестройка дома, в результате которой п-образное в плане здание стало шестиэтажным. На открытой площадке основного строения был возведен дополнительный двухэтажный объем с антресолью и четырьмя башнями. По углам фасад по красной линии Ленинградского проспекта фланкировали граненые выступы. По центральной оси располагалась проездная арка с кессонированным сводом с растительным декором. Архитектурно-художественное решение фасада было выполнено в традициях советского неоклассицизма. Доминантой сооружения были четыре прямоугольные башни по углам с арочными проемами, завершающиеся балюстрадой и скульптурным декором. В нежилых помещениях размещались магазины, билетные кассы; со стороны фасада, примыкающего к Белорусскому вокзалу, располагался выход на платформу.
Наша прогулка продолжится на противоположной стороне Ленинградского проспекта. По адресу дом №16 стр. 1 находится выявленный объект культурного наследия Здание богадельни кн. Н.А. Черкасской. Черкасская богадельня для женщин была устроена княгиней Н.А. Черкасской около 1858 года. В начале XIX века этот участок принадлежал Осипу Бове. Здесь располагалась дача знаменитого архитектора. В 1853 году землю покупает княгиня Надежда Алексеевна Черкасская, вдова героя войны 1812 года Николая Черкасского. Княгиня пожелала устроить на своем участке Богадельню для пожилых лиц женского пола неимущественного состояния, о чем испросила благословение у Митрополита Московского Филарета (Дроздова). В большом деревянном доме жили тогда 15 женщин. При богадельне был построен храм Живоначальной Троицы. Архитектором храма стал Н.И. Финистов.
Рядом располагается Дом К.А. Беллик. Вилла к была построена на Петербургском шоссе (ныне ‒ Ленинградский проспект) в 1915-1917 гг. по проекту архитектора Д. П. Сухова. Дом был выстроен в глубине участка. Главный фасад дома оформлен небольшими ризалитами и портиком из четырех пилястр ионического ордера с антаблементом и аттиком, который позднее был утрачен во время надстройки дома третьим этажом. В центре композиции крыльцо с двумя маршами лестниц, ведущих на полукруглую площадку с балюстрадой. С левой стороны фасада располагался полуциркульный эркер, справа бокового фасада – открытая терраса, под которой устроена проездная арка. Она декорирована двумя восьмигранными медальонами с изображениями женской и мужской фигур. Терраса придавала дому облик загородной виллы.
Теперь свернем на улицу Правды. На пересечении с 5-й улицей Ямского поля по обе стороны дороги находятся два примечательных здания. По правой – Комбинат издательства «Правда». К середине 1920-х гг. тиражи газеты «Правда» значительно увеличились, что потребовало расширения производства, и уже к концу 20-х гг. появилось решение о строительстве нового предприятия – полиграфического комбината издательства «Правда». Комбинат стал первым сооружением в СССР, построенным для производственных процессов типографии. Здание строили по аналогам зарубежных предприятий, где был принят горизонтальный тип организации процесса производства.
По левой стороне – Дом культуры «Правда». Вместе с работами по возведению огромного комплекса издательства началось строительство социальной и бытовой инфраструктуры для рабочих комбината. Архитекторами Н. Молотовым и Н. Чекмотаевым был создан проект Дома культуры, который состоял из «театра на 800 мест, столовой на 3000 обедающих и закрытого рабочего кооператива». Проект представлял собой П-образное в плане здание с трех-, четырехэтажным центральным объемом, в котором располагался зрительный зал, и двухэтажными боковыми крыльями. В правом крыле предполагалось разместить закрытый рабочий кооператив и столовую, в левом – детский сад, спортзал и клубные помещения.
Барельеф с изображением шествия различных групп советских граждан ‒ рабочих, физкультурников, студентов, пионеров и обрамленных знаменами портретов Ленина и Сталина (удален в 1956 г.) по центру композиции ‒ был выполнен скульптором Б. Валентиновым. В декабре 1937 г. состоялось торжественное открытие Дома культуры. В нем работало 20 кружков художественной самодеятельности, функционировали гастроном, столовая и детский сад, спортзал, предусмотренные первоначальным проектом.
Пройдем по 5-й улице Ямского поля в сторону увеличения нумерации домов, повернем направо на улицу Расковой, затем налево на улицу Нижняя Масловка. Здесь мы завершим нашу увлекательную прогулку по Беговому району знакомством с Трамвайным депо. В 1895 году Первое общество конно-железных дорог обратилось в Городскую управу о запуске в Москве нового вида транспортного сообщения – «электрического трамвая». Получив соответствующее разрешение, в 1898 году Общество приступило к реконструкции существующей линии конно - железной дороги от Страстной площади до Бутырской заставы, а также загородных линий, ведущих к Петровскому парку. На незастроенном участке между Башиловкой и Бутырским проездом (ныне - Нижней Масловкой) началось строительство «Электрического» трамвайного парка. На его территории была возведена первая преобразовательная электрическая подстанция для городского транспорта, питавшаяся от электростанции на Раушской набережной. Комплекс зданий трамвайного парка был сооружен по проекту инженера А.В. Бари, основателя одного из самых прогрессивных предприятий того времени. 25 марта 1899 г. состоялось торжественное открытие «электрического» трамвая.