Информация о маршруте
Московский метрополитен, без которого на сегодняшний день невозможно представить себе транспортную сеть нашей столицы, имеет богатую историю, начавшуюся в первой половине XX века. 15 мая 1935 года была запущена первая очередь Московского метрополитена, положившая начало грандиозному строительству, которое не прекращается по сей день. На данный момент в Московском метрополитене насчитывается 222 действующие станции. Помимо того, что метро берет на себя функцию перевозки колоссального количества пассажиров, 48 станций являются памятниками архитектуры и исполняют роль подземного музейного пространства. Экскурсии по городской «подземке» пользуются популярностью не только у москвичей, но и у многочисленных гостей столицы.
Первые предпосылки к созданию метро созрели задолго до 1935 года, еще в конце XIX века. В 1875 году возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи, однако проект был отложен и до его реализации дело так и не дошло. В последующие годы предлагались разные варианты осуществления задумки, и лишь в 1933 году был утвержден технический проект метрополитена, повторявший путь следования наиболее загруженного участка трамвайной линии – от Парка культуры до Сокольников.
Для работы над таким значимым и масштабным проектом были приглашены лучшие мастера архитектуры и изобразительного искусства того времени, среди которых: Дмитрий Чечулин («Охотный ряд», «Комсомольская»); Иван Таранов («Сокольники»); Алексей Душкин («Маяковская», «Новокузнецкая»). Интерьеры Московского метро обликом могут рассказать о времени, в котором были спроектированы и открыты станции. Несмотря на Великую Отечественную войну, строительство не останавливалось, и в 1943-1944 году были открыты 7 новых станций. Проекты 1941 года дополнились военными мотивами и стали одним из первых памятников приближающейся победы. Сталинский ампир начала 50-х годов, отличающийся множеством витиеватых архитектурных элементов, в 1957 году сменяется упрощенным дизайном Хрущева. Облицованные керамической плиткой стены, множество мраморных колонн и фактурный потолок на долгие годы станут основным архитектурным подходом при строительстве новых станций. В 70-80-х годах сталинский и хрущевский стиль органично сочетают между собой новый этап развития метрополитена. Станции типовой постройки получают оригинальное архитектурно-художественное решение, возобновлено строительство односводчатых станций. В конце XX века и начале нового тысячелетия финансирование сокращается, реализуются, преимущественно, советские проекты. После 2010 года основным мотивом метрополитена стал минимализм, графика и большое количество света. Перед архитекторами стояла задача объединить традиционные московские и современные методы интерьерной отделки.
В 2019 году планируется открытие 14 новых станций и 33 км линий метро. Продолжится продление Сокольнической, Люблинско-Дмитровской, Калининско-Солнцевской и Арбатско-Покровской линий.
Первые предпосылки к созданию метро созрели задолго до 1935 года, еще в конце XIX века. В 1875 году возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи, однако проект был отложен и до его реализации дело так и не дошло. В последующие годы предлагались разные варианты осуществления задумки, и лишь в 1933 году был утвержден технический проект метрополитена, повторявший путь следования наиболее загруженного участка трамвайной линии – от Парка культуры до Сокольников.
Для работы над таким значимым и масштабным проектом были приглашены лучшие мастера архитектуры и изобразительного искусства того времени, среди которых: Дмитрий Чечулин («Охотный ряд», «Комсомольская»); Иван Таранов («Сокольники»); Алексей Душкин («Маяковская», «Новокузнецкая»). Интерьеры Московского метро обликом могут рассказать о времени, в котором были спроектированы и открыты станции. Несмотря на Великую Отечественную войну, строительство не останавливалось, и в 1943-1944 году были открыты 7 новых станций. Проекты 1941 года дополнились военными мотивами и стали одним из первых памятников приближающейся победы. Сталинский ампир начала 50-х годов, отличающийся множеством витиеватых архитектурных элементов, в 1957 году сменяется упрощенным дизайном Хрущева. Облицованные керамической плиткой стены, множество мраморных колонн и фактурный потолок на долгие годы станут основным архитектурным подходом при строительстве новых станций. В 70-80-х годах сталинский и хрущевский стиль органично сочетают между собой новый этап развития метрополитена. Станции типовой постройки получают оригинальное архитектурно-художественное решение, возобновлено строительство односводчатых станций. В конце XX века и начале нового тысячелетия финансирование сокращается, реализуются, преимущественно, советские проекты. После 2010 года основным мотивом метрополитена стал минимализм, графика и большое количество света. Перед архитекторами стояла задача объединить традиционные московские и современные методы интерьерной отделки.
В 2019 году планируется открытие 14 новых станций и 33 км линий метро. Продолжится продление Сокольнической, Люблинско-Дмитровской, Калининско-Солнцевской и Арбатско-Покровской линий.
Станция метро «Охотный ряд»
Наш маршрут начнется со станции первой очереди «Охотный ряд» - самой ближайшей к Кремлю станции метро.
Комсомольская
Полюбовавшись на своды зала, опирающиеся на массивные пилоны, выполненные в виде сдвоенных многогранных колонн, мы отправляемся на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии. Она получила название по Комсомольской площади, на которую выходит. Ранее площадь называлась Каланчёвской — по существовавшему здесь в XVII веке царскому путевому дворцу с высокой башней — каланчой.
С «Комсомольской» радиальной переместимся на одноименную станцию кольцевой линии. Темой оформления станции стала фраза: «Слава победоносному русскому оружию». Сюжетами стали знаковые эпизоды истории России. Сталинский ампир развернулся на этой станции во всей своей красе, архитектура отличается помпезностью и грандиозностью оформления с обилием позолоты, потолок украшен мозаичным панно, на котором изображены Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, а также советские солдаты и офицеры у стен рейхстага.
С «Комсомольской» радиальной переместимся на одноименную станцию кольцевой линии. Темой оформления станции стала фраза: «Слава победоносному русскому оружию». Сюжетами стали знаковые эпизоды истории России. Сталинский ампир развернулся на этой станции во всей своей красе, архитектура отличается помпезностью и грандиозностью оформления с обилием позолоты, потолок украшен мозаичным панно, на котором изображены Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, а также советские солдаты и офицеры у стен рейхстага.
Проспект мира
Следующая станция в нашем маршруте – «Проспект мира» кольцевой линии. Художественное оформление станции посвящено теме развития сельского хозяйства в СССР. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ).
Новослободская
Двигаемся по кольцевой на Запад и попадаем на «Новослободскую», последнюю из пяти станций метро, спроектированных Алексеем Николаевичем Душкиным, одним из самых известных архитекторов периода сталинского ампира. При проектировании станций, он руководствовался отсутствием балластных масс и использовал свет как основополагающее средство для создания архитектурного образа. В 2009 году, во время опроса москвичей, «Новослободская» заняла второе место в рейтинге самых красивых станций метрополитена, уступив первенство «Маяковской», автором которой также является Душкин. Самым ярким элементом в убранстве станции выступают витражи в количестве 32 штук. Причудливое сочетание цветного стекла образует рисунок из растений, различных цветов и звезд. Работа была выполнена в Риге латвийскими художниками и в работе были использованы стекла, предназначенные для католических костёлов, изготовленные в 1951 году.
Киевская
Продолжаем следовать ко кольцу на Запад до «Киевской». Художественное оформление станции посвящено теме дружбы российского и украинского народов. С 1954 году для выхода в город служит двухмаршевый эскалатор, который выводит в общий вестибюль с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии.
Выходя в общий вестибюль «Киевской» станции Арбатско-Покровской линии мы можем наблюдать большое количество живописных полотен, выполненных в стиле социалистического реализма и технике фрески. Станция посвящена воссоединению России и Украины и по этой причине в декоре изобилуют украинские орнаментальные мотивы. На своде над пилонами размещено большое количество фресок, основным мотивом которых служат фантастические растения. Станция являлась конечной на протяжении 50 лет, с 1953 по 2003 год.
Выходя в общий вестибюль «Киевской» станции Арбатско-Покровской линии мы можем наблюдать большое количество живописных полотен, выполненных в стиле социалистического реализма и технике фрески. Станция посвящена воссоединению России и Украины и по этой причине в декоре изобилуют украинские орнаментальные мотивы. На своде над пилонами размещено большое количество фресок, основным мотивом которых служат фантастические растения. Станция являлась конечной на протяжении 50 лет, с 1953 по 2003 год.
Смоленская
По Арбатско-Покровской линии доезжаем до «Смоленской». В оформлении станции отражена тема героической борьбы и побед русского народа над иноземными захватчиками. Название станция получила по Смоленской площади, как и одноимённая станция Филёвской линии.
Парк культуры
Возвращаясь на «кольцо» мы с вами доедем до станции «Парк культуры» той же линии. Она предназначалась для транспортировки пассажиров к ЦПКиО им. Горького, и (как и в случае с одноименной радиальной станцией) из-за достаточной удаленности от самого парка предлагалось переименовать её то в «Крымский мост», то в «Крымскую», то в «Чудовку». Однако архитектурные мотивы напрямую связаны с Парком Горького и отражены в 26 мраморных барельефах с изображением отдыха советской молодежи работы И.М. Рабиновича.
Таганская
Следующая станция в нашем маршруте – «Таганская» кольцевой линии. Пилоны центрального зала покрыты светлым мрамором и украшены майоликовыми с позолотой панно, изображающими воинов Советской армии. Расположены панно в неглубоких стрельчатых нишах, среди родов войск упомянуты моряки, танкисты, пехотинцы, железнодорожники, партизаны, летчики, артиллеристы и кавалеристы. Над залом расположена церковь Святителя Николая. В 1944 году, при строительстве станции метро «Таганская» и перестройки Таганской площади была предпринята попытка разрушить храм, были уничтожены главы и верхушка колокольни, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры.
Новокузнецкая
Далее мы возвращаемся на станцию «Павелецкая» и совершаем пересадку на Замоскворецкую линую. Доезжаем до станции «Новокузнецкая». Она построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и открыта 20 ноября 1943 года, в период строительства третьей очереди. Внутреннее оформление станции изобилует художественными элементами, отражающими в себе борьбу советского народа в Великой Отечественной войне. Между арками-порталами расположены мраморные скамьи с резным рисунком в виде наполовину развернутых свитков. Имеет место быть предположение о том, что эти скамьи были вывезены из Храма Христа Спасителя перед его сносом в 1931 году, однако подобная информация не находит официального подтверждения. Рисунок свода украшен мозаикой, выполненной В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде и доставлены в Москву по дороге жизни. Лейтмотивом мозаики стал тяжелый труд граждан Советского Союза в военное время. В теме мозаик отражен труд садоводов, сталеваров, машиностроителей, строителей, авиаторов, а также присутствуют композиции «Парад физкультурников» в вестибюле и «Лыжники».
Маяковская
Продолжая двигаться по Замоскворецкой линии вверх из центра мы попадаем на станцию «Маяковская». Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. Станция отличается изяществом и легкостью, в отделке колонн и арок была впервые применена полированная нержавеющая сталь, а свод станции украшен мозаичным панно по эскизам Александра Дейнеки.
Театральная
Мы возвращаемся в центр и попадаем на станцию «Театральная». Станция не имеет собственных вестибюлей: северный эскалаторный ход выводит в общий аванзал со станцией "Охотный ряд", а южный – в общий вестибюль со станцией "Площадь Революции". Первоначально выходы со станции использовались и для перехода. Станция имеет говорящее название, отраженное в театральной тематике. Светлые тона в оформлении призваны сгладить ощущение подземки, так как станция заложена на глубине 35 метров. Свод центрального зала украшен фигурами из глазурованного фарфора, изображающих мужчин и женщин в своих национальных костюмах. Однако из 11 республик СССР, существовавших в 1938 году, в интерьере станции представлены лишь 7, среди которых Грузия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Белоруссия, Украина и Россия.
Площадь Революции
Садимся на южный эскалаторный ход и оказываемся на «Площади Революции» - станции Арбатско-Покровской линии. Тематика посвящена этапам создания «Страны Советов». 76 бронзовых изваяний расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 года до декабря 1937 года. Жители Москвы связывают со скульптурами некоторые поверья. Существует мнение, что если ранним утром дотронуться до флажка в руках у сигнальщика с «Марата», то день обещает быть удачным. Одна из самых распространенных примет связана с «Пограничником с собакой». Студенты утверждают, что для успешной сдачи экзамена необходимо потереть собачий нос, из-за чего носы у всех бронзовых животных натерты до блеска.
Бауманская
Движение вверх по Арбатско-Покровской линии приведет нас на станцию «Бауманская». Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны является основополагающим мотивом декоративного убранства станции. Любопытным фактом об этой станции является то, что старые эскалаторы, смонтированные во время открытия «Бауманской» , проработали вплоть до 2015 года и являлись самыми старыми в Московском метрополитене. Их замена планировалась с конца нулевых годов, однако лишь в 2014 году поступила информация о закрытии станции на реконструкцию с 8 февраля 2015 года. Сейчас «Бауманская» оборудована эскалаторами нового поколения в количестве 4 штук.
Партизанская
Конечной остановкой нашего маршрута становится станция «Партизанская». Оформление станции посвящено теме партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Станционный зал отличает наличие трёх путей и двух платформ в связи с тем, что в довоенное время рядом со станицей планировалось сооружение огромного "Стадиона народов" и во избежание давки после окончания массовых спортивных мероприятий, на станции было решено возвести три пути. Но строительство стадиона было заморожено по ряду причин, и сегодня используется только два станционных пути из имеющихся трех. Путевые стены украшены барельефами работы С. Л. Рабиновича, стены украшены красным и белым мрамором, на стенах расположены плитки с многочисленными рельефами, изображающими виды советского оружия. Станция является объектом культурного наследия регионального значения.
Рекомендации