ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

По следам великих женщин

Редакция "Узнай Москву" подготовила специальный прогулочный маршрут в честь 8 марта.
3.57
Тверская ул., д. 14 - Моховая ул., д. 6-8
10 домов 44 минуты 3,7 км
+ -
В Международный женский день во всем мире принято отмечать достижения женщин в политической, экономической и социальной сферах. История этого праздника уходит корнями к началу 20 века, когда женщины вынуждены были бороться за свои права. В нашей стране Международный женский день давно не имеет политического окраса и является одним из самых долгожданных, популярных и широко отмечаемых праздников. 8 Марта в России - праздник весны и женственности, день, когда принято окружать женщин всех возрастов заботой и теплом.

Специально к 8 Марта мы подготовили познавательный пешеходный маршрут по центру города. В этот день мы предлагаем вам окунуться в историю этого замечательного праздника, вспомнив достижения великих женщин нашей страны: императриц, меценаток и благотворительниц, скульпторов и поэтесс, певиц и модельеров, прогулявшись по весенней Москве.

Прогулка начинается с Елисеевского магазина, что находится на Тверской улице (№14). Дом является памятником архитектуры XVIII века, построенным самим Матвеем Казаковым в 1787-1790 годах, и связан он с княгиней Волконской. Княгиня получила известность как поэтесса, певица и композитор. Также она серьезно увлекалась археологией и знала множество языков. 
Где бы ни жила княгиня Волконская, ее дом посещали самые интересные люди ее времени. Московский салон княгини в 1824 г. был центром культурной жизни Москвы. Самой Волконской создано значительное количество историко-романтических литературных произведений, роман (неоконченный) «Ольга», кантата памяти Александра I и др. В 1825 г. Волконская первая среди русских женщин была избрана почетным членом Общества истории и древностей российских. Княгиня широко занималась благотворительностью, а после ее смерти католическая церковь причислила ее к лику блаженных.


Следующий объект нашего маршрута - Дом Строгановой Екатерины Петровны (Тверской бульвар, 24) – одной из главных светских красавиц екатерининских времен, отличавшейся незаурядным умом. Княгиня Трубецкая – в 1769 году выходит замуж за графа А.С. Строганова. Александр Сергеевич был очень богат, его собрание картин легло в основу собрания живописи Эрмитажа. В 1779 году молодая графиня влюбилась в бывшего фаворита Екатерины II - Ивана Николаевича Римского-Корсакова. Римский-Корсаков был удален от двора и уехал в Москву, Строганова последовала за возлюбленным, оставив в Петербурге мужа и сына. Строганов отнёсся к происшедшему философски, дал жене развод и купил усадьбу на Тверском бульваре по соседству с домом Корсакова. 


Далее мы окажемся у Ателье Ламановой (Тверской бульвар, 10). Ламанова Надежда Петровна – выдающийся российский и советский модельер, художник театрального костюма. Имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества». Стояла у истоков российской и советской моды XX века, являлась одним из первых профессоров ВХУТЕМАСа. Как писал модельер Поль Пуаре: «Ламанова была выдающейся портнихой и в то же время стала моей дорогой подругой. Это она мне открыла очарование Москвы – этих драгоценных ворот в Азию. Она и сейчас мне видится на фоне икон Кремля, куполов собора Василия Блаженного, прекрасной коллекции картин господина Щукина».


По соседству располагается «Дом песни» - так он назывался до революции. Он связан с баронессой Марией Алексеевной Олениной‑д'Альгейм, известной исполнительницей романсов начала XX века,основоположницей русской школы камерного исполнительства, организатором «Дома песни» в Москве с целью повышения популярности вокальной музыки. Современники вспоминали, что «слышали певиц с более сильным, пожалуй, более красивым голосом, с более совершенной, хотя и совсем не нужной колоратурой, но более талантливую — никогда!». Секрет её таланта был в великолепной дикции (газеты писали о «декламаторском таланте») и актерском мастерстве. Она прекрасно могла передать содержание романса или песни. Весь репертуар Мария Алексеевна помнила наизусть.


Далее, на Большой Никитской улице, мы встретим памятник Петру Чайковскому. К чему мы здесь? Его скульптором является известная Вера Мухина, скульптор-монументалист, академик Академии художеств СССР, лауреат пяти Сталинских премий. Считается, что именно этот памятник является наиболее романтичным и вдохновенным среди всех работ Веры Мухиной. Эта скульптурная композиция располагается перед главным фасадом консерватории и является доминантой всего архитектурного комплекса. Мухина изобразила великого композитора в момент творческого вдохновения, и кажется, что он прислушивается к музыке, которая льётся из консерваторских окон, непроизвольно дирижируя в такт ей.
Но самой знаменитой композицией Мухиной стал 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», который был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. По замыслу Мухиной, солнце фронтально освещало монумент, создавая эффект сияния; обе фигуры при всей массивности казались летящими. Ощущение полёта усиливал введённый Мухиной в композицию длинный развевающийся шарф; в результате скульптурная группа отличалась необыкновенной экспрессией и энергетикой, символизируя устремлённый к новым победам Советский Союз. Монумент оценивался французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века», а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба».

Вера Холодная, Марина и Анастасия Цветаевы, Наталья Сац и Елена Дьяконова, которую весь мир знает, как Галу Дали - что их объединяет? То, что все они являются самыми известными выпускницами гимназии Брюхоненко, которую мы увидим на Большом Кисловском переулке, 4.
В 1846 году гимназия это была женским частным пансионом Игнатия Гавриловича Дельсаль в Посланниковом переулке. В пансион принимались только сироты или девицы, родители которых жили в провинции. Для благородной девицы обязательным считалось знание французского, английского и немецкого языков, умение играть на фортепьяно, рукоделия, прохождение краткого курса закона Божия, истории, географии и арифметики. В 1880 году М.И. Дельсаль уступает это учебное заведение Зинаиде Денисовне Перепелкиной, потомственной дворянке. Гимназия, получившая название «Частная женская классическая гимназия З.Д. Перепелкиной», в 1884 г. переехала в дом на Б. Кисловской ул. Учиться в этой гимназии было престижно, гимназистки получали хорошее классические образование с эстетическим уклоном: так, например, им преподавали актерское мастерство, классические танцы, рисование и т.д. Спустя какое-то время З.Д. Перепелкина выкупила у Коншиных дом, а в 1906 г. продала гимназию Марии Густавовне Брюхоненко. Гимназия Брюхоненко располагалась в этом здании до 1910 года. 
Также рекомендуем вам посетить музей Марины Цветаевой – одной из самых знаменитых выпускниц гимназии, где она жила с 1914 по 1922 гг..


Следующий дом на нашем пути - городская усадьба В.А. Морозовой на улице Воздвиженка (14с1). Варвара Морозова - одна из наиболее известных московских благотворительниц ,известная предпринимательница, владелица «Товарищества Тверской мануфактуры», потомственная почетная гражданка Москвы. В 1885 г. Варвара Алексеевна покупает владение Долгоруких на Воздвиженке, где строит для себя особняк в неоклассическом стиле. Этот особняк стал одной из первых самостоятельных работ Р.И. Клейна, тогда еще начинающего архитектора. Строительство этого особняка положило начало многолетнему сотрудничеству В.А. Морозовой и Р.И. Клейна. Впоследствии Клейн выполняет для нее ряд заказов, в основном благотворительного назначения: раковую больницу им. Морозовых при Московском университете на Девичьем поле, общежитие и больницу при Тверской мануфактуре в Твери, и ряд общественных зданий.
В память о муже В. А. Морозова построила психиатрическую клинику на Девичьем поле, которую вместе с купленным участком земли она передала Московскому университету, тем самым положив начало созданию Клинического городка на Девичьем поле. Строительство клиники стало одним из первых её благотворительных мероприятий.
В 1885 г. В. А. Морозовой была основана первая в Москве бесплатная общедоступная читальня им. И. С. Тургенева, рассчитанная на 100 читателей и располагавшая богатым книжным фондом. Значительные средства были пожертвованы В. А. Морозовой на нужды Московского университета. При её фабрике существовала больница (основана в 1858 году), родильный приют (основан в 1861 году), торговая школа для малолетних рабочих (основана в 1869 году).На средства Морозовой осуществлялось издание «Русских ведомостей».


Пройдя далее по Воздвиженке, мы окажемся около дома Талызина, который когда-то был одним из культурных салонов Москвы. С этим домом и самим Талызиным связана история про... Екатерину II. Именно у него Екатерина одолжила мундир для выхода к гвардейским частям в день переворота. Она не сочла возможным появиться в платье, а времени на пошив мундира не было. 
Правление Екатерины II характеризовалось значительными изменениями в политической, научной и культурной жизни России. За это время Россия успешно воевала с Турцией, имея таких военачальников как А.В. Суворов, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев-Задунайский, и получила Крым и Азов в свои владения. Благодаря разделу Польши, к России были присоединена часть Украины, Белоруссия. Была образована Российская Академия.


Продолжим идти по Воздвиженке и остановимся около библиотеки имени Ленина. К созданию скульптурного убранства также была причастна известная скульптор Вера Мухина, а сам дом является объектом культурного наследия регионального значения.

Наша прогулка заканчивается около усадьбы Шаховских (Красильщиковых) на улице Моховой (6-8). В 1892 году усадьбу покупает известная иркутская благотворительница Юлия Базанова. В этом году она с дочерью становится единственной наследницей золотопромышленного производства семьи умершего мужа и свекра. Оставляет дело в Иркутске на помощников, а сама переезжает в Москву и отдается делам благотворительности. На ее деньги выстроена клиника ушных и горловых болезней при медицинском факультете Императорского Московского университета на Девичьем поле, на углу Олсуфьевского переулка и Боженинского переулка. Это была вторая в России лор-клиника, построенная по специальному проекту и оснащенная всеми научными новинками того времени. Московская городская дума приняла решение присвоить новой клинике имя Ю.И. Базановой. И дальше она продолжала вкладывать огромные средства в разные благотворительные учреждения Иркутска и Москвы. Современники описывали ее так: «Жертвуя свои большие средства на добрые дела, Ю.И. Базанова никогда этого не подчеркивала, о них не разглашала и очень не любила какой-либо гласности и официальности, наоборот, помогала и благодарила с редкой скромностью и простотой».


На этом наш познавательный маршрут подходит к концу.

Благодарим за прогулку с "Узнай Москву" и поздравляем вас с прекрасным весенним праздником, дорогие женщины!


Дополнительно мы рекомендуем вам посетить места, связанные с историей величайших российских женщин, не вошедших в маршрут, но которые, безусловно, заслуживают отдельного внимания:
  • Усадьба Куманиных - «Легендарная Ордынка», дом, в котором почти 30 лет, с 1938 по 1966 годы, жила Анна Андреевна Ахматова – одна из наиболее значимых фигур русской поэзии, переводчица и литературовед, номинант на Нобелевскую премию.
  • Музей-квартира Г. С. Улановой - музей величайшей балерины XX века. Галина была удостоена множеством наград, таких как: Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка СССР, Премия Анны Павловой Парижской Академии танца, Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства и даже медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
  • Памятник Валентине Терешковой - первой в мире женщине-космонавту.  Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР № 6 (позывной — «Чайка»), 10-й космонавт мира. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Доходный дом М.В.Сокол

Доходный дом М.В.Сокол

Кузнецкий Мост ул., д. 3, стр. 2

Построен в 1904 году архитектором  Иваном Павловичем Машковым в стиле модерн, стилистически тяготеющем к австрийскому Сецессиону.

4.06
Дома
Доходный дом К.С.Клингсланда

Доходный дом К.С.Клингсланда

Большой Козихинский пер., д. 10

Оконные проемы здания украшают скульптуры в виде голов лисиц, шипящих кошек с выгнутыми спинами и химер.

(Нет голосов)
Музеи
Успенский собор

Успенский собор

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы. Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери. На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена. Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков. После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.

(Нет голосов)
Музеи
Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы — музей, посвящённый археологическим раскопкам на территории Москвы. Открытие состоялось в 1997 году, однако из-за плохого технического состояния здания в 2011 году была проведена масштабная реконструкция, продлившаяся до 2015 года. В музее экспонируются находки периода палеолита, мезолита и неолита. Интересны неолитические антропоморфная фигурка и «рыбка», сделанные из кремня, найденные при раскопках стоянки Воймежное. В экспозиции представлены предметы дьяковской археологической культуры эпохи раннего железного века. Значительное внимание уделено средневековой Москве. Определённый интерес для посетителей представляют московские клады. А именно: клад-гигант Старого гостиного двора, вещевой клад с Ипатьевского переулка, а также, так называемый «испанский клад», обнаруженный в 1970 году во время археологических раскопок в Ипатьевском переулке и состоящий из 3397 серебряных монет, относящихся к периоду правления Филиппа II и Филиппа IV. Также в коллекцию музея входят предметы из стекла и фарфора: аптечные пузырьки, вазы, рюмки, столовые приборы и рабочие инструменты, игры XVIII-XIX веков: свистульки, погремушки, мячи, изделия из керамики, печные и фасадные изразцы. В выставочном зале музея проводятся тематические выставки. Музей входит в Музейное объединение «Музей Москвы».

(Нет голосов)
Маршруты
Москва довоенная

Москва довоенная

Какой была Москва довоенная? Радий Федорович Ченцов - ветеран Великой Отечественной войны, родившийся в Москве, в районе Арбата, недалеко от места, которое запечатлено на картине Поленова «Московский дворик», согласился стать гидом и показать "Узнай Москву" места своего детства.

Рейтинг: 3.46
Дома
Городская усадьба Щербатовых - Главный дом, 1760-е гг., кон. XVIII - XIX вв., XX в.

Городская усадьба Щербатовых - Главный дом, 1760-е гг., кон. XVIII - XIX вв., XX в.

Копьевский пер., д. 3

Уплотнение исторической застройки Москвы постепенно съело Копьевский переулок. Сейчас его маленький отрезок проходит между двумя театрами – Новой сценой Большого театра и Театром оперетты.

(Нет голосов)
Музеи
Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

ул. Арбат, 6

В этом здании, построенном в первой трети XIX века, до 1866 года собирались члены тайного революционного «Ишутинского кружка», руководителем которого был Николай Ишутин, двоюродный брат Дмитрия Каракозова, казненного за покушение на Александра II. Дом охраняется государством.

5
Дома
Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Большой Афанасьевский переулок, д. 24

На Большом Афанасьевском переулке, д. 24 расположен жилой дом XVII–XVIII века Зиновьевых–Юсуповых. Дом связан также с историей семьи Толстых. В 2012 году полуразрушенный дом был талантливо отреставрирован.

3.58
Дома
Дом кооператива "Жиркость"

Дом кооператива "Жиркость"

Ул. Петровка, д. 22

Граненая башня здания треста «Жиркость» появилась на углу Рахмановского переулка и Петровки в 1928 г.

3.4
Дома
Успенский собор

Успенский собор

Соборная площадь

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы. 

3.44
Музеи
Музей Международного нумизматического клуба

Музей Международного нумизматического клуба

Музей Международного нумизматического клуба (МНК) был учрежден предпринимателем и меценатом Вагитом Алекперовым в 2015 году и располагается в отреставрированных палатах XVII века, принадлежавших Юсуповым-Зиновьевым. Сегодня собрание музея насчитывает порядка 5000 экспонатов, относящихся к различным культурам и эпохам - от Античности до наших дней. При создании экспозиций используются современные технологии: каждая витрина оборудована планшетами, применяется mapping, где с помощью проекционных инсталляций демонстрируется дополнительный иллюстративный материал. Дополняет образ изображения монет в 3D-пирамиде, а благодаря VR-очкам зрители окунутся в виртуальную реальность, особый мир династии Романовых. На выставке «Золотые монеты в истории династии Романовых» представлены золотые и платиновые монеты за весь период правления династии Романовых с 1613 по 1917 годы - более 500 монет из фондов музея и частных нумизматических собраний. Эти монеты могут поведать много увлекательных историй: под их звон Романовы венчались на царство, использовали в быту и как «приклады» к почитаемым иконам, ими расплачивались в заграничных поездках и азартных играх, оплачивали войны и награждали за службу. Большинство представленных на выставке «Не все то золото…» предметов угрожали смертью тем, у кого могли быть найдены. Вы увидите фальшивые монеты, которые не только обманывали своих современников, но и поныне вводят в заблуждение коллекционеров, узнаете о различных технологиях фальсификаторов и способах их разоблачения. Искусствоведов и любителей архитектуры заинтересует экскурсию по палатам Зиновьевых-Юсуповых – старейшему дому в районе Арбата. Палаты были построены стольником Петром Зиновьевым в 1685 г. Под их крышей творилась история, слагались легенды о семейной жизни, а их владельцы вошли в историю. На экскурсии вы боле подробно узнаете об истории палат, ее владельцах, а также увидеть небольшой фильм о реконструкции здания и залы музея, ещё не открывавшиеся для широкой аудитории.

(Нет голосов)