ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

По чеховским местам

"Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич", - писал Антон Павлович Чехов. Свыше 70 мест в этом городе так или иначе связаны с писателем. На этой прогулке мы посмотрим лишь часть из них.
3.33
15 домов 2 часа 30 минут 6,7 км
Юлия Мезенцева
Краевед, руководитель историко-культурологического проекта "Москва, которой нет", один из координаторов общественного движения "Архнадзор". Соавтор популярных путеводителей о Москве ("От Пречистенских до Арбатских ворот", "От Боровицкой до Пушкинской площади", "От Воскресенских ворот до Трубной площади"), автор ряда других изданий, публикаций в СМИ, журналист, она многое сделала для того, чтобы москвоведение стало популярным среди обычных людей. Сама она говорит, что "Москва, которой нет" - это не проект только об утраченном, он о сушествующем. "Цель «Москвы, которой нет» - заинтересовать вечно спешащих людей городом, где они живут. Мы хотим, чтобы знать Москву стало хорошим тоном. Тогда и забота о ее сохранении превратится для нас в насущную потребность".
+ -
Начнем мы прогулку от Трубной улицы (м. "Цветной бульвар" или "Сухаревская"). Именно сюда в несуществующий теперь дом 36 приезжает в 1879 году юный Антон Чехов к своей семье. В мае отец пишет ему в Таганрог (там Антон сдает экзамены в гимназии): "Поздравляю тебя с наступающим экзаменом, который начался сего дня <...> приезжай в Москву на высшее образование! Мы желаем, чтобы ты раньше приехал и показал бы свои способности братьям, как нужно жить в семействе и как нужно стараться учиться для нашей слабой поддержки; из писем твоих видно, что ты умен и рассудлив, дай Бог, чтобы ты был такой и на самом деле". И 8 августа Антон Чехов вместе с товарищами, также успешно окончившими гимназию, Савельевым и Зембулатовым приезжает на Грачевку или Драчевку, где Чеховы живут в подвальном этаже и где "пахло сыростью и через окна под потолком виднелись одни только пятки прохожих". Чехов подает прошение на имя ректора Московского университета о приеме на 1-й курс Медицинского факультета и с сентября числится студентом.

В повести “Скучная история” позже Чехов опишет свои первые впечатления об университете: “А вот мрачные, давно не ремонтированные университетские ворота; скучающий дворник в тулупе, метла, кучи снега… На свежего мальчика, приехавшего из провинции и воображающего, что храм науки - в самом деле храм, такие ворота не могут произвести здорового впечатления. Вообще ветхость университетских построек, мрачность коридоров, копоть стен, недостаток света, унылый вид ступеней, вешалок и скамей в истории русского пессимизма занимают одно из первых мест на ряду причин предрасполагающих…”


20 сентября 1879 года Чеховы переезжают в дом 23 по Трубной улице. Здесь они занимают второй этаж, и, по воспоминаниям М.П. Чехова, именно "с этой квартиры началась литературная деятельность брата". Он же пишет в книге "Вокруг Чехова": "Так как отец в это время жил у Гаврилова, то волею судеб его место в семье занял брат Антон и стал как бы за хозяина. Личность отца отошла на задний план. Воля Антона сделалась доминирующей. В нашей семье появились вдруг неизвестные мне дотоле резкие отрывочные замечания: “Это неправда”, “Нужно быть справедливым”, “Не надо лгать” и так далее. Началась совместная работа по поднятию материального положения семьи. Работали все, кто как мог и умел".


По Трубной улице доходим мы до Трубной площади, переходим ее и подходим к зданию на углу Петровского бульвара и Неглинной улицы.

Мы вышли на Трубную площадь. Чехов писал о ней: "Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг.  <…> И Труба,  этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью,  шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют".
Перед нами "Школа современной пьесы", а во времена Чехова это знаменитый ресторан "Эрмитаж", принадлежавший московскому купцу Якову Пегову и французскому кулинару Люсьену Оливье, изобретателю знаменитого салата. "Эрмитаж" был местом встреч и обедов московской интеллигенции. В апреле 1879 года отмечал здесь свой юбилей И. С. Тургенев, тут же отмечали юбилей Ф.М. Достоевского, столетие со дня рождения А. С. Пушкина, выступали Шаляпин и Собинов. Часто бывал в ресторане и Антон Павлович.
22 марта 1897 года на обеде в ресторане "Эрмитаж" у него пошла горлом кровь. 25 марта давний приятель Чехова доктор Н.Н. Оболонский отвез его в клинику внутренних болезней профессора В.В. Остроумова. Тут писателя навещает А.С. Суворин («Больной смеется, шутит по своему обыкновению, отхаркивая кровь в большой стакан») и Л.Н. Толстой (у Чехова об этом: «Вели мы преинтересный разговор, преинтересный для меня, потому что я больше слушал, чем говорил. Говорили о бессмертии»). 


По Неглинной поднимаемся до Рождественки, идем к дому, где сейчас МАРХИ. Поворачиваем направо и идем до пересечения с Петровкой. По Кузнецкому мосту идем в Камергерский переулок, но прежде заглянем во двор дома 7 по Большой Дмитровке. 

У этого дома очень богатая история, но нас интересует 1883 год, когда здесь появилась редакция сатирического журнала «Будильник». Это еженедельное издание с двумя тысячами подписчиков, для которого пишут, а следовательно, и бывают здесь И. И. Дмитриев, Ф. М. Решетников, М. М. Степановский, Г. И. Успенский… И Антон Павлович Чехов. Рисунки в журнал под псевдонимами «Ф. Ш.» и «Финь-Шампань» делает молодой Федор Осипович Шехтель, тогда еще только помощник архитекторов Каминского и Терского.


Возвращаемся в Камергерский и идем к дому 3.

Здание Художественного театра перестроено в 1902 году по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля, которого мы только что упомянули. Финансировал все строительные и отделочные работы С.Т. Морозов. 
В рассмотрении архитектурного проекта принял участие и А.П. Чехов. А в октябре 1902 года Чехов посетил новое здание МХТ (носящего ныне его имя), смотрел «Власть тьмы» и «Дядю Ваню».
В январе 1904 года Антон Павлович присутствовал на премьере “Вишневого сада” в Художественном театре. Премьера пьесы была приурочена коллективом театра к 25-летию литературной деятельности писателя. Юбилейное чествование писателя проводилось в день его рождения – 17 (29) января 1904 года -  в помещении театра. К сожалению, писатель был уже тяжело болен, и празднование больше походило на прощание...


Выходим на Тверскую, пересекаем ее по подземному переходу и идем к Леонтьевскому переулку, к дому 24.

Этот дом - некоторое отклонение от нашего маршрута, но тем не менее он очень важен для нас.
Дом 24 в Леонтьевском переулке связан с последними днями пребывания Чехова в Москве. Здесь на четвертом этаже (в доме был лифт) он прожил с 3 мая по 3 июня 1904 года. Сильно простуженный, изможденный, Антон Павлович никуда не выходил из дома, не ездил даже в редакцию "Русской мысли". Чехова навещали И.Д. Сытин, В.А. Гиляровский, Г.И. Россолимо и другие, врачи же в голос твердили, что надо ехать на лечению за границу, на курорты. В конце концов он решился. Н.Д. Телешов вспоминал: «Умирать еду, – говорил А.П. Чехов. – Поклонитесь от меня товарищам вашим по
«Среде». Хороший народ у вас подобрался. Скажите им, что я их помню и некоторых очень люблю… Пожелайте им от меня счастья и успеха. Больше мы уже не встретимся…» 
3 июня 1904 г. А.П. Чехов и О.Л. Книппер выехали в Германию. 2 (15) июля 1904 г. в небольшом городке Баденвейлер писатель умер...


Возвращаемся на Тверскую, вновь переходим ее и идем на Тверскую площадь.

Здесь, в гостинице "Дрезден", ныне поглощенной вместе с древними палатами большим зданием, останавливался Чехов в конце октября 1900 года. Правда, как писал Антон Павлович, "….в «Дрездене» я только ночую, живу же на Мал. Дмитровке, д. Шешкова" (мы там еще окажемся). В "Дрездене" писатель вторично остановился в мае 1901 года. В этой гостинице писатель встречался с М. Горьким и К. Станиславским. 

А мы идем дальше и пройдем мимо места (угол Большой Дмитровки и Столешникова), где еще не так давно стоял дом с магазином, в котором А.П. Чехов любил покупать пенсне.


Спускаемся по Столешникову переулку, пересекаем Большую Дмитровку и идем к дому 9 в Столешниковом.

В 1886 году, будучи преуспевающим репортером, В.А. Гиляровский становится жителем Столешникова переулка. В квартире на третьем этаже дома 9 он написал «Москва и москвичи». Чехов любил бывать у Гиляровского и отдыхать на диване, который называл «вагончиком». 
Все тот же Гиляровский вспоминал потом, как они с Чеховым подшутили над городовым, сунув ему соленый арбуз под видом бомбы, да и поехали пить чай в Столешников, в то время как около участка, куда "бомба" была доставлена, развернулось целое представление.


Идем до конца переулка и на Петровке поворачиваем налево, проходим к дому 19.

Приехав в Москву 24 апреля 1903 года, Чехов поселился  здесь, в доме Коровина. Писатель снимал квартиру в надворном корпусе (справа, за аркой) - "во дворе, прямо, потом направо, потом налево, потом подъезд направо, третий этаж". В этой квартире впервые читали пьесу "Вишневый сад", в саду "Эрмитаж" в то же время шли репетиции.
А.П. Чехов в письме писал: “Квартира великолепна…порядок примерный”. Но подниматься по лестнице на третий этаж было для больного писателя, как он выражался, “подвигом великомученика”.


Продолжаем идти в сторону бульваров, но перед выходом на Страстной, свернем в Петровский переулок.

К бывшему театру Корша (ныне "Театр Наций") мы не можем не подойти. Ведь театральная деятельность Чехова связана прежде всего с Петровским переулком и этим зданием. На сцене театра впервые была поставлена пьеса “Иванов”.


Возвращаемся на Петровку, доходим до Страстного бульвара и поворачиваем налево, к дому 12.


19 февраля 1882 года было основано первое Российское гимнастическое общество в Москве. В числе его учредителей были писатели В.А. Гиляровский (позже председатель) и А.П. Чехов, по чистой случайности. Общество находилось в доме Редлиха по Страстному бульвару. В 1880-х годах здесь располагалось Гимнастическое общество с классами гимнастики и фехтования. Гиляровский описывал, как Антон Павлович стал членом общества: "С этого дня мы стали встречаться особенно часто в "Будильнике" и "Зрителе" у Всеволода Давыдова. Совсем друзьями сделались. Как-то за столом у меня дома, в случайном разговоре о Русском гимнастическом обществе, он сказал улыбаясь:
- Я тоже член-учредитель Гимнастического общества. Селецкий меня и брата Николая записал в  учредители... Так, для счета... Вот там-то мы с тобой, Гиляй, и познакомились. Помнишь?
Так как стесняться было нечего, я сказал откровенно:
- Нет, не помню.
И рассказал Антон Павлович, как его случайно завел Селецкий, тогдашний председатель общества, в гимнастический зал в доме Редлиха на Страстном бульваре:
- Посреди огромною зала две здоровенные фигуры в железных масках, нагрудниках и огромных перчатках изо всех сил лупят друг друга по голове и по бокам железными полосами, так что искры летят - смотреть страшно. Любуюсь на них и думаю, что живу триста лет назад. Кругом на скамьях несколько человек зрителей. Сели и мы. Селецкий сказал, что один из бойцов - Тарасов, первый боец на эспадронах во всей России, преподаватель общества, а другой, в высоких сапогах, его постоянный партнер - поэт Гиляровский. Селецкий меня представил вам обоим, а ты и не поглядел на меня, но зато так руку мне сжал, что я чуть не заплакал.
Чехов с тех пор так и не бывал больше в Гимнастическом обществе, но разговаривали мы о нем впоследствии не раз, а в 90-х годах он даже внес членский взнос и снова стал числиться членом, желая сделать мне, председателю общества, приятное".


Переходим бульвар, идем к величественному зданию на углу бульвара и Петровки.

На Страстном бульваре у Петровских ворот во времена студенчества Чехова здесь находились госпитальные клиники. В 1883-1884 годах Антон Павлович наблюдал больных в терапевтической клинике и в клинике нервных болезней, сдавал зачеты и занимался хирургией. Заключительный курс был особенно труден: предстояли выпускные экзамены. «Спать ужасно хочется, – сообщал Чехов Н.А. Лейкину в январе 1884 г., – 3 часа ночи. Завтра надо рано вставать и идти в клиники…».


Теперь движемся к Садовому кольцу, по Петровке и Каретному ряду идем к саду "Эрмитаж".

Хоть в саду ничего практически и не сохранилось, мы все же зайдем сюда. Ведь премьера “Чайки” состоялась в Художественном театре 17 декабря 1898 года в арендованном помещении “Эрмитажа”. В этом же помещении театр показал современникам премьеры еще двух пьес А.П. Чехова  “Дядя Ваня” (26 ноября 1899 года) и “Три сестры” (31 января 1901 года). 


Пересекаем сад, выходим в Успенский переулок и по нему движемся к Малой Дмитровке, остановимся прямо на углу, у дома 12.

Приехав из Ялты в Москву 12 апреля 1899 года, Чехов остановился у родных в доме Владимирова на Малой Дмитровке, но пробыл тут всего несколько дней: «Квартира мне не понравилась, пришлось переезжать…» 
Впрочем, переехал он совсем недалеко, фактически через перекресток.


Перейдем улицу и чуть углубимся в Дегтярный переулок.

Дом Шешкова, кв. 14 - вот новый адрес Чехова. Вход в квартиру был с Дегтярного переулка. Родным писатель сообщал, что квартиру эту нанял на целый год. Однако 25 августа 1899 года он уехал в Ялту, откуда вернулся в этот дом в октябре 1900 года и жил здесь до 10 декабря того же года. В этом доме 27 апреля 1899 года его посетил Л.Н. Толстой, но, как писал сам Чехов, «…поговорить с ним не удалось, так как было много всякого народу, в том числе два актера, глубоко убежденные, что выше театра нет ничего на свете». На квартире у Чехова также бывали А.М. Горький, В.И. Немирович-Данченко, И.И. Левитан, И.А. Бунин, В.А. Гиляровский. В этой квартире жила  и сестра писателя М.П. Чехова, преподававшая в гимназии Ржевской. 
В 1910 году дом был надстроен.


Вернемся на Малую Дмитровку, повернем налево и дойдем до дома 29.

В 1890 году семья Чехова переехала на Малую Дмитровку, 29, в маленький двухэтажный дом. Вернувшись в начале декабря 1890 года с Сахалина, писатель поселился во флигеле дома №29 в правой части двора, на втором этаже, где и прожил до 1892 года. Здесь он работал над рассказами “Попрыгунья”, “Дуэль”, “Палата №6” и встречался с В.Г. Короленко, Д.В. Григоровичем, В.А. Гиляровским, П.Д. Боборыкиным, В.И. Немировичем-Данченко, И.И. Левитаном. В декабре 1890 года Чехов писал Н.А. Лейкину: "Живу я теперь на Малой Дмитровке; улица хорошая, дом особнячок, два этажа. Пока не скучно, но скука уже заглядывает ко мне в окно и грозит пальцем". 
С февраля 1892 года и по 1898 год Чехов не имеет в Москве постоянной квартиры и останавливается в гостинице.
Сегодня в доме размещается выставочный зал "Домик Чехова".


Здесь, у флигеля, где теперь разместился выставочный зал, мы и окончим нашу прогулку.

  • 1
    Дом, в котором в 1879-1880 гг. жил А.П. Чехов

    Дом, в котором в 1879-1880 гг. жил А.П. Чехов

    20 сентября 1879 года Чеховы переезжают в дом 23 по Трубной улице. Здесь они занимают второй этаж, и, по воспоминаниям М.П. Чехова, именно "с этой квартиры началась литературная деятельность брата". Он же пишет в книге "Вокруг Чехова": "Так как отец в это время жил у Гаврилова, то волею судеб его место в семье занял брат Антон и стал как бы за хозяина. Личность отца отошла на задний план. Воля Антона сделалась доминирующей. В нашей семье появились вдруг неизвестные мне дотоле резкие отрывочные замечания: “Это неправда”, “Нужно быть справедливым”, “Не надо лгать” и так далее. Началась совместная работа по поднятию материального положения семьи. Работали все, кто как мог и умел". ...Подробнее

    По Трубной улице доходим мы до Трубной площади, переходим ее и подходим к зданию на углу Петровского бульвара и Неглинной улицы
  • 2

    Ресторан "Эрмитаж"

    Мы вышли на Трубную площадь. Чехов писал о ней: "Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг.  <…> И Труба,  этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью,  шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют". Перед нами "Школа современной пьесы", а во времена Чехова это знаменитый ресторан "Эрмитаж", принадлежавший московскому купцу Якову Пегову и французскому кулинару Люсьену Оливье, изобретателю знаменитого салата. "Эрмитаж" был местом встреч и обедов московской интеллигенции. В апреле 1879 года отмечал здесь свой юбилей И. С. Тургенев, тут же отмечали юбилей Ф.М. Достоевского, столетие со дня рождения А. С. Пушкина, выступали Шаляпин и Собинов. Часто бывал в ресторане и Антон Павлович. 22 марта 1897 года на обеде в ресторане "Эрмитаж" у него пошла горлом кровь. 25 марта давний приятель Чехова доктор Н.Н. Оболонский отвез его в клинику внутренних болезней профессора В.В. Остроумова. Тут писателя навещает А.С. Суворин («Больной смеется, шутит по своему обыкновению, отхаркивая кровь в большой стакан») и Л.Н. Толстой (у Чехова об этом: «Вели мы преинтересный разговор, преинтересный для меня, потому что я больше слушал, чем говорил. Говорили о бессмертии»). ...Подробнее

    По Неглинной поднимаемся до Рождественки, идем к дому, где сейчас МАРХИ. Поворачиваем направо и идем до пересечения с Петровкой. По Кузнецкому мосту идем в Камергерский переулок, но прежде заглянем во двор дома 7 по Большой Дмитровке.
  • 3

    Дом Глебовых-Стрешневых

    У этого дома очень богатая история, но нас интересует 1883 год, когда здесь появилась редакция сатирического журнала «Будильник». Это еженедельное издание с двумя тысячами подписчиков, для которого пишут, а следовательно, и бывают здесь И. И. Дмитриев, Ф. М. Решетников, М. М. Степановский, Г. И. Успенский… И Антон Павлович Чехов. Рисунки в журнал под псевдонимами «Ф. Ш.» и «Финь-Шампань» делает молодой Федор Осипович Шехтель, тогда еще только помощник архитекторов Каминского и Терского. ...Подробнее

    Возвращаемся в Камергерский и идем к дому 3
  • 4

    Здание МХТ

    Здание Художественного театра перестроено в 1902 году по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля, которого мы только что упомянули. Финансировал все строительные и отделочные работы С.Т. Морозов. В рассмотрении архитектурного проекта принял участие и А.П. Чехов. А в октябре 1902 года Чехов посетил новое здание МХТ (носящего ныне его имя), смотрел «Власть тьмы» и «Дядю Ваню». В январе 1904 года Антон Павлович присутствовал на премьере “Вишневого сада” в Художественном театре. Премьера пьесы была приурочена коллективом театра к 25-летию литературной деятельности писателя. Юбилейное чествование писателя проводилось в день его рождения – 17 (29) января 1904 года -  в помещении театра. К сожалению, писатель был уже тяжело болен, и празднование больше походило на прощание... ...Подробнее

    Выходим на Тверскую, пересекаем ее по подземному переходу и идем к Леонтьевскому переулку, к дому 24
  • 5

    Доходный дом Р.П. Саблина

    Этот дом - некоторое отклонение от нашего маршрута, но тем не менее он очень важен для нас. Дом 24 в Леонтьевском переулке связан с последними днями пребывания Чехова в Москве. Здесь на четвертом этаже (в доме был лифт) он прожил с 3 мая по 3 июня 1904 года. Сильно простуженный, изможденный, Антон Павлович никуда не выходил из дома, не ездил даже в редакцию "Русской мысли". Чехова навещали И.Д. Сытин, В.А. Гиляровский, Г.И. Россолимо и другие, врачи же в голос твердили, что надо ехать на лечению за границу, на курорты. В конце концов он решился. Н.Д. Телешов вспоминал: «Умирать еду, – говорил А.П. Чехов. – Поклонитесь от меня товарищам вашим по «Среде». Хороший народ у вас подобрался. Скажите им, что я их помню и некоторых очень люблю… Пожелайте им от меня счастья и успеха. Больше мы уже не встретимся…» 3 июня 1904 г. А.П. Чехов и О.Л. Книппер выехали в Германию. 2 (15) июля 1904 г. в небольшом городке Баденвейлер писатель умер... ...Подробнее

    Возвращаемся на Тверскую, вновь переходим ее и идем на Тверскую площадь
  • 6

    Палаты в Шубине

    Здесь, в гостинице "Дрезден", ныне поглощенной вместе с древними палатами большим зданием, останавливался Чехов в конце октября 1900 года. Правда, как писал Антон Павлович, "….в «Дрездене» я только ночую, живу же на Мал. Дмитровке, д. Шешкова" (мы там еще окажемся). В "Дрездене" писатель вторично остановился в мае 1901 года. В этой гостинице писатель встречался с М. Горьким и К. Станиславским. А мы идем дальше и пройдем мимо места (угол Большой Дмитровки и Столешникова), где еще не так давно стоял дом с магазином, в котором А.П. Чехов любил покупать пенсне. ...Подробнее

    Спускаемся по Столешникову переулку, пересекаем Большую Дмитровку и идем к дому 9 в Столешниковом
  • 7

    Дом Карзинкина

    В 1886 году, будучи преуспевающим репортером, В.А. Гиляровский становится жителем Столешникова переулка. В квартире на третьем этаже дома 9 он написал «Москва и москвичи». Чехов любил бывать у Гиляровского и отдыхать на диване, который называл «вагончиком». Все тот же Гиляровский вспоминал потом, как они с Чеховым подшутили над городовым, сунув ему соленый арбуз под видом бомбы, да и поехали пить чай в Столешников, в то время как около участка, куда "бомба" была доставлена, развернулось целое представление. ...Подробнее

    Идем до конца переулка и на Петровке поворачиваем налево, проходим к дому 19
  • 8

    Доходный дом Коровина

    Приехав в Москву 24 апреля 1903 года, Чехов поселился  здесь, в доме Коровина. Писатель снимал квартиру в надворном корпусе (справа, за аркой) - "во дворе, прямо, потом направо, потом налево, потом подъезд направо, третий этаж". В этой квартире впервые читали пьесу "Вишневый сад", в саду "Эрмитаж" в то же время шли репетиции. А.П. Чехов в письме писал: “Квартира великолепна…порядок примерный”. Но подниматься по лестнице на третий этаж было для больного писателя, как он выражался, “подвигом великомученика”. ...Подробнее

    Продолжаем идти в сторону бульваров, но перед выходом на Страстной, свернем в Петровский переулок
  • 9

    Театр Ф.А. Корша

    К бывшему театру Корша (ныне "Театр Наций") мы не можем не подойти. Ведь театральная деятельность Чехова связана прежде всего с Петровским переулком и этим зданием. На сцене театра впервые была поставлена пьеса “Иванов”.

    Возвращаемся на Петровку, доходим до Страстного бульвара и поворачиваем налево, к дому 12
  • 10

    Жилой дом, XIX в. (Театр наций)

    19 февраля 1882 года было основано первое Российское гимнастическое общество в Москве. В числе его учредителей были писатели В.А. Гиляровский (позже председатель) и А.П. Чехов, по чистой случайности. Общество находилось в доме Редлиха по Страстному бульвару. В 1880-х годах здесь располагалось Гимнастическое общество с классами гимнастики и фехтования. Гиляровский описывал, как Антон Павлович стал членом общества: "С этого дня мы стали встречаться особенно часто в "Будильнике" и "Зрителе" у Всеволода Давыдова. Совсем друзьями сделались. Как-то за столом у меня дома, в случайном разговоре о Русском гимнастическом обществе, он сказал улыбаясь: - Я тоже член-учредитель Гимнастического общества. Селецкий меня и брата Николая записал в  учредители... Так, для счета... Вот там-то мы с тобой, Гиляй, и познакомились. Помнишь? Так как стесняться было нечего, я сказал откровенно: - Нет, не помню. И рассказал Антон Павлович, как его случайно завел Селецкий, тогдашний председатель общества, в гимнастический зал в доме Редлиха на Страстном бульваре: - Посреди огромною зала две здоровенные фигуры в железных масках, нагрудниках и огромных перчатках изо всех сил лупят друг друга по голове и по бокам железными полосами, так что искры летят - смотреть страшно. Любуюсь на них и думаю, что живу триста лет назад. Кругом на скамьях несколько человек зрителей. Сели и мы. Селецкий сказал, что один из бойцов - Тарасов, первый боец на эспадронах во всей России, преподаватель общества, а другой, в высоких сапогах, его постоянный партнер - поэт Гиляровский. Селецкий меня представил вам обоим, а ты и не поглядел на меня, но зато так руку мне сжал, что я чуть не заплакал. Чехов с тех пор так и не бывал больше в Гимнастическом обществе, но разговаривали мы о нем впоследствии не раз, а в 90-х годах он даже внес членский взнос и снова стал числиться членом, желая сделать мне, председателю общества, приятное". ...Подробнее

    Переходим бульвар, идем к величественному зданию на углу бульвара и Петровки
  • 11

    Ново-Екатерининская больница

    На Страстном бульваре у Петровских ворот во времена студенчества Чехова здесь находились госпитальные клиники. В 1883-1884 годах Антон Павлович наблюдал больных в терапевтической клинике и в клинике нервных болезней, сдавал зачеты и занимался хирургией. Заключительный курс был особенно труден: предстояли выпускные экзамены. «Спать ужасно хочется, – сообщал Чехов Н.А. Лейкину в январе 1884 г., – 3 часа ночи. Завтра надо рано вставать и идти в клиники…» ...Подробнее

    Теперь движемся к Садовому кольцу, по Петровке и Каретному ряду идем к саду &quot;Эрмитаж&quot;
  • 12

    Московский театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова

    Хоть в саду ничего практически и не сохранилось, мы все же зайдем сюда. Ведь премьера “Чайки” состоялась в Художественном театре 17 декабря 1898 года в арендованном помещении “Эрмитажа”. В этом же помещении театр показал современникам премьеры еще двух пьес А.П. Чехова  “Дядя Ваня” (26 ноября 1899 года) и “Три сестры” (31 января 1901 года). ...Подробнее

    Пересекаем сад, выходим в Успенский переулок и по нему движемся к Малой Дмитровке, остановимся прямо на углу, у дома 12
  • 13
    Городская усадьба Шубиных - И.А.Сытенко - А.Е.Владимирова

    Городская усадьба Шубиных - И.А.Сытенко - А.Е.Владимирова

    Приехав из Ялты в Москву 12 апреля 1899 года, Чехов остановился у родных в доме Владимирова на Малой Дмитровке, но пробыл тут всего несколько дней: «Квартира мне не понравилась, пришлось переезжать…» Впрочем, переехал он совсем недалеко, фактически через перекресток.

    Перейдем улицу и чуть углубимся в Дегтярный переулок
  • 14

    Доходный дом купца А.А.Шешкова

    Дом Шешкова, кв. 14 - вот новый адрес Чехова. Вход в квартиру был с Дегтярного переулка. Родным писатель сообщал, что квартиру эту нанял на целый год. Однако 25 августа 1899 года он уехал в Ялту, откуда вернулся в этот дом в октябре 1900 года и жил здесь до 10 декабря того же года. В этом доме 27 апреля 1899 года его посетил Л.Н. Толстой, но, как писал сам Чехов, «…поговорить с ним не удалось, так как было много всякого народу, в том числе два актера, глубоко убежденные, что выше театра нет ничего на свете». На квартире у Чехова также бывали А.М. Горький, В.И. Немирович-Данченко, И.И. Левитан, И.А. Бунин, В.А. Гиляровский. В этой квартире жила  и сестра писателя М.П. Чехова, преподававшая в гимназии Ржевской. В 1910 году дом был надстроен. ...Подробнее

    Вернемся на Малую Дмитровку, повернем налево и дойдем до дома 29
  • 15
    Выставочный зал "Домик Чехова"

    Выставочный зал "Домик Чехова"

    В 1890 году семья Чехова переехала на Малую Дмитровку, 29, в маленький двухэтажный дом. Вернувшись в начале декабря 1890 года с Сахалина, писатель поселился во флигеле дома №29 в правой части двора, на втором этаже, где и прожил до 1892 года. Здесь он работал над рассказами “Попрыгунья”, “Дуэль”, “Палата №6” и встречался с В.Г. Короленко, Д.В. Григоровичем, В.А. Гиляровским, П.Д. Боборыкиным, В.И. Немировичем-Данченко, И.И. Левитаном. В декабре 1890 года Чехов писал Н.А. Лейкину: "Живу я теперь на Малой Дмитровке; улица хорошая, дом особнячок, два этажа. Пока не скучно, но скука уже заглядывает ко мне в окно и грозит пальцем". С февраля 1892 года и по 1898 год Чехов не имеет в Москве постоянной квартиры и останавливается в гостинице. Сегодня в доме размещается выставочный зал "Домик Чехова". ...Подробнее

    Здесь, у флигеля, где теперь разместился выставочный зал, мы и окончим нашу прогулку
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
«Дом Брюсовых». В 1878-1910-е гг. здесь жил и работал поэт В.Я. Брюсов

«Дом Брюсовых». В 1878-1910-е гг. здесь жил и работал поэт В.Я. Брюсов

Цветной бульвар, д. 22, стр. 1

Двухэтажный каменный домик на середине внешней стороны Цветного бульвара вот уже больше века охраняется именем знаменитого поэта Валерия Брюсова.    Здесь поэт родился в доме деда  Кузьмы Андреевича, родоначальника Брюсовых.

Рейтинг: 3.48
Здания
МХАТ

МХАТ

Тверской бульвар, д. 22

Здание, задуманное еще в 1930-х, было построено только спустя почти сорок лет

3.44
Здания
Дом «Первый шаг»

Дом «Первый шаг»

Тверской бул., д.20, стр.4

Кирпичный жилой дом в стиле «авангард» для работников просвещения.

Рейтинг: 3.4
Здания
Суздальское подворье

Суздальское подворье

Ул. Рождественка, д. 5

Весь квартал между Пушечной улицей и Кузнецким мостом прорезала целая система проходных дворов.

Рейтинг: 3.4
Музеи
Галерея Artstory

Галерея Artstory

Галерея современного искусства Artstory – крупная арт-площадка в самом центре Москвы – была открыта 15.10.2014 г. Необычные выставочные проекты, которые открываются каждые полтора-два месяца, включают новые произведения художников, а также работы из коллекции галереи, крупных музейных и частных собраний. Для основателей галереи – Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма – важны как роль истории в творчестве авторов, так и роль художников в создании самой истории. А ещё здесь рассказывают самые разные «истории». В экспозиции галереи можно увидеть произведения российских и зарубежных авторов, работающих в различных направлениях, техниках и жанрах, художников разных эпох и судеб. Галерея проводит как крупные групповые экспозиции современного искусства, так и персональные выставки художников. Насыщенную выставочную программу сопровождают образовательные мероприятия: лекции, мастер-классы и занятия для детей, творческие встречи, кинолектории. Галерея включает четыре выставочных зала и арт-резиденцию. В коллекции Artstory находятся произведения различных авторов, включая таких как: Михаил Шварцман, Николай Ситников, Анатолий Зверев, Леонид Пурыгин, Оскар Рабин, Олег Целков, Моисей Фейгин, Наталья Нестерова, а также работы многих других художников, отражающих определённую и уникальную грань такого сложного явления, как «русский авангард». Коллекция Artstory – пример того, как из подчас диаметрально противоположных по стилям и направлениям произведений можно сформировать основу для живого, актуального, энергичного собрания, способного развиваться дo статуса музейной коллекции.

(Нет голосов)
Памятники
Памятный камень-куб на месте первой баррикады в Москве

Памятный камень-куб на месте первой баррикады в Москве

Адрес: Тверской б-р, д. 27

На этом месте 24 сентября 1905 г. была сооружена одна из первых баррикад в Москве.

(Нет голосов)
Места
Кузнецкий мост

Кузнецкий мост

Мост, между прочим, никуда не делся.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник студентам, преподавателям, сотрудникам Архитектурного института, павшим в годы Великой Отечественной войны

Памятник студентам, преподавателям, сотрудникам Архитектурного института, павшим в годы Великой Отечественной войны

Рождественка ул., д. 11 (у здания Архитектурного института)

(Нет голосов)
Здания
Доходный дом Троицкого подворья

Доходный дом Троицкого подворья

2-й Троицкий пер., д. 6

Не только в названии этого переулка сохранилось напоминание о Троицкой слободе.

Рейтинг: 3.23
Здания
Кооперативный жилой дом Наркомвнешторга

Кооперативный жилой дом Наркомвнешторга

Долгоруковская ул., д. 5

Загадка этого дома таится в заложенной гигантской арке. Зачем она здесь?

Рейтинг: 3.37
Места
Улица Рождественка

Улица Рождественка

Рождественка – одна из самых коротких радиальных улиц центра Москвы, короче только Б. Лубянка.

(Нет голосов)
Здания
Ссудная казна

Ссудная казна

Настасьинский пер., д. 3, стр. 1

Интерьеры здания расписаны по эскизам Ивана Билибина.

Рейтинг: 3.92