ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

По чеховским местам

"Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич", - писал Антон Павлович Чехов. Свыше 70 мест в этом городе так или иначе связаны с писателем. На этой прогулке мы посмотрим лишь часть из них.
3.33
15 домов 2 часа 30 минут 6,7 км
Юлия Мезенцева
Краевед, руководитель историко-культурологического проекта "Москва, которой нет", один из координаторов общественного движения "Архнадзор". Соавтор популярных путеводителей о Москве ("От Пречистенских до Арбатских ворот", "От Боровицкой до Пушкинской площади", "От Воскресенских ворот до Трубной площади"), автор ряда других изданий, публикаций в СМИ, журналист, она многое сделала для того, чтобы москвоведение стало популярным среди обычных людей. Сама она говорит, что "Москва, которой нет" - это не проект только об утраченном, он о сушествующем. "Цель «Москвы, которой нет» - заинтересовать вечно спешащих людей городом, где они живут. Мы хотим, чтобы знать Москву стало хорошим тоном. Тогда и забота о ее сохранении превратится для нас в насущную потребность".
+ -
Начнем мы прогулку от Трубной улицы (м. "Цветной бульвар" или "Сухаревская"). Именно сюда в несуществующий теперь дом 36 приезжает в 1879 году юный Антон Чехов к своей семье. В мае отец пишет ему в Таганрог (там Антон сдает экзамены в гимназии): "Поздравляю тебя с наступающим экзаменом, который начался сего дня <...> приезжай в Москву на высшее образование! Мы желаем, чтобы ты раньше приехал и показал бы свои способности братьям, как нужно жить в семействе и как нужно стараться учиться для нашей слабой поддержки; из писем твоих видно, что ты умен и рассудлив, дай Бог, чтобы ты был такой и на самом деле". И 8 августа Антон Чехов вместе с товарищами, также успешно окончившими гимназию, Савельевым и Зембулатовым приезжает на Грачевку или Драчевку, где Чеховы живут в подвальном этаже и где "пахло сыростью и через окна под потолком виднелись одни только пятки прохожих". Чехов подает прошение на имя ректора Московского университета о приеме на 1-й курс Медицинского факультета и с сентября числится студентом.

В повести “Скучная история” позже Чехов опишет свои первые впечатления об университете: “А вот мрачные, давно не ремонтированные университетские ворота; скучающий дворник в тулупе, метла, кучи снега… На свежего мальчика, приехавшего из провинции и воображающего, что храм науки - в самом деле храм, такие ворота не могут произвести здорового впечатления. Вообще ветхость университетских построек, мрачность коридоров, копоть стен, недостаток света, унылый вид ступеней, вешалок и скамей в истории русского пессимизма занимают одно из первых мест на ряду причин предрасполагающих…”


20 сентября 1879 года Чеховы переезжают в дом 23 по Трубной улице. Здесь они занимают второй этаж, и, по воспоминаниям М.П. Чехова, именно "с этой квартиры началась литературная деятельность брата". Он же пишет в книге "Вокруг Чехова": "Так как отец в это время жил у Гаврилова, то волею судеб его место в семье занял брат Антон и стал как бы за хозяина. Личность отца отошла на задний план. Воля Антона сделалась доминирующей. В нашей семье появились вдруг неизвестные мне дотоле резкие отрывочные замечания: “Это неправда”, “Нужно быть справедливым”, “Не надо лгать” и так далее. Началась совместная работа по поднятию материального положения семьи. Работали все, кто как мог и умел".


По Трубной улице доходим мы до Трубной площади, переходим ее и подходим к зданию на углу Петровского бульвара и Неглинной улицы.

Мы вышли на Трубную площадь. Чехов писал о ней: "Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг.  <…> И Труба,  этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью,  шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют".
Перед нами "Школа современной пьесы", а во времена Чехова это знаменитый ресторан "Эрмитаж", принадлежавший московскому купцу Якову Пегову и французскому кулинару Люсьену Оливье, изобретателю знаменитого салата. "Эрмитаж" был местом встреч и обедов московской интеллигенции. В апреле 1879 года отмечал здесь свой юбилей И. С. Тургенев, тут же отмечали юбилей Ф.М. Достоевского, столетие со дня рождения А. С. Пушкина, выступали Шаляпин и Собинов. Часто бывал в ресторане и Антон Павлович.
22 марта 1897 года на обеде в ресторане "Эрмитаж" у него пошла горлом кровь. 25 марта давний приятель Чехова доктор Н.Н. Оболонский отвез его в клинику внутренних болезней профессора В.В. Остроумова. Тут писателя навещает А.С. Суворин («Больной смеется, шутит по своему обыкновению, отхаркивая кровь в большой стакан») и Л.Н. Толстой (у Чехова об этом: «Вели мы преинтересный разговор, преинтересный для меня, потому что я больше слушал, чем говорил. Говорили о бессмертии»). 


По Неглинной поднимаемся до Рождественки, идем к дому, где сейчас МАРХИ. Поворачиваем направо и идем до пересечения с Петровкой. По Кузнецкому мосту идем в Камергерский переулок, но прежде заглянем во двор дома 7 по Большой Дмитровке. 

У этого дома очень богатая история, но нас интересует 1883 год, когда здесь появилась редакция сатирического журнала «Будильник». Это еженедельное издание с двумя тысячами подписчиков, для которого пишут, а следовательно, и бывают здесь И. И. Дмитриев, Ф. М. Решетников, М. М. Степановский, Г. И. Успенский… И Антон Павлович Чехов. Рисунки в журнал под псевдонимами «Ф. Ш.» и «Финь-Шампань» делает молодой Федор Осипович Шехтель, тогда еще только помощник архитекторов Каминского и Терского.


Возвращаемся в Камергерский и идем к дому 3.

Здание Художественного театра перестроено в 1902 году по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля, которого мы только что упомянули. Финансировал все строительные и отделочные работы С.Т. Морозов. 
В рассмотрении архитектурного проекта принял участие и А.П. Чехов. А в октябре 1902 года Чехов посетил новое здание МХТ (носящего ныне его имя), смотрел «Власть тьмы» и «Дядю Ваню».
В январе 1904 года Антон Павлович присутствовал на премьере “Вишневого сада” в Художественном театре. Премьера пьесы была приурочена коллективом театра к 25-летию литературной деятельности писателя. Юбилейное чествование писателя проводилось в день его рождения – 17 (29) января 1904 года -  в помещении театра. К сожалению, писатель был уже тяжело болен, и празднование больше походило на прощание...


Выходим на Тверскую, пересекаем ее по подземному переходу и идем к Леонтьевскому переулку, к дому 24.

Этот дом - некоторое отклонение от нашего маршрута, но тем не менее он очень важен для нас.
Дом 24 в Леонтьевском переулке связан с последними днями пребывания Чехова в Москве. Здесь на четвертом этаже (в доме был лифт) он прожил с 3 мая по 3 июня 1904 года. Сильно простуженный, изможденный, Антон Павлович никуда не выходил из дома, не ездил даже в редакцию "Русской мысли". Чехова навещали И.Д. Сытин, В.А. Гиляровский, Г.И. Россолимо и другие, врачи же в голос твердили, что надо ехать на лечению за границу, на курорты. В конце концов он решился. Н.Д. Телешов вспоминал: «Умирать еду, – говорил А.П. Чехов. – Поклонитесь от меня товарищам вашим по
«Среде». Хороший народ у вас подобрался. Скажите им, что я их помню и некоторых очень люблю… Пожелайте им от меня счастья и успеха. Больше мы уже не встретимся…» 
3 июня 1904 г. А.П. Чехов и О.Л. Книппер выехали в Германию. 2 (15) июля 1904 г. в небольшом городке Баденвейлер писатель умер...


Возвращаемся на Тверскую, вновь переходим ее и идем на Тверскую площадь.

Здесь, в гостинице "Дрезден", ныне поглощенной вместе с древними палатами большим зданием, останавливался Чехов в конце октября 1900 года. Правда, как писал Антон Павлович, "….в «Дрездене» я только ночую, живу же на Мал. Дмитровке, д. Шешкова" (мы там еще окажемся). В "Дрездене" писатель вторично остановился в мае 1901 года. В этой гостинице писатель встречался с М. Горьким и К. Станиславским. 

А мы идем дальше и пройдем мимо места (угол Большой Дмитровки и Столешникова), где еще не так давно стоял дом с магазином, в котором А.П. Чехов любил покупать пенсне.


Спускаемся по Столешникову переулку, пересекаем Большую Дмитровку и идем к дому 9 в Столешниковом.

В 1886 году, будучи преуспевающим репортером, В.А. Гиляровский становится жителем Столешникова переулка. В квартире на третьем этаже дома 9 он написал «Москва и москвичи». Чехов любил бывать у Гиляровского и отдыхать на диване, который называл «вагончиком». 
Все тот же Гиляровский вспоминал потом, как они с Чеховым подшутили над городовым, сунув ему соленый арбуз под видом бомбы, да и поехали пить чай в Столешников, в то время как около участка, куда "бомба" была доставлена, развернулось целое представление.


Идем до конца переулка и на Петровке поворачиваем налево, проходим к дому 19.

Приехав в Москву 24 апреля 1903 года, Чехов поселился  здесь, в доме Коровина. Писатель снимал квартиру в надворном корпусе (справа, за аркой) - "во дворе, прямо, потом направо, потом налево, потом подъезд направо, третий этаж". В этой квартире впервые читали пьесу "Вишневый сад", в саду "Эрмитаж" в то же время шли репетиции.
А.П. Чехов в письме писал: “Квартира великолепна…порядок примерный”. Но подниматься по лестнице на третий этаж было для больного писателя, как он выражался, “подвигом великомученика”.


Продолжаем идти в сторону бульваров, но перед выходом на Страстной, свернем в Петровский переулок.

К бывшему театру Корша (ныне "Театр Наций") мы не можем не подойти. Ведь театральная деятельность Чехова связана прежде всего с Петровским переулком и этим зданием. На сцене театра впервые была поставлена пьеса “Иванов”.


Возвращаемся на Петровку, доходим до Страстного бульвара и поворачиваем налево, к дому 12.


19 февраля 1882 года было основано первое Российское гимнастическое общество в Москве. В числе его учредителей были писатели В.А. Гиляровский (позже председатель) и А.П. Чехов, по чистой случайности. Общество находилось в доме Редлиха по Страстному бульвару. В 1880-х годах здесь располагалось Гимнастическое общество с классами гимнастики и фехтования. Гиляровский описывал, как Антон Павлович стал членом общества: "С этого дня мы стали встречаться особенно часто в "Будильнике" и "Зрителе" у Всеволода Давыдова. Совсем друзьями сделались. Как-то за столом у меня дома, в случайном разговоре о Русском гимнастическом обществе, он сказал улыбаясь:
- Я тоже член-учредитель Гимнастического общества. Селецкий меня и брата Николая записал в  учредители... Так, для счета... Вот там-то мы с тобой, Гиляй, и познакомились. Помнишь?
Так как стесняться было нечего, я сказал откровенно:
- Нет, не помню.
И рассказал Антон Павлович, как его случайно завел Селецкий, тогдашний председатель общества, в гимнастический зал в доме Редлиха на Страстном бульваре:
- Посреди огромною зала две здоровенные фигуры в железных масках, нагрудниках и огромных перчатках изо всех сил лупят друг друга по голове и по бокам железными полосами, так что искры летят - смотреть страшно. Любуюсь на них и думаю, что живу триста лет назад. Кругом на скамьях несколько человек зрителей. Сели и мы. Селецкий сказал, что один из бойцов - Тарасов, первый боец на эспадронах во всей России, преподаватель общества, а другой, в высоких сапогах, его постоянный партнер - поэт Гиляровский. Селецкий меня представил вам обоим, а ты и не поглядел на меня, но зато так руку мне сжал, что я чуть не заплакал.
Чехов с тех пор так и не бывал больше в Гимнастическом обществе, но разговаривали мы о нем впоследствии не раз, а в 90-х годах он даже внес членский взнос и снова стал числиться членом, желая сделать мне, председателю общества, приятное".


Переходим бульвар, идем к величественному зданию на углу бульвара и Петровки.

На Страстном бульваре у Петровских ворот во времена студенчества Чехова здесь находились госпитальные клиники. В 1883-1884 годах Антон Павлович наблюдал больных в терапевтической клинике и в клинике нервных болезней, сдавал зачеты и занимался хирургией. Заключительный курс был особенно труден: предстояли выпускные экзамены. «Спать ужасно хочется, – сообщал Чехов Н.А. Лейкину в январе 1884 г., – 3 часа ночи. Завтра надо рано вставать и идти в клиники…».


Теперь движемся к Садовому кольцу, по Петровке и Каретному ряду идем к саду "Эрмитаж".

Хоть в саду ничего практически и не сохранилось, мы все же зайдем сюда. Ведь премьера “Чайки” состоялась в Художественном театре 17 декабря 1898 года в арендованном помещении “Эрмитажа”. В этом же помещении театр показал современникам премьеры еще двух пьес А.П. Чехова  “Дядя Ваня” (26 ноября 1899 года) и “Три сестры” (31 января 1901 года). 


Пересекаем сад, выходим в Успенский переулок и по нему движемся к Малой Дмитровке, остановимся прямо на углу, у дома 12.

Приехав из Ялты в Москву 12 апреля 1899 года, Чехов остановился у родных в доме Владимирова на Малой Дмитровке, но пробыл тут всего несколько дней: «Квартира мне не понравилась, пришлось переезжать…» 
Впрочем, переехал он совсем недалеко, фактически через перекресток.


Перейдем улицу и чуть углубимся в Дегтярный переулок.

Дом Шешкова, кв. 14 - вот новый адрес Чехова. Вход в квартиру был с Дегтярного переулка. Родным писатель сообщал, что квартиру эту нанял на целый год. Однако 25 августа 1899 года он уехал в Ялту, откуда вернулся в этот дом в октябре 1900 года и жил здесь до 10 декабря того же года. В этом доме 27 апреля 1899 года его посетил Л.Н. Толстой, но, как писал сам Чехов, «…поговорить с ним не удалось, так как было много всякого народу, в том числе два актера, глубоко убежденные, что выше театра нет ничего на свете». На квартире у Чехова также бывали А.М. Горький, В.И. Немирович-Данченко, И.И. Левитан, И.А. Бунин, В.А. Гиляровский. В этой квартире жила  и сестра писателя М.П. Чехова, преподававшая в гимназии Ржевской. 
В 1910 году дом был надстроен.


Вернемся на Малую Дмитровку, повернем налево и дойдем до дома 29.

В 1890 году семья Чехова переехала на Малую Дмитровку, 29, в маленький двухэтажный дом. Вернувшись в начале декабря 1890 года с Сахалина, писатель поселился во флигеле дома №29 в правой части двора, на втором этаже, где и прожил до 1892 года. Здесь он работал над рассказами “Попрыгунья”, “Дуэль”, “Палата №6” и встречался с В.Г. Короленко, Д.В. Григоровичем, В.А. Гиляровским, П.Д. Боборыкиным, В.И. Немировичем-Данченко, И.И. Левитаном. В декабре 1890 года Чехов писал Н.А. Лейкину: "Живу я теперь на Малой Дмитровке; улица хорошая, дом особнячок, два этажа. Пока не скучно, но скука уже заглядывает ко мне в окно и грозит пальцем". 
С февраля 1892 года и по 1898 год Чехов не имеет в Москве постоянной квартиры и останавливается в гостинице.
Сегодня в доме размещается выставочный зал "Домик Чехова".


Здесь, у флигеля, где теперь разместился выставочный зал, мы и окончим нашу прогулку.

  • 1
    Дом, в котором в 1879-1880 гг. жил А.П. Чехов

    Дом, в котором в 1879-1880 гг. жил А.П. Чехов

    20 сентября 1879 года Чеховы переезжают в дом 23 по Трубной улице. Здесь они занимают второй этаж, и, по воспоминаниям М.П. Чехова, именно "с этой квартиры началась литературная деятельность брата". Он же пишет в книге "Вокруг Чехова": "Так как отец в это время жил у Гаврилова, то волею судеб его место в семье занял брат Антон и стал как бы за хозяина. Личность отца отошла на задний план. Воля Антона сделалась доминирующей. В нашей семье появились вдруг неизвестные мне дотоле резкие отрывочные замечания: “Это неправда”, “Нужно быть справедливым”, “Не надо лгать” и так далее. Началась совместная работа по поднятию материального положения семьи. Работали все, кто как мог и умел". ...Подробнее

    По Трубной улице доходим мы до Трубной площади, переходим ее и подходим к зданию на углу Петровского бульвара и Неглинной улицы
  • 2

    Ресторан "Эрмитаж"

    Мы вышли на Трубную площадь. Чехов писал о ней: "Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг.  <…> И Труба,  этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью,  шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют". Перед нами "Школа современной пьесы", а во времена Чехова это знаменитый ресторан "Эрмитаж", принадлежавший московскому купцу Якову Пегову и французскому кулинару Люсьену Оливье, изобретателю знаменитого салата. "Эрмитаж" был местом встреч и обедов московской интеллигенции. В апреле 1879 года отмечал здесь свой юбилей И. С. Тургенев, тут же отмечали юбилей Ф.М. Достоевского, столетие со дня рождения А. С. Пушкина, выступали Шаляпин и Собинов. Часто бывал в ресторане и Антон Павлович. 22 марта 1897 года на обеде в ресторане "Эрмитаж" у него пошла горлом кровь. 25 марта давний приятель Чехова доктор Н.Н. Оболонский отвез его в клинику внутренних болезней профессора В.В. Остроумова. Тут писателя навещает А.С. Суворин («Больной смеется, шутит по своему обыкновению, отхаркивая кровь в большой стакан») и Л.Н. Толстой (у Чехова об этом: «Вели мы преинтересный разговор, преинтересный для меня, потому что я больше слушал, чем говорил. Говорили о бессмертии»). ...Подробнее

    По Неглинной поднимаемся до Рождественки, идем к дому, где сейчас МАРХИ. Поворачиваем направо и идем до пересечения с Петровкой. По Кузнецкому мосту идем в Камергерский переулок, но прежде заглянем во двор дома 7 по Большой Дмитровке.
  • 3

    Дом Глебовых-Стрешневых

    У этого дома очень богатая история, но нас интересует 1883 год, когда здесь появилась редакция сатирического журнала «Будильник». Это еженедельное издание с двумя тысячами подписчиков, для которого пишут, а следовательно, и бывают здесь И. И. Дмитриев, Ф. М. Решетников, М. М. Степановский, Г. И. Успенский… И Антон Павлович Чехов. Рисунки в журнал под псевдонимами «Ф. Ш.» и «Финь-Шампань» делает молодой Федор Осипович Шехтель, тогда еще только помощник архитекторов Каминского и Терского. ...Подробнее

    Возвращаемся в Камергерский и идем к дому 3
  • 4

    Здание МХТ

    Здание Художественного театра перестроено в 1902 году по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля, которого мы только что упомянули. Финансировал все строительные и отделочные работы С.Т. Морозов. В рассмотрении архитектурного проекта принял участие и А.П. Чехов. А в октябре 1902 года Чехов посетил новое здание МХТ (носящего ныне его имя), смотрел «Власть тьмы» и «Дядю Ваню». В январе 1904 года Антон Павлович присутствовал на премьере “Вишневого сада” в Художественном театре. Премьера пьесы была приурочена коллективом театра к 25-летию литературной деятельности писателя. Юбилейное чествование писателя проводилось в день его рождения – 17 (29) января 1904 года -  в помещении театра. К сожалению, писатель был уже тяжело болен, и празднование больше походило на прощание... ...Подробнее

    Выходим на Тверскую, пересекаем ее по подземному переходу и идем к Леонтьевскому переулку, к дому 24
  • 5

    Доходный дом Р.П. Саблина

    Этот дом - некоторое отклонение от нашего маршрута, но тем не менее он очень важен для нас. Дом 24 в Леонтьевском переулке связан с последними днями пребывания Чехова в Москве. Здесь на четвертом этаже (в доме был лифт) он прожил с 3 мая по 3 июня 1904 года. Сильно простуженный, изможденный, Антон Павлович никуда не выходил из дома, не ездил даже в редакцию "Русской мысли". Чехова навещали И.Д. Сытин, В.А. Гиляровский, Г.И. Россолимо и другие, врачи же в голос твердили, что надо ехать на лечению за границу, на курорты. В конце концов он решился. Н.Д. Телешов вспоминал: «Умирать еду, – говорил А.П. Чехов. – Поклонитесь от меня товарищам вашим по «Среде». Хороший народ у вас подобрался. Скажите им, что я их помню и некоторых очень люблю… Пожелайте им от меня счастья и успеха. Больше мы уже не встретимся…» 3 июня 1904 г. А.П. Чехов и О.Л. Книппер выехали в Германию. 2 (15) июля 1904 г. в небольшом городке Баденвейлер писатель умер... ...Подробнее

    Возвращаемся на Тверскую, вновь переходим ее и идем на Тверскую площадь
  • 6

    Палаты в Шубине

    Здесь, в гостинице "Дрезден", ныне поглощенной вместе с древними палатами большим зданием, останавливался Чехов в конце октября 1900 года. Правда, как писал Антон Павлович, "….в «Дрездене» я только ночую, живу же на Мал. Дмитровке, д. Шешкова" (мы там еще окажемся). В "Дрездене" писатель вторично остановился в мае 1901 года. В этой гостинице писатель встречался с М. Горьким и К. Станиславским. А мы идем дальше и пройдем мимо места (угол Большой Дмитровки и Столешникова), где еще не так давно стоял дом с магазином, в котором А.П. Чехов любил покупать пенсне. ...Подробнее

    Спускаемся по Столешникову переулку, пересекаем Большую Дмитровку и идем к дому 9 в Столешниковом
  • 7

    Дом Карзинкина

    В 1886 году, будучи преуспевающим репортером, В.А. Гиляровский становится жителем Столешникова переулка. В квартире на третьем этаже дома 9 он написал «Москва и москвичи». Чехов любил бывать у Гиляровского и отдыхать на диване, который называл «вагончиком». Все тот же Гиляровский вспоминал потом, как они с Чеховым подшутили над городовым, сунув ему соленый арбуз под видом бомбы, да и поехали пить чай в Столешников, в то время как около участка, куда "бомба" была доставлена, развернулось целое представление. ...Подробнее

    Идем до конца переулка и на Петровке поворачиваем налево, проходим к дому 19
  • 8

    Доходный дом Коровина

    Приехав в Москву 24 апреля 1903 года, Чехов поселился  здесь, в доме Коровина. Писатель снимал квартиру в надворном корпусе (справа, за аркой) - "во дворе, прямо, потом направо, потом налево, потом подъезд направо, третий этаж". В этой квартире впервые читали пьесу "Вишневый сад", в саду "Эрмитаж" в то же время шли репетиции. А.П. Чехов в письме писал: “Квартира великолепна…порядок примерный”. Но подниматься по лестнице на третий этаж было для больного писателя, как он выражался, “подвигом великомученика”. ...Подробнее

    Продолжаем идти в сторону бульваров, но перед выходом на Страстной, свернем в Петровский переулок
  • 9

    Театр Ф.А. Корша

    К бывшему театру Корша (ныне "Театр Наций") мы не можем не подойти. Ведь театральная деятельность Чехова связана прежде всего с Петровским переулком и этим зданием. На сцене театра впервые была поставлена пьеса “Иванов”.

    Возвращаемся на Петровку, доходим до Страстного бульвара и поворачиваем налево, к дому 12
  • 10

    Жилой дом, XIX в. (Театр наций)

    19 февраля 1882 года было основано первое Российское гимнастическое общество в Москве. В числе его учредителей были писатели В.А. Гиляровский (позже председатель) и А.П. Чехов, по чистой случайности. Общество находилось в доме Редлиха по Страстному бульвару. В 1880-х годах здесь располагалось Гимнастическое общество с классами гимнастики и фехтования. Гиляровский описывал, как Антон Павлович стал членом общества: "С этого дня мы стали встречаться особенно часто в "Будильнике" и "Зрителе" у Всеволода Давыдова. Совсем друзьями сделались. Как-то за столом у меня дома, в случайном разговоре о Русском гимнастическом обществе, он сказал улыбаясь: - Я тоже член-учредитель Гимнастического общества. Селецкий меня и брата Николая записал в  учредители... Так, для счета... Вот там-то мы с тобой, Гиляй, и познакомились. Помнишь? Так как стесняться было нечего, я сказал откровенно: - Нет, не помню. И рассказал Антон Павлович, как его случайно завел Селецкий, тогдашний председатель общества, в гимнастический зал в доме Редлиха на Страстном бульваре: - Посреди огромною зала две здоровенные фигуры в железных масках, нагрудниках и огромных перчатках изо всех сил лупят друг друга по голове и по бокам железными полосами, так что искры летят - смотреть страшно. Любуюсь на них и думаю, что живу триста лет назад. Кругом на скамьях несколько человек зрителей. Сели и мы. Селецкий сказал, что один из бойцов - Тарасов, первый боец на эспадронах во всей России, преподаватель общества, а другой, в высоких сапогах, его постоянный партнер - поэт Гиляровский. Селецкий меня представил вам обоим, а ты и не поглядел на меня, но зато так руку мне сжал, что я чуть не заплакал. Чехов с тех пор так и не бывал больше в Гимнастическом обществе, но разговаривали мы о нем впоследствии не раз, а в 90-х годах он даже внес членский взнос и снова стал числиться членом, желая сделать мне, председателю общества, приятное". ...Подробнее

    Переходим бульвар, идем к величественному зданию на углу бульвара и Петровки
  • 11

    Ново-Екатерининская больница

    На Страстном бульваре у Петровских ворот во времена студенчества Чехова здесь находились госпитальные клиники. В 1883-1884 годах Антон Павлович наблюдал больных в терапевтической клинике и в клинике нервных болезней, сдавал зачеты и занимался хирургией. Заключительный курс был особенно труден: предстояли выпускные экзамены. «Спать ужасно хочется, – сообщал Чехов Н.А. Лейкину в январе 1884 г., – 3 часа ночи. Завтра надо рано вставать и идти в клиники…» ...Подробнее

    Теперь движемся к Садовому кольцу, по Петровке и Каретному ряду идем к саду &quot;Эрмитаж&quot;
  • 12

    Московский театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова

    Хоть в саду ничего практически и не сохранилось, мы все же зайдем сюда. Ведь премьера “Чайки” состоялась в Художественном театре 17 декабря 1898 года в арендованном помещении “Эрмитажа”. В этом же помещении театр показал современникам премьеры еще двух пьес А.П. Чехова  “Дядя Ваня” (26 ноября 1899 года) и “Три сестры” (31 января 1901 года). ...Подробнее

    Пересекаем сад, выходим в Успенский переулок и по нему движемся к Малой Дмитровке, остановимся прямо на углу, у дома 12
  • 13
    Городская усадьба Шубиных - И.А.Сытенко - А.Е.Владимирова

    Городская усадьба Шубиных - И.А.Сытенко - А.Е.Владимирова

    Приехав из Ялты в Москву 12 апреля 1899 года, Чехов остановился у родных в доме Владимирова на Малой Дмитровке, но пробыл тут всего несколько дней: «Квартира мне не понравилась, пришлось переезжать…» Впрочем, переехал он совсем недалеко, фактически через перекресток.

    Перейдем улицу и чуть углубимся в Дегтярный переулок
  • 14

    Доходный дом купца А.А.Шешкова

    Дом Шешкова, кв. 14 - вот новый адрес Чехова. Вход в квартиру был с Дегтярного переулка. Родным писатель сообщал, что квартиру эту нанял на целый год. Однако 25 августа 1899 года он уехал в Ялту, откуда вернулся в этот дом в октябре 1900 года и жил здесь до 10 декабря того же года. В этом доме 27 апреля 1899 года его посетил Л.Н. Толстой, но, как писал сам Чехов, «…поговорить с ним не удалось, так как было много всякого народу, в том числе два актера, глубоко убежденные, что выше театра нет ничего на свете». На квартире у Чехова также бывали А.М. Горький, В.И. Немирович-Данченко, И.И. Левитан, И.А. Бунин, В.А. Гиляровский. В этой квартире жила  и сестра писателя М.П. Чехова, преподававшая в гимназии Ржевской. В 1910 году дом был надстроен. ...Подробнее

    Вернемся на Малую Дмитровку, повернем налево и дойдем до дома 29
  • 15
    Выставочный зал "Домик Чехова"

    Выставочный зал "Домик Чехова"

    В 1890 году семья Чехова переехала на Малую Дмитровку, 29, в маленький двухэтажный дом. Вернувшись в начале декабря 1890 года с Сахалина, писатель поселился во флигеле дома №29 в правой части двора, на втором этаже, где и прожил до 1892 года. Здесь он работал над рассказами “Попрыгунья”, “Дуэль”, “Палата №6” и встречался с В.Г. Короленко, Д.В. Григоровичем, В.А. Гиляровским, П.Д. Боборыкиным, В.И. Немировичем-Данченко, И.И. Левитаном. В декабре 1890 года Чехов писал Н.А. Лейкину: "Живу я теперь на Малой Дмитровке; улица хорошая, дом особнячок, два этажа. Пока не скучно, но скука уже заглядывает ко мне в окно и грозит пальцем". С февраля 1892 года и по 1898 год Чехов не имеет в Москве постоянной квартиры и останавливается в гостинице. Сегодня в доме размещается выставочный зал "Домик Чехова". ...Подробнее

    Здесь, у флигеля, где теперь разместился выставочный зал, мы и окончим нашу прогулку
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
МХАТ

МХАТ

Тверской бульвар, д. 22

Здание, задуманное еще в 1930-х, было построено только спустя почти сорок лет

Рейтинг: 3.4
Здания
Ссудная казна

Ссудная казна

Настасьинский пер., д. 3, стр. 1

Интерьеры здания расписаны по эскизам Ивана Билибина.

3.92
Здания
Кооперативный жилой дом Наркомвнешторга

Кооперативный жилой дом Наркомвнешторга

Долгоруковская ул., д. 5

Загадка этого дома таится в заложенной гигантской арке. Зачем она здесь?

3.46
Памятники
Памятный камень-куб на месте первой баррикады в Москве

Памятный камень-куб на месте первой баррикады в Москве

Адрес: Тверской б-р, д. 27

На этом месте 24 сентября 1905 г. была сооружена одна из первых баррикад в Москве.

(Нет голосов)
Здания
Дом «Первый шаг»

Дом «Первый шаг»

Тверской бул., д.20, стр.4

Кирпичный жилой дом в стиле «авангард» для работников просвещения.

3.45
Здания
Суздальское подворье

Суздальское подворье

Ул. Рождественка, д. 5

Весь квартал между Пушечной улицей и Кузнецким мостом прорезала целая система проходных дворов.

3.4
Здания
Доходный дом Троицкого подворья

Доходный дом Троицкого подворья

2-й Троицкий пер., д. 6

Не только в названии этого переулка сохранилось напоминание о Троицкой слободе.

3.23
Места
Улица Рождественка

Улица Рождественка

Рождественка – одна из самых коротких радиальных улиц центра Москвы, короче только Б. Лубянка.

(Нет голосов)
Здания
«Дом Брюсовых». В 1878-1910-е гг. здесь жил и работал поэт В.Я. Брюсов

«Дом Брюсовых». В 1878-1910-е гг. здесь жил и работал поэт В.Я. Брюсов

Цветной бульвар, д. 22, стр. 1

Двухэтажный каменный домик на середине внешней стороны Цветного бульвара вот уже больше века охраняется именем знаменитого поэта Валерия Брюсова.    Здесь поэт родился в доме деда  Кузьмы Андреевича, родоначальника Брюсовых.

3.48
Памятники
Памятник студентам, преподавателям, сотрудникам Архитектурного института, павшим в годы Великой Отечественной войны

Памятник студентам, преподавателям, сотрудникам Архитектурного института, павшим в годы Великой Отечественной войны

Рождественка ул., д. 11 (у здания Архитектурного института)

(Нет голосов)
Музеи
Галерея Artstory

Галерея Artstory

Галерея современного искусства Artstory – крупная арт-площадка в самом центре Москвы – была открыта 15.10.2014 г. Необычные выставочные проекты, которые открываются каждые полтора-два месяца, включают новые произведения художников, а также работы из коллекции галереи, крупных музейных и частных собраний. Для основателей галереи – Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма – важны как роль истории в творчестве авторов, так и роль художников в создании самой истории. А ещё здесь рассказывают самые разные «истории». В экспозиции галереи можно увидеть произведения российских и зарубежных авторов, работающих в различных направлениях, техниках и жанрах, художников разных эпох и судеб. Галерея проводит как крупные групповые экспозиции современного искусства, так и персональные выставки художников. Насыщенную выставочную программу сопровождают образовательные мероприятия: лекции, мастер-классы и занятия для детей, творческие встречи, кинолектории. Галерея включает четыре выставочных зала и арт-резиденцию. В коллекции Artstory находятся произведения различных авторов, включая таких как: Михаил Шварцман, Николай Ситников, Анатолий Зверев, Леонид Пурыгин, Оскар Рабин, Олег Целков, Моисей Фейгин, Наталья Нестерова, а также работы многих других художников, отражающих определённую и уникальную грань такого сложного явления, как «русский авангард». Коллекция Artstory – пример того, как из подчас диаметрально противоположных по стилям и направлениям произведений можно сформировать основу для живого, актуального, энергичного собрания, способного развиваться дo статуса музейной коллекции.

(Нет голосов)
Места
Кузнецкий мост

Кузнецкий мост

Мост, между прочим, никуда не делся.

(Нет голосов)