Палаты Троекуровых — один из древнейших сохранившихся памятников гражданской архитектуры Москвы. Слово «палаты», происходящее от итальянского палаццо, использовалось для обозначения каменных домов знати, строившихся в русских городах и монастырях в конце XV – начале XVIII столетия. Эти здания знаменовали переход от традиционного деревянного строительства к новой дворцовой архитектуре.
История палат Троекуровых уходит корнями в XVI век. На плане Москвы 1626 года уже отмечено здание, ставшее основой для будущих палат. Исследователи полагают, что от этой первоначальной постройки сохранились три сводчатые палаты в первом этаже южной части дома.
Владельцами здания был именитый княжеский род Троекуровых, ведущий своё происхождение от Рюриковичей. Родоначальником рода считается князь Михаил Львович, получивший прозвище Троекур. Особенно примечательна фигура боярина Ивана Борисовича Троекурова (1633–1703), который был известен своим умением ладить с властью и занимал высокие государственные посты.
В середине XVII века палаты подверглись капитальной перестройке, в результате которой они превратились в одно из самых высоких гражданских зданий Москвы петровского времени. Однако в 1680 году здание сильно пострадало от пожара, в котором сгорел деревянный верхний терем.
К 1691 году палаты были не только восстановлены, но и надстроены парадным каменным этажом. Именно с этого момента начинается их документальная история. Сохранилась запись о том, что в связи с новосельем боярина Ивана Борисовича Троекурова, занимавшего тогда пост начальника Стрелецкого приказа, государь пожаловал ему 40 соболей.
Палаты Троекуровых представляют собой редкий пример перехода от традиционных боярских палат к дворцовому зданию нового типа. В их архитектуре сочетаются элементы древнерусского зодчества и новые тенденции, характерные для конца XVII века.
Композиция здания выполнена в форме буквы «Г» (так называемый план «глаголем»), что типично для древнерусского жилого зодчества. Фасады украшены спаренными колонками, отражающими внутреннюю планировку помещений. В то же время, разбивка фасада на относительно равные отрезки и анфиладное расположение парадных покоев свидетельствуют о новых архитектурных веяниях.
На первом и втором этажах сохранились профилированные междуэтажные тяги и пластичные килевидные наличники из тесаного кирпича, а также небольшие арочные проёмы, характерные для середины XVII века. Окна третьего этажа больше по размеру и имеют прямоугольные очертания. Их обрамляют пышные белокаменные наличники, выполненные в стиле московского барокко и характерные для конца XVII века.
Интересно, что белый камень в декоре применён только на южном и западном фасадах. Окна северного фасада, выходившие на хозяйственный двор, не имели резных наличников, что отражало функциональное разделение пространства.
На протяжении своей истории палаты Троекуровых неоднократно меняли свое назначение. К концу XVIII века, оказавшись в оживлённом торговом квартале Охотного ряда, здание приобрело функции доходного дома. В XIX веке оно использовалось Московским мещанским обществом как гостиница «Лондон».
История реставрации палат Троекуровых отражает сложную судьбу многих памятников архитектуры Москвы. После пожара 1812 года здание подверглось значительным изменениям: при ремонте палаты утратили декор фасадов, были оштукатурены и приобрели вид ампирного дома. В интерьерах была выполнена перепланировка, в результате которой была утрачена анфиладная структура помещений третьего этажа, а подлинная внутренняя отделка помещений была полностью уничтожена.
В 1920-е годы, когда Охотный ряд был объявлен территорией новой масштабной застройки, палаты Троекуровых чудом избежали сноса, в отличие от соседних исторических зданий. Однако здание было превращено в обычный жилой дом и к 1956 году в нём проживало 268 человек.
Первая масштабная научная реставрация палат была проведена в конце 1950-х – начале 1960-х годов под руководством архитектора Гали Алфёровой. В ходе этих работ был полностью восстановлен богатый кирпичный декор на фасадах и в интерьерах, воссозданы своды, оконные и дверные проёмы, наличники, выявлена первоначальная планировка внутренних помещений. Важным открытием стало обнаружение на чердаке остатков белокаменного мощения — пола открытого гульбища, окружавшего некогда деревянную светёлку на крыше палат.
После завершения этой реставрации в здании разместился Музей музыкальной культуры им. Михаила Ивановича Глинки. Однако в 1980-х годах начался новый этап реставрационных работ, прерванный из-за ликвидации заказчика — Госплана СССР. С тех пор здание долгое время не эксплуатировалось и пришло в аварийное состояние.
Новый этап возрождения палат Троекуровых начался в 2018-2019 годах. Реставраторы столкнулись с серьёзными вызовами: необходимо было не только восстановить исторический облик здания, но и приспособить его к современному использованию, соблюдая при этом все требования к сохранению объекта культурного наследия.
В ходе работ были восстановлены шатровые крыши, воссоздан исторический цвет фасада — не просто красно-кирпичный, а с оттенком брусники. Особое внимание было уделено инженерным системам: здание оснастили современным оборудованием, включая системы электроснабжения, водоснабжения, отопления, вентиляции и пожаротушения. При этом все новые коммуникации были искусно скрыты, чтобы не нарушать исторический облик интерьеров.
Результаты этой масштабной реставрации были высоко оценены профессиональным сообществом. Палаты Троекуровых стали лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация-2020».
Сегодня палаты Троекуровых вновь предстают перед нами во всём своём великолепии, напоминая о славном прошлом Москвы и демонстрируя мастерство современных реставраторов. Это здание — не просто памятник архитектуры, но живое свидетельство истории, связывающее нас с эпохой расцвета Московского государства и зарождения новой имперской России.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.