Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Васнецов Виктор Михайлович

Васнецов Виктор Михайлович
Васнецов Виктор Михайлович
живописец, архитектор
4.11
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Дата и место рождения:
3 (15) мая 1848, село Лопьял Вятской губернии
Дата и место смерти:
23 июля 1926, Москва
Сфера деятельности:
Искусство, Архитектура
Эпоха:
Начало 20 века, Российская империя 18-19 век
Рождение и происхождение

Васнецов Виктор Михайлович (3 (15) мая 1848 – 23 июля 1926) - живописец, график, архитектор, иллюстратор. Портретист, монументалист, автор жанровых картин, театральный художник.

Родился в селе Лопьял Вятской губернии. Сын сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны. Всего в семье было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.


Образование

Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика. Как и многие русские художники того времени, стремился выйти за границы канонов академического искусства.


Деятельность

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и т.д.

Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. «Никак я не мог одобрить и то, что в первом же номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к которому у меня выработалось определенное отрицательное отношение, а именно к Виктору Васнецову» – негодовал А.Н. Бенуа. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».

Тем не менее, творчество В.М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д.

В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.


Личная жизнь

Был женат на Александре Владимировне Рязанцевой. Имел сыновей: Бориса, Алексея, Михаила, Владимира и дочь Татьяну.


Смерть

Умер в Москве в своей мастерской во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.


Рекомендации
Соломатин Александр Викторович
российский военнослужащий, Герой Российской Федерации
Зорге Рихард
советский разведчик
Поделитесь статьей с друзьями
Связанные объекты(30)
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

Усадьба Салтыковых, занимавшая целый квартал в центре Москвы с XVIII века, в 1839–1909 годах стала домом для знаменитого Купеческого клуба — места встреч элиты, гастрономических изысков и культурных событий. После революции здание сменило несколько ролей: от кабаре до театральных студий Станиславского и Немировича-Данченко, а в 1941 году здесь окончательно обосновался объединённый театр их имени. Этот архитектурно-исторический комплекс, пройдя через века, сохранил статус важного культурного центра Москвы, соединяющего традиции купеческой России с театральным наследием XX века.

В 1941-1945 годах Московский академический Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) стал единственным столичным театром, который работал с первого до последнего дня войны. Об этом и других фактах рассказывает спецпроект о московских театрах в годы Великой Отечественной войны.

Ул. Большая Дмитровка, д. 17
Пушкинская, Тверская, Чеховская
Усадьба П.И. Харитоненко
ЦАО, Софийская наб., дом 14, строение 1
Кустарный музейЭти палаты сподвижника Петра I известны современникам как... кустарный музей.
Леонтьевский пер., дом 7, строение 1А,1Б,1В
Тверская
Дом-музей В. М. Васнецова
г. Москва, пер. Васнецова, д. 13
Третьяковская галерея
Лаврушинский пер., дом 10, строение 4
Полянка, Третьяковская, Новокузнецкая
Особняк Морозовых в Большом Трёхсвятительском переулке

Усадьба, известная сегодня как дом Морозовых, возникла в XVIII веке и сначала принадлежала Нарбекову, затем князю Кантемиру и училищу Лопухиной. Новую страницу в её истории открыл купец и коллекционер Василий Кокорев, который перестроил дом в начале 1860-х годов и в 1862 году открыл в нём первую частную художественную галерею с известным рестораном «Тиволи». После финансового краха Кокорев продал усадьбу Тимофею и Марии Морозовым, которые обновили интерьеры и устроили домовую церковь. При них дом стал культурным центром Москвы: здесь бывали Третьяков, Чехов, Шаляпин, Серов, Коровин, Васнецовы, а художнику Исааку Левитану была подарена мастерская в бывшей оранжерее.

После 1917 года усадьба изменила назначение и была использована новыми властями, её прежний облик стал утрачивать былую роскошь. С 1920-х годов в здании располагался детский сад, известный по фильму «Усатый нянь», что обеспечило его сохранение, но привело к утрате значительной части интерьеров и внешнего декора. Сегодня усадьбу можно увидеть со стороны любимого москвичами Морозовского парка.

Большой Трёхсвятительский пер., д. 1-3, стр. 1
Музей имени Андрея Рублева
г. Москва, Андроньевская пл., д. 10