История памятника Пушкину начинается в 1855 году, когда группа чиновников министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился и сам поэт, инициировала кампанию по сбору средств на его сооружение. Идея создания памятника встретила широкую поддержку общества, и средства собирались буквально «всем миром».
В 1873-1875 годах были проведены три открытых конкурса проектов памятника, в котором одержал победу скульптор Александр Михайлович Опекушин. Работа над памятником заняла несколько лет. Скульптор создал сотни эскизов и гипсовых макетов, стремясь найти наиболее выразительный образ поэта. К работе над гранитным пьедесталом был привлечен архитектор Иван Семёнович Богомолов, спроектировавший изящные ступени, невысокий цоколь, 18 гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой стороне и гирляндами литых лавровых листьев.
Торжественное открытие памятника состоялось 6 июня 1880 года, в день рождения Пушкина. Это событие стало значимым не только для Москвы, но и для всей страны. По воспоминаниям очевидцев, в день открытия с самого утра толпы простых обывателей и многочисленные экипажи почетных гостей стали стекаться к площади Страстного монастыря (ныне Пушкинской).
Среди почетных гостей на открытии присутствовали Иван Тургенев, Яков Полонский, Аполлон Майков, Алексей Плещеев, Фёдор Достоевский. Народ скупал у торговцев несметное количество ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал.
Скульптор представил поэта в глубоком раздумье. Склонённая голова, рука, заложенная за лацкан фрака, медленный, словно застывший шаг — вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности.
Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, в некотором удалении от Тверской улицы. Однако в 1950 году было принято решение о его переносе. Монумент передвинули на противоположную сторону улицы Горького (ныне Тверской), на место снесенной колокольни Страстного монастыря. Этот проект стал настоящим инженерным достижением: одиннадцатиметровую статую Пушкина везли через Тверскую улицу по рельсам, а затем разворачивали в нужный ракурс.
За время своего существования памятник стал неотъемлемой частью культурной жизни Москвы. Он превратился в популярное место встречи для многих поколений москвичей, а фраза «встретимся у Пушкина» стала крылатой.
В 2016–2017 годах была проведена первая комплексная реставрация монумента за долгие годы: предыдущие работы в 1993 и 2003 годах носили фрагментарный характер.
Скульптуру очистили от пылесажевых загрязнений и копоти, удалили поздние поверхностные мастиковки. Было выполнено локальное химическое патинирование для выравнивания цвета и устранения бликов. Часть бронзовых гирлянд отлили заново, часть — отреставрировали. Железобетонное основание монумента укрепили, блоки ступеней переложили, а поверхности гранитных плит облицовки очистили от загрязнений и старых восполнений. Обновили отмостки из гранитных плит и столбиков ограждения.Провели реставрацию фонарей, которые были расчищены, загрунтованы и покрашены в черный цвет.
От цветника пришлось отказаться, так как он не был предусмотрен авторским решением и позволял влаге проникать к фундаменту памятника.
Особое внимание было уделено сохранению исторической патины на бронзовой поверхности памятника. Решение о локальном патинировании вместо полного удаления патины было принято на объединенном научно-методическом совете Департамента культурного наследия города Москвы.
Результатом реставрации стало возвращение памятнику его первоначального облика. Теперь москвичи могут им любоваться в том виде, в котором он впервые предстал перед горожанами.
Высокое качество проведенных работ было отмечено профессиональным сообществом. В 2017 году памятник Пушкину стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».
Сегодня отреставрированный памятник продолжает оставаться одним из главных символов Москвы, центром притяжения для горожан и гостей столицы, а также важным объектом культурного наследия, хранящим память о великом русском поэте.






%20BEL_0449.jpg&w=1920&q=75)












































