Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Цой Виктор Робертович

Цой Виктор Робертович
Цой Виктор Робертович
рок-музыкант
3.92
Дата и место рождения:
21 июня 1962, Ленинград
Дата и место смерти:
15 августа 1990, близ села Кестерциемс, Тукумский район, Латвийская ССР
Сфера деятельности:
Музыка
Эпоха:
Советское время
Рождение и юность

Виктор Робертович Цой (21 июня 1962 года — 15 августа 1990 года) — советский рок-музыкант, автор песен и художник. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, писал музыку и стихи. Снялся в нескольких фильмах.


Виктор Цой – уникальное явление для российского рока. Лидер группы "Кино", музыкант и киноактер, он стал кумиром поколения Перестройки.


Родился Виктор Робертович 21 июня 1962 года в семье, так называемой, научно-технической интеллигенции. Его отец – Роберт Максимович – инженер, родом из Кореи, а мать – Валентина Васильевна – учительница физкультуры в школе, коренная жительница Санкт-Петербурга. Виктор был единственным ребенком в семье.


С раннего детства ребенок любил рисовать, поэтому в 1974 году родители отдали его в художественную школу, где он проучился три года. Однако в пятом классе у Виктора появился еще один интерес - музыка. Тогда же он получил в подарок от родителей первую гитару и начал вместе с Максимом Пашковым собирать вокруг себя первую группу - «Палата №6». В это время Цой начал сочинять, вопреки распространенной моде, свою собственную музыку, основываясь на личных жизненных наблюдениях.



Образование

Тем не менее, после 9 класса Виктор Цой не бросил рисовать окончательно и поступил в художественное училище имени Серова на оформительское отделение. Где проучился год и был отчислен за неуспеваемость – большую часть своего времени он посвящал музыке. Виктор пошел работать на завод, а затем устроился в Художественно-реставрационный профессиональный лицей №61, где осваивал профессию резчика по дереву. После окончания учебы по распределению был отправлен работать в реставрационные мастерские Екатерининского дворца-музея в Пушкине. После этого работал в садово-парковом объединении резчиком по дереву.


Начало и рассвет творчества

Цой в молодости увлекался творчеством Высоцкого и Боярского, а позже – Брюса Ли, которому всячески подражал. К примеру, начал заниматься восточными единоборствами и нередко профессионально вырезал китайские фигурки нэцкэ из дерева.

В начале 80-х Цой начал тесно общаться с Алексеем Рыбиным из группы «Пилигримы» и Андреем Пановым. У последнего дома, к слову, Цой и начал устраивать свои первые квартирники (камерные выступления). Из этих концертов летом 1981 года возникла группа "Гарин и гиперболоиды", куда входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. После ухода в армию Олега Валинского, группу переименовали в "Кино".

Во время одной из поездок из Питера в Москву в электричке Виктора с компанией услышал Борис Гребенщиков (лидер группы «Аквариум»). Он предложил Цою свою помощь и помощь своих друзей - Андрей Тропилло и Сергея Курехина. Благодаря им появился первый альбом «45», именно столько минут составляет общая продолжительность звучания записей. Но из окончательного варианта была убрана песня «Я — асфальт», которую можно найти в переиздании «45», где она прилагается в качестве бонус-трека.

После выхода альбома группа начинает набирать популярность, музыканты выступают в Санкт-Петербурге и Москве. В феврале 1983 года группу покидает Алексей Рыбин из-за разногласий с Цоем. Через какое-то время уходит также и Валинский. А осенью Виктор попадает в психиатрическую больницу, куда он лег на обследование на полтора месяца, уклоняясь от армии. Выйдя из этого места, Цой написал песню «Транквилизатор».

В 1985 году группа записала свой следующий альбом «Начальник Камчатки» (в честь названия котельной, где Виктор трудился кочегаром) уже в новом составе: вместо Рыбина и Валинского в состав коллектива вошли гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов, а за барабанную установку сел Густав (Георгий Гурьянов). В том же году группа "Кино" стала лауреатом на втором Ленинградском рок-фестивале, став подлинной сенсацией для слушателей.

Весной 1985 года группа села записывать следующий альбом «Ночь», но работа над ним слишком затянулась, и они выпустили другой – «Это не любовь», который имел большой успех на всей территории Советского Союза. В ноябре 1985 в составе группы произошли последние изменения – на место Титова пришел бас-гитарист Игорь Тихомиров. Через год, наконец, выпустили и «Ночь», в которую вошли такие песни как «Видели ночь» и «Мама Анархия».

Пик популярности «Кино» пришелся на 1986 год. Секрет ее состоял в уникальном для того времени сочетании необычных, экспериментальных музыкальных находок с простыми и понятными каждому текстами, которые легко исполнялись под гитару каждым из многочисленной толпы фанатов. Музыканты внимательно наблюдали за эволюцией музыкального процесса на Западе и пытались найти применение в своей музыке наиболее интересному из услышанного.

В 1988 году вышел альбом "Группа крови" и был записан альбом "Звезда по имени Солнце", который вышел в конце 1989 года ‑ первый и последний альбом в истории группы, записанный в профессиональной студии. В это же время Цой знакомится с Юрием Айзеншписом, который с 1989 года занимается продюсированием группы. «Кино» начинает приобретать всесоюзную популярность. Коллектив ездит с концертами по Франции, Дании и Италии.


Личная жизнь

В феврале 1984 года Цой женился на Марьяне (Марианне), с которой познакомился на дне рождении их общего знакомого. В августе следующего году у них родился сын – Александр.
Увлечения и хобби

Кроме музыкального творчества, Виктор Цой был известен и своими работами в кино. Он снимался в следующих картинах: "Йа‑хха!" (1986, режиссер Рашид Нугманов), "Конец каникул" (1986, режиссер Сергей Лысенко), "Рок" (1988, режиссер Алексей Учитель) и "Асса" (1987, режиссер Сергей Соловьев). Во время съемок последнего фильма он познакомился с Натальей Разлоговой, которая была на тот момент ассистентом режиссера. Между ними вспыхнул роман, который привел к тому, что Виктор ушел из семьи, хотя официально пара так и не развелась. В фильме Рашида Нугманова "Игла" (1988), который занял второе место в прокате, Виктор сыграл главную роль, за что в последствии был признан лучшим актером СССР на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе.

Цой продолжал также заниматься живописью. В 1988 году на прошедшей в Нью-Йорке выставке ленинградских современных художников 10 картин принадлежали его кисти.

Летом 1989 года вместе с Юрием Каспаряном Виктор Цой ездил в США, а весной 1990 года побывал в Японии.


Последние годы

В июне 1990 года в Лужниках в Москве состоялся последний концерт группы "Кино". После этого Виктор Цой уехал на два месяца отдыхать в Латвию, где занимался записями песен для нового альбома. Его выпустили уже после его смерти в декабре 1990 года под названием «Черный альбом».

5 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь с ночной рыбалки в Юрмалу за рулем "Москвича". Машина Цоя врезалась в рейсовый пассажирский автобус "Икарус". По версии следствия, певец уснул за рулем. Он похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.


Мемориал

По всему миру можно встретить памятники, посвященные Виктору Цою и его творчеству. В Москве, пожалуй, самым известным является "Стена Цоя"», стихийно появившаяся в 1990. Она исписана цитатами из песен группы "Кино". Поклонники певца массово собираются у стены два раза в год ‑ 21 июня, в день рождения, и 15 августа, в день смерти. В 2006 году стена Цоя была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но потом вновь восстановлена фанатами.
Рекомендации
Соломатин Александр Викторович
российский военнослужащий, Герой Российской Федерации
Зорге Рихард
советский разведчик
Отзывы
(1)
Поделитесь статьей с друзьями
Связанные объекты(56)
Суриков В. И.
Пречистенка ул., д. 21 (напротив здания Российской академии художеств)
Памятник Л.Н. Толстому на Поварской

Узнайте историю одного из самых скрытых и выразительных памятников Москвы — монумента Льву Толстому, спрятанного во дворе легендарного «дома Ростовых» на Поварской. Этот уголок старой усадьбы оживает, когда вы открываете для себя подлинные связи писателя с московским домом и удивительную судьбу его создателей.

   

Памятник Льву Николаевичу Толстому на Поварской улице установлен во дворе усадьбы Соллогуба, традиционно связываемой с «домом Ростовых» из романа «Война и мир». Толстой бывал здесь у родственника Михаила Боде-Колычёва, позднее дом перешёл художнику Ф.Л. Соллогубу и в советское время занимал Союз писателей СССР. Скульптура представляет писателя в крестьянской одежде, в задумчивой спокойной позе, что перекликается с известным портретом работы Ильи Репина.

Монумент установлен в 1956 году, автор скульптуры — Галина Николаевна Новокрещенова, представительница реалистической школы, для которой эта работа стала важнейшей. Архитектор проекта — В.Н. Васнецов. Несмотря на художественную выразительность, памятник остаётся малозаметным из-за расположения глубоко во дворе, в тени деревьев.

У Толстого в Москве есть и более известные монументы: фигура Меркурова на Пречистенке и памятник Портянко на Девичьем поле. Однако памятник на Поварской ценится своей камерностью и связью с литературной легендой: усадьба Соллогуба сохранила исторический облик, а сам двор открыт для посещений, и в памятные даты москвичи приносят сюда цветы.

г. Москва, ул. Поварская, д. 52/55 стр. 1
Краснопресненская, Баррикадная
Дом С.У. Соловьева

Особняк архитектора С. У. Соловьева (1901–1902 гг.) — уникальный пример его творчества, вдохновленный бельгийским модерном, с богатой символикой: львы, совы, майоликовые панно и химеры. Некоторые исследователи считают его прототипом дома Маргариты из «Мастера и Маргариты», сочетая в описании с соседним особняком Некрасова. После революции здание занимали дипломатические миссии, а сейчас здесь находится Секция интересов Грузии при Посольстве Швейцарии.

В 2025 году портал «Узнай Москву» и Киностудия Горького реализуют совместный проект, посвященный 110-летию студии.
Вспоминайте любимые фильмы, снятые в Москве и о Москве. Узнавайте историю памятных мест столицы, запечатленных в кадрах кинолент одной из старейших киностудий страны.